Черствые пирожки

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Есть такое выражение - "он исписался". Каждому пишущему оно понятно. В переводе на "нормальный" язык оно означает, что творческий потенциал литератора угас.
Но тут же возникает вопрос:от чего он угасает? Причины бывают разные, и каждый может назвать их, как они видятся непосредственно ему.
В то же время возникает и другой вопрос:а было ли чему угасать? В конце восьмидесятых и особенно в начале девяностых появилось немало конъюнктурщиков, которые пекли свои опусы, как горячие пирожки, особенно на политико-криминальные темы, и особенно - на "щекотливые" темы, связанные с высшей российской властью.
За границей их тоже охотно печатали:как же, всё так ново, необычно!
Популярность авторов таких книг была большой, и некоторые из них купались в славе, чувствовали себя мэтрами, любили выступать и поучать, как надо жить.
Одним из таких был Эдуард Тополь.
Прошли годы. Интерес к таким книгам угас, а жизнь уже давно подбросила новые проблемы и темы. Помнится, что несколько лет назад я взяла какую-то новую книгу Тополя, саму не запомнила, а запомнила совсем другое:в конце книги содержалась реклама какой-то западной компании, а также текст, в котором автор обрушивался на петербургское издательство, которое якобы нарушило какие-то обязательства перед ним.
Меня это не просто удивило,- поразило:зачем публично выяснять отношения? Не меньше поразила и реклама:как всё это не сочеталось с произведением, которое Тополь считает художественным.
Я никогда не была поклонницей писателя Тополя, а после чужеродных приложений к книге и вовсе потеряла к нему интерес.
Но вот недавно появилась книга Тополя "Астро. Любовник Кассиопеи". Прочитав в аннотации, что роман Тополя носит подзаголовок "Второе пришествие Исполинов", я подумала:неужели Тополь заинтересовался библейскими и мифологическими темами? Решила прочесть. Читала и, образно говоря, плевалась. Я уж не помню, когда читала такую чушь. Написано на уровне пацанов-подростков, которые фантазируют на темы прилёта инопланетянок и совокупления с ними.
У Тополя это трёхметровые девицы, прилетевшие на Землю с кровожадными роботами, которые уничтожают человечество, кровь льётся рекой, а главная инопланетянка-командирша требует от героя объяснить, что такое любовь, и он её учит этому, читая стихи поэтов-классиков, и, конечно, проявляя свои мужские достоинства. Ибо как же иначе спасти человечество?
Попытка - показать себя философом в сочетании с мачо - настолько примитивна, что за автора и его уровень просто стыдно. Он же наверняка гордится собой и своим опусом, громко названного романом.
И, конечно, в конце книги помещена коммерческая реклама, а также очередная разборка, на этот раз с читателями:"Но имейте в виду:если теперь я увижу, как кто-то читает мою книгу в планшете или смартфоне, я обязательно побегу за ним с криком "Держи вора!". "Из-за этих тысяч дармовых скачиваний тиражи моих книг упали катастрофически, и издатель уже перестал платить мне гонорары",- возмущён Тополь.
Из-за этого ли? Не льстит ли себе Тополь?



Другие статьи в литературном дневнике: