Правда мифологии

Галина Айзенштадт: литературный дневник

В 1980 году эту книгу - "Золотая ветвь" Джеймса Джорджа Фрэзера - издали в Советском Союзе как антирелигиозную. Очевидно, в заблуждение ввело определение автора-англичанина как "религиоведа и этнолога".
На самом деле книга рассказывает о том, как и каким богам поклонялись древние люди, какие и чему посвящались праздники, как они проводились. Причем, материал подается, что называется, без затей. Просто без конца идет набор примеров из разных частей света, так что в конце концов всё это начинает надоедать читать.
Порою, правда, автор пытается делать какие-то свои выводы, то называя древних людей варварами, то чуть ли не призывая кое-чему у них и поучиться. Философ из Джорджа Фрэзера весьма слабый, если вообще к нему можно применить этот термин. Ему всё ясно:мир развевался вот так,-сначала люди прибегали к магии, потом к религии, затем наступило время науки.
К этому утверждению он возвращается несколько раз, поскольку, видимо, решил, что нашел истину "в конечной инстанции".
Вместе с тем, Джорджу Фрэзеру явно нравится сильная власть. "Даже прихоти и капризы тирана могут оказаться полезными и разорвать цепь, которой обычай столь сильно сковывает дикаря".
Джордж Фрэзер родился в 1854, а умер в 1941, успев написать десятки книг на подобную тему, и, как правило, освещая каждую не меньше, чем в трех томах. Потом, правда, чтобы сделать их удобоваримыми для публики, сводил нередко в один том, как упомянутую выше книгу или другую - "Фольклор в Ветхом завете".
Название второй книги сразу привлекает внимание. Сначала начинаешь лихорадочно вспоминать, неужели в самом деле в "Ветхом завете" есть фольклор и он остался незамеченным для тебя? Потом, когда начинаешь читать книгу Фрэзера, невольно рассмеешься. Собственно, тот или иной эпизод в "Ветхом завете" понадобился автору, чтобы вернуться к своему излюбленному приему, как в книге "Золотая цепь". Например, глава о потопе. Автор долго и дотошно перечисляет мифы и легенды о потопе у разных народов мира. И в конце концов делает "сокрушительный" вывод, совершенно обратный тому, о чем они говорят:никакого потопа и вовсе не было!
И все-таки, некая польза от книг Фрэзера есть и для сегодняшнего читателя. О некоторых обычаях некоторых народов мы и слыхом не слыхивали, и было любопытно узнать, что в некоторых племенах существовал обычай:женщина должна зачать ребенка от чужеземца, только в таком случае он может стать вождем племени.
Почему и как родился этот обычай, Ырэзер, разумеется, не знает. Он вообще не вдается в такие глубины, поскольку ограничивается простым перечислением примеров.
Вообще не рассказывает о каких-либо особенностях жизни того или иного племени и народа, - вот в таком случае это был бы серьезный труд ученого. Он считал, что "для людей, интересующихся историей, жизнь древних правителей и жрецов чрезвычайно поучительна. В ней сосредоточилось все, что казалось мудрым во времена, когда мир был еще молод". Но почему только в них?
Народные обычаи и традиции рождались не наобум, а в результате вековых наблюдений. И сегодня то, что когда-то казалось предрассудками(тому же Фрэзеру), имеет научное подтверждение. Например, о том, что у человека есть душа, что на небесах действительно "что-то есть", что притягивает нас к ним, что деревья тоже могут чувствовать.
Оттуда, из древних времен, пришла к нам и традиция завешивать зеркала, когда в доме умирает человек. В древности их не просто закрывали, но и поворачивали к стене, опасаясь, что душа человека, который отражается в зеркале, может быть унесена духом покойного.
Или вера древних в то, что камни наделены чудодейственной силой? "Древние придавали большое значение магическим свойствам драгоценных камней",- сообщает Джордж Фрэзер. А разве сегодня не то же самое?
Однако сам Фрэзер был убежден в том, что все это мифы и легенды, которые к реальной жизни отношения не имеют. В предисловии к "Золотой ветви", написанном им в 1922 году, Фрэзер заключает:"Надеюсь, что теперь меня не будут обвинять в том, что я являюсь сторонником мифологии, которую я считаю не просто ложной, но нелепой и абсурдной".
Нелепым и абсурдным является вывод Фрэзера. Мифология же пережила века и далее будет жить, потому что в ней много реального.



Другие статьи в литературном дневнике: