Взгляд в прошлое

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Когда в марте 1918 года деятели белорусского национального движения объявили о создании Белорусской народной республики (БНР), они обратились за помощью и поддержкой к немецкому кайзеру, послав ему телеграмму. Этот факт и поныне ставится им в вину, когда во мнениях о том, что такое БНР, сшибаются люди разных идеологических взглядов. Одни называют этот шаг предательством, другие вынужденным в тех условиях действием.
Есть присловье:"История рассудит", но история эту историю до сих пор не рассудила. И рассудит ли когда-нибудь? О прошлом мы судим, руководствуясь нашими сегодняшними взглядами. Люди же, жившие в ту пору, смотрели на вещи и события по-иному. В частности, немцы представлялись им вполне культурной и просвещенной нацией.
Так, кстати, утверждали старые евреи, которые молодыми оказались на территориях, оккупированных в годы гражданской войны немцами. Никаких особых притеснений из-за того, что они - евреи, не было. Поэтому они были уверены, что и во время новой войны будет то же самое.
Этим можно объяснить то большое количество еврейского населения, которое оказалось под пятой нацистов. Не только потому, что не успели эвакуироваться, но и потому, что не ждали особого лиха от немцев, "культурной нации".
"Культурная" же нация оказалась такой варварской и жестокой, что и поныне никто не может ответить на вопрос:как она докатилась до такого?
Недавно я прочла книгу Вильгельма Кейтеля "12 ступенек на эшафот", изданную ростовским издательством "Феникс" еще в 2000 году. В нее включены записки, написанные фельдмаршалом незадолго до его казни как военного преступника.
Больше всего поражает,- нет, потрясает!-, что Кейтель рассказывает об операциях, которые он помогал планировать Гитлеру против разных стран, как о чем-то само собой разумеющемся, как будто речь шла о приготовлении очередного блюда на кухне.
Эта деловитость и обыденность просто вне нормального человеческого понимания. Даже перед смертью Кейтель ничуть не поколебался в убежденности, что поступал правильно:он же солдат, как он мог поступать иначе?
Многие историки пишут, что Гитлеру удалось изменить сознание нации потому, что та была травмирована несправедливым Версальским договором, заключенным после окончания Первой мировой войны. Если следовать этой логике, то Вторая мировая война еще больше травмировала немецкую нацию. И что, нельзя исключать, что в Германии в перспективе может появится новый безумный фюрер?
На этот вопрос никто сегодня не может дать однозначного ответа. И, видимо, самое разумное - это не пребывать в плену иллюзий, что прошлое не может повториться. Увы, может, да еще в более страшном варианте, как показали события двух мировых войн.



Другие статьи в литературном дневнике: