Путешествие во времени

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Двое западных учёных сообщили о том, что в 2080 году люди смогут путешествовать во времени. Это сообщение воспринято как большая сенсация. Но об этом заявили ещё в 2008 году двое российских учёных.
Пройдёт несколько лет, и подобная сенсация вновь выплывет на Божий свет. В этом нет ничего удивительного. Человечеству так хочется понять происхождение Вселенной, свою связь с ней, своё место на Земле, что оно готово приложить титанические усилия для прорыва в этом направлении.
И когда-нибудь этот прорыв произойдёт непременно. Могли ли люди практически ещё недавно, после Второй мировой войны, представить себе нынешние возможности связи, тот же скайп? Всё это показалось бы фантастикой, скажи им тогда об этом.
А ведь прошло с тех пор всего-то 69 лет.
Разумеется, прорыв во Вселенную неизмеримо сложнее. А главное, никто не может представить себе,- как это, путешествовать во времени? Может, физики и понимают, объясняя это друг другу, но обыкновенному человеку понять их затруднительно. Какие-то частицы где-то встретятся, пересекутся, разойдутся...
Я, разумеется, утрирую их объяснение, но, согласитесь, что для простого смертного оно так и звучит. Нам подавай что-то попроще, подоходчивее:как мы будем путешествовать во времени, на чём или "без чего", станем ли участниками увиденного или просто наблюдателями? Насколько будет безопасным такое путешествие?
Вот, скажем, попали мы в каменный век, и как мы должны вести себя здесь? И кем мы будем для людей этой эпохи? Богами?
А если окажемся в Будущем, то Богами для нас будут уже его обитатели.
И вообще, насколько нам нужны будут такие путешествия? Не свихнёмся ли мы элементарно от них? Выдержит ли наша психика такие резкие перемены?
В сущности, путешествовать во времени можно уже сейчас, посещая музеи, в которых собраны свидетельства прошлых эпох. А ещё лучше, если каждый не поленится сам записывать свидетельства проживаемой им жизни. Заглянешь в них лет эдак через полсотни и удивишься, насколько незнакомым оказывается время, в котором ты сам жил и действовал.
ПРИЛОЖЕНИЕ:ГОЛОСА ДАЛЁКОГО ПРОШЛОГО
Окончание КОНСПЕКТА ВЫСТУПЛЕНИЯ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА "СИБИРСКИЕ ОГНИ"
На выставке в Манеже были на антресолях выставлены картины абстракционистов. Хрущёв сказал этим художникам:"Не хотите работать у нас, в области реального искусства,- уезжайте за границу! Дадим и денег вам. Хотя не мешало бы посчитать с вас за то, что мы затратили на ваше воспитание. Да ладно уж, скатертью дорожка!".
Было на приёме несколько абстракционистов, в том числе и Неизвестный.
Первым выступил Грибачёв. Подчеркнул:кому-то выгодно раздувать споры "отцов" и "детей". Молодые считают:на них нет грехов, пятно культа - на старых. Будто молодым принадлежит приоритет в разоблачении культа.
Евтушенко:Приезжал ко мне из лагеря один земляк. Сидел вместе с дедом моим. Тот просил:выживешь, скажи внуку:"Пусть верит в коммунизм"(дед Евтушенко - старый сибирский партизан, арестованный в 1937 году). И хотя Сталин был беспредельным циником,- заключил Евтушенко, он тоже иногда верил в коммунизм".
Хрущёв перебил:"Сталин был коммунистом, верил в коммунизм. Всё дело в методах, которыми он пользовался".
Евтушенко выступил с защитой Неизвестного и 19 авторов.
С.Щипачёв защищал поиски молодых. Поддерживал "Треугольную грушу" Вознесенского, "Бабий Яр" Евтушенко(Лаврентьев отозвался насмешливо, будто в стихах - поклёп на русских?!).
Г.Серебрякова. Когда её реабилитировали, она пришла в райком за партбилетом. В учётной карточке записано:два года одиночки во внутренней тюрьме(следств.). Ещё год одиночки. Лагерь следственного режима. Лазарет(следователь нанёс ножевые раны). Лагерь на Колыме. 20 лет срока. "Но мы верили в правоту партии. Самый страшный человек-садист- заместитель Берия. Пониже - лучше. Получила письмо с фронта:муж погиб. Жене охранника тоже похоронная пришла. Мы сидели рядом и плакали - две русские бабы. Нельзя культ однобоко изображать. Особенно тем, кто его не пережил".
Твардовский носил повесть Солженицина Хрущёву. Тот в ответ:"Вы-редактор, вы и должны отвечать. Чего вы прячетесь за чужую спину?".
Хрущёв на приёме:"Культ - не мода, трагедия".
Кинорежиссёр Герасимов, Дейнека и Серов, выступая, говорили о вечной молодости искусства реалистов.
Приём начался в час дня. Закончился в пол-десятого.
Эренбург пытался оправдаться, почему является одним из авторов письма 19:неправильно поняли смысл холодной войны. Было написано в ироническом смысле. Не надо определять позиции. Искусство само будет развиваться.
Хрущёв:"Эти люди ратуют за свободу искусства. А окажись у них в руках власть, они бы скрутили всех своих противников в бараний рог, показали, как понимают свободу".
Заключительное слово Хрущёва:"Вучетич передал мне записку. Он написал статью в "Литгазету" после выставки в Манеже. Её не напечатали. Вучетич спрашивает:"Формалисты жалуются, что их душат. А на самом деле, кто кого душит? Какова позиция "Литгазеты"?
(После этого сняли Косолапова:"За нечёткую идейную позицию газеты").
Идёт ожесточённая война за умы и души людей, и мы не можем быть в стороне. Мы должны со всей определённостью заявить:мы боремся с культом, чтобы укрепить наши силы. Мы пресекаем попытки под видом борьбы с культом ударить по нашему строю жизни... В глазах многих художников я выгляжу сталинистом,- судьёй нам будет общество. Я - не литератор, я - политик. Общество должно быть управляемым. И при коммунизме на сумасшедших будут одевать смирительные рубашки. Мы не можем уподобляться Ною и всё брать в свой ковчег. А вот Евтушенко попал в защитники. Подумайте, кого и что вы защищаете... Товарищ Евтушенко, борьба не терпит компромиссов".
Шелепину - поинтересоваться, куда идёт бронза(Шелепин, стоя, давал пояснения). "Глядя на работу Неизвестного, хочется плюнуть".
Недоволен Шостаковичем:"Джазом "кормил" в разгар Карибского кризиса. Оглушил. Проявил слабохарактерность(поаплодировали). Джаз -музыка негров, и вы с ними".
Пусть Неизвестный уезжает за границу.



Другие статьи в литературном дневнике: