Слёзы читателя

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Не помню, чтобы прочитанная книга так потрясла, как эта - "И эхо летит по горам" Халеда Хоссейни. Хотя одну его книгу, "Бегущий за ветром", я читала несколько лет назад, и она тоже мне понравилась, но всё-таки не настолько, как эта. В той меня захватила не столько история взаимоотношений главных героев, сколько атмосфера, в которой они росли и выросли, атмосфера Афганистана, о котором много писали и пишут, но который так и остаётся загадкой для нас.
В сущности мы ничего не знаем об этой стране, кроме того, что пишут в газетах или показывают по телевидению. Хуссейни, хотя и живёт в США, но родился в Кабуле. Афганистан - его родина, он показывает страну изнутри, её специфику, с её невероятными трудностями, сложными человеческими отношениями, влиянием религии, местных богачей, ужасающей бедностью населения.
Интерес к Афганистану у меня возрос после того, как я прочла версию израильских учёных о том, что пуштуны могут быть потомками одного из потерянных израильских колен, кажется, Веньямина. В подтверждение приводились беседы со стариками-пуштунами, которые якобы слышали нечто подобное в молодости от других стариков.
И якобы одного из древних властителей пуштунов звали Саулом, как и первого израильского царя из колена Веньямина. Царь этот, кстати, был храбрым воином.
Может быть, это просто легенда, а, может, и правда, - провести тщательное исследование в современном, без конца воюющем Афганистане, невозможно.
Обо всём этом я вспомнила после прочтения второй книги Хоссейни, а именно - "И эхо летит по горам". В ней рассказана человеческая драма такой силы, что постоянно накатываются слёзы. Чтобы написать такую историю, надо быть афганцем.
Одна из читательниц Assoctated Press оставила такой отзыв о книге:"Читая роман Хоссейни, я думала, как бы не расплакаться. И расплакалась уже на двадцатой странице А на последних рыдала в голос, не стесняясь никого и ничего... Это не та книга, которую удастся быстро забыть...".
В наш жёсткий век - заплакать над книгой - дорогого стоят.



Другие статьи в литературном дневнике: