Мечты и реальность

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Человечество не оставляет надежду найти братьев по разуму. Вот уже и зонд, запущенный НАСА почти сорок лет назад, вышел за пределы солнечной системы. Авось, он что-нибудь все-таки сообщит землянам? Но даже если и сообщит, разве мы поймем это?
Мы даже на Земле чаще всего не понимаем друг друга. Как же нам понять тех, кто живет иначе?
Зонд, ушедший за пределы солнечной системы, несет послание на десятках языков нашей планеты, а также плач ребенка, лай собаки и музыку двух великих композиторов.
Странный какой-то "набор". Если с языками и музыкой всё понятно, то почему - плач ребенка и лай собаки? Может, у них дети вовсе и не плачут?
Это, конечно, шутливое замечание, но лай собаки действительно озадачивает. Я люблю собак, но не стану утверждать, что собаки - самая характерная особенность планеты Земля, тем более, ее лай.
Эта "мелочь" показывает, насколько мы вообще далеки от понимания мира, который лежит за пределами нашей солнечной системы. Конечно, скидку надо сделать на то, что зонд был запущен почти сорок лет назад. Но намного ли мы продвинулись в его понимании теперь?
Да, техника стала несравненно совершеннее, мы забираемся в более отдаленные космические уголки. И что от этого? Возьмем исследование Марса. То вдохновляемся:есть там жизнь, во всяком случае, была, потому что обнаружено наличие воды, то, увы, нет и не было, потому что воды нет, то нет, оказывается, вода есть, только она в почве, и ее надо будет добывать...
Вот наш сегодняшний уровень понимания добытой космическими аппаратами сведений об этой планете, как, впрочем, и о других. Потому что Небеса нам не открываются, как открывались нашим древним предкам, когда к ним прилетали Боги, и мы, слепые щенята, несмотря на современную, и, как кажется нам, выдающуюся технику, тычемся в одно и то же:раз там нет ничего похожего на земные условия, значит, и жизни нет.
Обратите внимание и на другой аспект нашего мышления. Большинство книг фантастов, даже самых известных, повествуя о других планетах, не обходятся без войн на них. Все с кем-то воюют, кого-то захватывают, подчиняют себе...
Наше земное мышление настолько традиционно-уперто, что жизнь без войны нам и не представляется, мы свои взгляды и поступки приписываем инопланетянам. Мы даже помыслить не хотим, что они могут быть иными,- мирными и приветливыми.
Да и жить совершенно иначе, например, без языка и речи, потому что разговаривают между собой мысленно, умеют передавать мысли и образы и на расстоянии.
Всё это кажется нам фантастикой. Лай собаки и плач ребенка мы понять можем, но мысленный разговор, да еще на расстоянии,- увольте, оставьте эти бредни фантастам.
В общем, мечтать, конечно, надо, но реальность такова, что нынешняя земная цивилизация вряд ли кому-то интересна, чтобы на нее обратили внимание и откликнулись на ее зов.



Другие статьи в литературном дневнике: