Поединок

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Неожиданно наткнулась на рассказ Алексея Толстого о событиях под... Дебальцево("Морозная ночь"). И была поражена сходством того, что происходило тогда, в первые недели гражданской войны, и происходит сегодня в этих же местах.
Да, иные времена, иные участники, - но неудивительно ли, что спустя почти сто лет именно здесь вновь встал вопрос "кто кого?", и от ответа на него зависит дальнейшая судьба людей?
Есть в этом что-то мистическое.
Тогда, в начале гражданской войны, белогвардейский карательный отряд есаула Чернецова под Рождество "налетел на крупный железнодорожный узел Дебальцево:обшарили весь посёлок, выволакивали на снег коммунистов, тут же рубили их шашками. Уничтожили и взяли заложниками двадцать семь человек. Напугали население до смерти. Погрузили сахар и спирт. У вагона Чернецова выстроили всех железнодорожников и станционных лакеев и велели им кланяться, покуда поезд не скроется...".
Рассказ ведётся от имени командира отряда, которому приказано прибыть в Дебальцево и там держать фронт. "А у меня отряд свеженький, необстрелянный, я его только что сформировал в Костроме. Были такие желторотые богатыри, у кого рукава шинели болтались по колена... Политработники тоже мальчишки, неумелые - день и ночь моих бойцов успокаивают, подбадривают, целыми страницами чешут по Энгельсу... Батюшки, думаю, университет, а не эшелон...".
Когда отряд прибыл в Дебальцево, перед ним предстала страшная картина:в домах разбиты стёкла, на снегу лужицы крови, мозги... В пожарном сарае - двадцать изорудованных трупов. Их похоронили с воинскими почестями и поклялись отомстить за их смерть. До ста родственников погибших записались в отряд.
Стояла страшная морозная ночь. "Тучи белых" к утру собирались прорваться в Дебальцево, а в отряде "всего два пулемёта и хоть бы пушчонка какая завалящая была! Патронов по пол-сотни на бойца".
Командир отряда обращается по телеграфу к своему штабному начальству с просьбой - прислать артиллерию и пулемёты. Ему обещают.
Переговоры ("послали подкрепление?") длятся всю ночь. В ожидании помощи командир решает разобрать рельсы, по которым должны наступать белогвардейцы. Но мороз такой, что ломаются ключи. А уже, хотя и далеко ещё, слышно, как закричал паровоз. Что же делать?
"В это время голос:"Товарищ командир, разрешите, я живо пути разберу...". Оборачиваюсь:стоит в лёгонькой курточке, в фуражке машинист Шляпкин и от него коньячный дух... "Разрешите мне двадцать вагонов порожняку".
Прицепили эти вагоны к мощному сормовскому паровозу, и Шляпкин помчал состав под гору, чтобы разбить пустой поезд на стрелке, чтобы остановить семь эшелонов противника.
Вопрос был в том, успеет ли Шляпкин опередить их. Успел. А вскоре по другой ветке прибыло и обещанное подкрепление. "Перед рассветом наши цепи двинулись в наступление на Чернухино...".
Говорят, смелость - города берёт. Но без смекалки и она не всегда помогает, не говоря уже о необходимости наличия особого боевого духа.
Думается, все эти качества есть у ополченцев Донбасса, что и позволяет им одерживать победы. Хотя официальный Киев постоянно кивает в сторону России, утверждая, что без её помощи ополченцы бы не выстояли.
Всё это не что иное, как попытка оправдать свои неудачи. Ведь запад Киеву постоянно помогает и деньгами, и оружием, и льёт "мировую" грязь на ополченцев, но победить их - оказывается, кишка тонка.



Другие статьи в литературном дневнике: