Языковой тупик

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Перед началом нового учебного года члены республиканского объединения белорусского языка провели в городе Гродно пятьдесят встреч с родителями учеников. Цель встреч - убедить их в необходимости обучения детей на родном белорусском языке.
Результат оказался неутешительным:только пять учащихся пришли в белорусский класс.
Агитаторы сокрушались:при встречах родители соглашались с необходимостью обучения детей на белорусском языке, а на деле поступили иначе. И кто виноват в этом? Ответ у подобных агитаторов привычный:власть, хотя она не препятствует созданию целиком белоруссизированных классов, даже для пяти учащихся создало условия(а в Могилеве -одного).
Обвинения власти традиционны и контекст их, не единожды озвученный вслух, понятен:если бы властвующие чиновники во главе с президентом сами заговорили на белорусском языке, -заговорила бы вся страна.
В этом утверждении есть своя доля истины. Но вся история БССР, а теперь независимой Беларуси показывает, что, тем не менее, насильственная белоруссизация всегда благополучно проваливалась. Народ вполне устраивает та языковая ситуация, которая существует. Для него это не вопрос насущной необходимости и жизненной важности.
Исторически так сложилось, что разные части территории нынешней Беларуси входили в разные государства:Великое Княжество Литовское, Российскую империю, Польское государство. В таких условиях белорусский язык не был объединяющим для белорусов, живущих в разных государствах. Они осваивали язык той страны, в которой жили, он для них становился своим.
Насильно изменить эту ситуацию невозможно. Ведь еще до 1939 года Восточная Белоруссия входила в состав СССР, а Западная - Польши, в том числе и Гродно. Поэтому Восточная часть Беларуси тяготеет к России и русскому языку, Западная - к польскому. Многие "западники" вообще считают себя поляками, и в республике существует аж два объединения поляков - официальное и непризнанное властью объединение, которое больше ориентировано на Польшу.
Давно пора смириться с этой ситуацией, во всяком случае, на этом периоде исторического времени, и дать ей развиваться без принуждения. Во всяком случае, не посыпать голову пеплом и не стенать постоянно по ее поводу.



Другие статьи в литературном дневнике: