Голос крови

Галина Айзенштадт: литературный дневник

О том, что у Мицкевича - еврейские корни, теперь никто не скрывает. В сущности, это не столь важно, потом что Мицкевич - великий польский поэт, и его национальность не имеет никакого значения, тем более, что его мать крестилась, приняв католическую веру. Крестили и Адама.
Но узнав, из какой именно семьи вышла его мать, я подумала:надо же, как неожиданно всё переплелось в судьбе уже Адама, и в данном случае в определённой степени можно говорить и о голосе крови, явно оказавшего влияние на поэта, особенно на его последние годы жизни.
Мать Адама Мицкевича была из семьи франкистов. В одних исследованиях это движение называют сектой, в других - мессианским течением. Возглавлял его Яков Франк, по имени которого оно и было названо.
В свою очередь, Яков Франк был саббатианцем. Саббатианство было мессианским движением, которое в 17 веке охватило еврейское население во многих странах мира после того, как 31 мая 1665 года в Газе, а другие источники утверждают, что - в Иерусалиме, Саббатай( Шабтай) Цви объявил себя Мессией.
Сам он как будто на это шаг не решался, но его подтолкнул к нему Натан из Газы, который пользовался славой провидца. Шабтай познакомился с ним, когда, побывав в Египте, приехал в Палестину.
Родом же он был из турецкого города Измир, где пользовался, если говорить сегодняшней терминологией, славой вундеркинда, у которого, к тому же, были припадки с "откровениями". В общем, с Натаном из Газы у них нашлось взаимопонимание. А поскольку Шабтай родился 9 Ава, в день разрушения Храма, а в роду были те, кто относился к дому Давида, то Шабтай и есть новый мессия(по версии каббалистов, к которым принадлежал Натан).
Этот Натан завалил своими письмами о новом мессии евреев всех общин мира, и поскольку он считался авторитетным учёным, его сообщение восприняли с энтузиазмом. Многие евреи даже продали своё имущество, собираясь ехать в Иерусалим.
Разумеется, ничего их этого не вышло. Не вдаваясь в подробности дальнейшей жизни Шабтая (а она в основном сводилась к путешествиям), скажу коротко о ее финише:он возвратился в Измир, несколько лет вёл себя как "мессия", был арестован турецкими властями и поставлен перед выбором:принятие ислама или смертная казнь. Он принял ислам и был выслан на территорию современной Албании, где и умер.
Но "дело его не умерло". У Шабтая оказалось много последователей, которые утверждали, что он до поры, до времени скрывается, а ислам принял "для маскировки".
Вот чьим последователем стал Яков Франк, уроженец Украины. По торговым делам он бывал в Турции, и там и "заразился" саббатианством. В 1757 году он принял ислам. Но в конце концов "остановился" на христианстве, которое принимал даже дважды:один раз во Львове, а второй - в Варшаве, и его крестным отцом был не кто-нибудь, а сам король Август третий, после чего Яков стал Иосифом.
Франк считал Иисуса Христа -"оболочкой святого плода", а "плодом" этим объявил себя. Свою дочь Еву - воплощением женской ипостаси Божества, и некоторые историки утверждают, что в секте её почитали даже больше, чем самого Франка.
Ну а поскольку Франк крестился, то крестились и все его последователи. Считается фактом, что многие польские дворяне произошли из семей франкистов, в частности, Ясинские, Красинские, Маевские, Воловские.
Фамилия матери Мицкевича была Маевская, а деда его второй его жены - Воловский.
И, безусловно, нет ничего удивительного, что в произведениях Мицкевича присутствуют еврейские мотивы. Удивительно совсем другое:Мицкевич, как некогда предки его отца, подпал под влияние тоже своего рода секты. Её идеологом был некий Андрей(Анджей) Товянский, уроженец Литвы. О нём практически ничего неизвестно, но я наткнулась на очерк Венедикта Мякотина, выпускника Петербургского университета, который после Октября 1917 года стал одним из основателей белогвардейской организации "Союз Возрождения России", а до этого был сотрудником издательства "Русское Богатство", разъяснявшего суть учения Товянского. Насколько автор прав и объективен, судить трудно. Но вот что он писал:"Вселенную населяют много духов, злых и добрых, борющихся между собой за влияние над каждым человеком. Люди могут вступать с ними в общение, но лишь те, кто уверовал в Товянского. До Товянского учение Христа воспринималось как формы, но не дух христианства. Только с появлением Товянского-мессии началось... осуществление подлинного христианства в жизнь, как частную, так и общественную".
Провозвестником наступления этой эпохи, по мнению Товянского, стал Наполеон. Почему именно он? Потому что Наполеон из всех народов выделял только три:французов, поляков и евреев. Наполеона же в Польше любили как освободителя от австрийцев, и ему верили.
Мицкевич в 1841 году стал самым преданным учеником Товянского, считая, что союз поляков и евреев приведёт к возрождению Польши. Можно сказать, что он даже превратился в фанатика этой идеи, и проповедовал её в различных кругах парижского общества, где жило много поляков. Особенно она воздействовала на бывших солдат и участников польского восстания, которые в предвкушении возвращения на родину распродавали своё имущество(вот вам и исторические параллели!).
Хотя от Товянского Мицкевич в конце концов отошёл, саму идею он не оставил. В апреле 1855 года уехал в Константинополь с намерением создать Новый польский легион, а также Еврейский - для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией(шла Крымская война). Но заразился холерой и умер.
Вот и не думай после этого о голосе крови...



Другие статьи в литературном дневнике: