Рано хоронить

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Кто "первичнее" - читатель или писатель? Вопрос может показаться странным, напоминающим о курице и яйце, но тем не менее, он возникает, если задуматься о состоянии современной литературы.
Американское издание написало, что российская литература умирает. Дескать, ранее она давала пищу для ума, а теперь пишет на потребу вкуса невзыскательного читателя.
А что западная литература не больна тем же?
Тут-то и возникает вопрос о "курице и яйце", то бишь, о читателе и писателе. Или - кто заказывает бал? Каково состояние общества, таков и читательский заказ. Общество поглощено накоплением богатства, и, уставая в борьбе за него, жаждет отдохнуть за книгой, не утомляющей мозги, не заставляющей думать, а расслабляться в "бездумье".
Отсюда - интерес к детективной макулатуре типа Донцовой.
Вместе с тем, усилился интерес и к литературе другого рода - мистической, и это характерно как для российской, так и западной литературы, для западной даже в большей степени, если судить по количеству переводимых российскими издательствами книг.
Увеличилось количество книг и на религиозные темы.
Ничего плохого в таком интересе нет, но беда в том, что книги подобного толка редко не только высокого, но просто хорошего качества. Едва закрыл последнюю страницу и тут же забыл о ней.
Можно сказать, что они написаны ловко, сюжет в них выстроен умело и увлекательно, но всё написанное не задевает ни ум, ни сознание, и потому быстро забывается.
Какой же вывод из этого следует? Вывод такой:каково состояние и потребности общества, таково и состояние литературы. Большинство современных писателей вряд ли думает о вечности, о том, чтобы их произведения пережили их. Им нужен материлизованный успех у читателя, тиражи, которые приносили бы им прибыль. Поэтому и пишут то, что востребовано читателем. Так что читатель всё-таки главнее.
Но, рано или поздно, общество достигает такого уровня, когда возникает настоящая потребность в духовной пище. И тогда уже писатель(разумеется, не каждый) станет главным, потому что именно он предложит то, что считает для общества насущно важным.
Поэтому настоящая литература никогда не умрёт. Она уже вызревает в недрах общества, и выйдет на поверхность тогда, когда придёт для этого время.



Другие статьи в литературном дневнике: