И он пошёл свом путём...

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Чем отличается мужество от "козлиного упрямства"? Этот вопрос занимает меня уже довольно продолжительное время. Почти с самого начала, когда мой старый знакомый, бывший в 2010 году кандидатом в президенты Беларуси, был осуждён на шесть лет за участие в так называемом нападении на Дом правительства после подведения итогов выборов.
Ему не раз предлагали написать на имя Лукашенко прошение о помиловании, но он отказался, хотя другой претендент на президентское кресло, осуждённый на меньший срок, сломался почти сразу и просьбу такую написал, и теперь "атакует" Лукашенко из-за рубежа.
Ну вот вроде бы ответ, заданный мне мною же, лежит на поверхности на этом примере. Ан нет. Со вторым человеком я лично не была знакома, он в своё время был правительственным чиновником, и, могу предположить, что его уход в оппозицию, быть может, связан с тем, что он не получил того назначения, которое хотел.
Таких примеров - масса, и не только в белорусской, но и российской оппозиции.
Мой знакомый, в отличие от него, решил заняться политикой, когда преподавал в военном училище. Кадровый военный, он был поглощён реформой в армии, чтобы перевести её на "национальную почву", то есть, в его понимании, целиком на белорусский язык. А поскольку языковой вопрос белорусская оппозиция постоянно нагнетает, он быстро стал заметной фигурой со своими армейским уставом и приветствиями на белорусском языке.
Его даже избрали председателем одной, ранее авторитетной партии.
Армию на белорусский язык власти не перевели, в партии, спустя время, избрали другого председателя, поскольку бывший военный оказался человеком с трудным характером:правильным он считал лишь то, что предлагал сам, ни на какие компромиссы не шёл, был груб и по-солдафонски нетерпим.
Он родом из небольшого белорусского городка. Кроме военного образования, никакого другого не имеет. А если иметь в виду его характер, станет понятным, что он в среде оппозиционеров, имеющих в основном гуманитарное образование, явно был чужим. С ним иногда приходилось мириться, но не более того.
И он пошёл "своим путём". Несколько раз создавал конфликтные ситуации с властями, за которые его осуждали "на химию". В общем, создавал свою героическую биографию сам.
Складывалось впечатление, что с годами он становится всё более грубее и ожесточеннее. В канун выборов 2010 года кандидатам в президенты предоставили слово на телевидении. Я поразилась, каким неадекватным выглядел мой давний знакомец. Он обращался непосредственно к Лукашенко и всё время "тыкал" ему:"Ты, верни народу всё, что наворовал у него!". И всё в таком духе.
Ты можешь не любить президента, даже - ненавидеть, но есть правила этического поведения, которыми тебе, особенно претендующему на главный государственный пост, следует руководствоваться прежде всего.
Да и слово тебе предоставили для того, чтобы ты изложил программу кандидата, а не вёл себя как криминальный авторитет на сходке-разборке.
Уже из тюрьмы он пытался начать разборки с другими бывшими кандидатами в президенты, обвиняя их в том, что они его то ли сдали, то ли оклеветали.
С первой женой он давно разошёлся. Со второй брак заключил, уже будучи осуждённым, в тюрьме. Она-то и рассказывает, как в Беларуси, так и за рубежом о его пребывании в тюрьме:тюремное начальство к нему придирается, упрекает его в том, что он не вступил на путь исправления, не вовремя и не все отдаёт ему письма и газеты, приносит подозрительную пищу...
Но они не дождутся, что он сдастся и прошение о помиловании писать не будет.
Вот я и задаюсь вопросом:мой знакомый - мужественный человек или в нём говорит "козлиное упрямство"? Откровенно говоря, почему-то больше склоняюсь ко второй части этого предложения.



Другие статьи в литературном дневнике: