ИГРА С ОГНЁМ

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Понятие "исторический роман" для бывших советских граждан связано с двумя Толстыми - Львом("Война и мир") и Алексеем ("Пётр первый"). Остальные авторы как-то выпали из поле зрения советских читателей, потому что их не очень и вспоминали. Вероятно, они не совсем соответствовали существующей идеологии, которая определяла, в соответствии с её критериями, кто "плохой", кто - "хороший", кто "правильно" осветил события давно минувших дней, а кто - "неправильно".
Судя по всему, Иван Лажечников(1792 - 1869), автор первого исторического романа "Последний Новик", был где-то "посредине", ибо в 1983 году он был переиздан не кем-нибудь, а издательством "Правда".
Надо заметить, что биография Лажечникова интересна сама по себе:в 12 лет он начал служить в московском архиве иностранной коллегии,- факт по нынешним временам просто немыслимый.
Вообще, "во времена оны" молодёжь взрослела как-то быстрее, к 18 годам это были уже зрелые граждане общества. Их служение в 12 лет тогда тоже не вызывало удивления:набирали в иностранную коллегию тех, кто превосходно знал иностранные языки, чтобы использовать их в качестве переводчиков.
Похоже, наша цивилизация не прогрессирует, а регрессирует:слишком поздно она вызревает, чтобы приступать к делам.
Лажечников, войдя в юные лета, пошёл добровольцем на войну с Наполеоном и даже участвовал во взятии Парижа.
Но свой первый исторический роман он посвятил одному из периодов Северной войны между Россией и Швецией(на территории Лифляндии).
Язык его чуть-чуть архаический, но вызывающий добрую улыбку. "Каштановые с сединою волосы, причесанные назад, открывали таким образом возвышенное чело, на котором сидела заботливая дума".
Вот эта "заботливая дума" трогает особенно.
В романе есть всё:и закрученный любовный сюжет, и батальные сцены, и коварство шведов, и не всегда оправданная жестокость русского воинства.
Лажечников старается быть объективным, отдавая должное и храбрости, и военному искусству шведов. И это ничуть не умаляет достоинства русских, наоборот, возвеличивает их:победить такого врага - значит, заявить о своей силе.
На многое начинаешь смотреть иначе, прочтя его роман. Вдруг приходит мысль, что если бы Пётр первый не одержал победу над шведами и не начал строить Петербург, шведы могли бы быть на этом месте.
Вы можете представить здесь шведов, а Россию без Петербурга? То-то же!
Читать исторические романы(разумеется, только высокого качества, а не те псевдоисторические опусы, которые появились в советское время, да и теперь появляются) не просто интересно, но - необходимо. Чтобы лучше понимать события нынешнего времени. Вновь появилось немало охотников проверить силу российскую:авось, на этот раз удастся одолеть её?
Не понимают всякие "шведы, что" играют с огнём, рискуя не просто обжечься, но - сгореть от него.



Другие статьи в литературном дневнике: