Знакомый незнакомец

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Попалась мне книга "Ленин", изданная ещё в 2003 году издательством "Молодая гвардия" в серии "Жизнь замечательных людей". Её автор - Роберт Пейн. Из-за него я в сущности и решила прочесть этот толстый том, надеясь что зарубежный автор рассказывает о своём герое что-то новое, что было неизвестно советским людям.
Кое-какие факты и детали действительно любопытны. Оказывается, отбывание срока в Шушенском сыну выхлопотала мать, потому что это село называли "Сибирской Италией". За снятое жильё Ленин платил восемь рублей, а из дома ему присылали 150.
В ссылку Ленин поехал не сразу, а закончив дела в Москве. Мать с сестрами в это время жили здесь, а когда пришла пора отправляться в ссылку, они проводили его до Тулы. Ленин вёз с собой сотни книг, чемодан, битком набитый одеждой, и тысячу рублей.
Как известно, через год к нему приехала Крупская с матерью. Мать, увидев Ленина, сказала:"Эк, как вас разнесло".
Надежда Крупская в ту пору была худой.( Сестра Анна писала брату:"У нас сейчас гостит Надя. Она похожа на селёдку").
Стряпухой в семье Ленина в Шушенском была 13-летняя девчонка Паша.
В общем, будущий вождь пролетариата жил, как барин, и ни в чём не знал нужды.
Судя по всему, семья Ульяновых была весьма обеспеченной, если мать могла посылать уже взрослому сыну довольно солидные суммы денег.
Казалось бы, будущий Ленин мог бы зарабатывать юридической практикой, ведь он по профессии был юристом. И, помнится, в советских учебниках утверждалось, что он в роли адвоката вёл дела бедных и всегда выигрывал их. Однако Пейн утверждает обратное:"Он проигрывал процессы один за другим...В нескольких случаях ему пришлось защищать простых людей из крестьянской и рабочей среды, и все они были признаны виновными".
Историку удалось довольно живо воссоздать дореволюционные годы Ленина, его характер - жесткий, диктаторский, злобный и равнодушный. Любопытен такой факт:мать Крупской (они жили тогда за границей) была больна, она за ней ухаживала чуть ли не сутками, и, отправляясь отдохнуть, попросила Ленина разбудить её, если она понадобится матери. К утру мать умерла, и Крупская спросила Ленина, почему он не позвал её. На что тот ответил:"Ты просила разбудить, если ты ей понадобишься. Она умерла. Ты ей не понадобилась".
К середине повествования книгу читать становится скучно. Всё более-менее и так известно, а главное Ленин становится просто невыносимым - с его истериками, жестокостью, маниакальностью...
Ощущение, что он был психически нездоровым человеком, нарастает всё больше. И смерть его, судя по всему, была естественной, хотя Пейн пытается придерживаться версии, что его отравил Сталин, что якобы Ленин уже шёл на поправку.
Но вспомним фото Ленина на скамейке во время болезни:сидит форменный идиот, с совершенно бессмысленным взглядом.
Пейн пишет, что нарком здравоохранения Семашко присутствовал при вскрытии черепной коробки умершего Ленина, и был поражён состоянием сосудов головного мозга:они были настолько заизвесткованы, что когда до них дотрагивались инструментом, раздавался звенящий звук.
Книгу свою Пейн написал ещё в 1964 году. Когда все мы ещё пребывали в иллюзии, что Ленин лучше Сталина, и что если бы Ленин прожил дольше, и страна бы развивалась по-другому.
Теперь уже можно уверенно сказать:было бы всё то же, а, может, и хуже, хотя куда, казалось бы, хуже, если иметь в виду репрессии. Ленин был монстром. Сталин называл себя его учеником. Он знал, о чём говорил.



Другие статьи в литературном дневнике: