Убийство писателя

Галина Айзенштадт: литературный дневник

Сегодня день памяти Василя Быкова. Он умер двенадцать лет назад. Оппозиция не дала власти возможности участвовать в организации его похорон, чтобы потом кричать о её равнодушии к известному писателю, гордости белорусской нации.
В последние годы жизни Быкова она так плотно окружила его своей "заботой", подсказывала ему, что надо делать и говорить, что он окончательно лишился своей воли, тем более, что у него было плохое здоровье. И послушно уехал на чужие хлеба, сначала в Финляндию, потом - в Германию, а затем в Чехию.
Там его не оставляла своими "заботами" уже эмигрантская оппозиция. И он постоянно где-то выступал, что-то писал, гневно клеймя "режим Лукашенко".
Ему хотелось домой, в Беларусь, но его пугали, что если он туда вернётся, его могут убить.
Но, чувствуя, что жить ему осталось недолго, Быков сумел сбежать из Праги, не сказав о своём намерении тамошним покровителям. Может быть, прозрел, наконец, совершил свой последний солдатский прыжок в окоп?
Однако пиар на его имени продолжается и поныне. Какое бы мероприятие не проводилось, где упоминается имя Быкова, непременно подчеркнут его неприятие Лукашенко. А поскольку самого Быкова нет, всюду стали приглашать его жену.
Пока Быков был жив, её не было ни слышно, ни видно. Зато теперь разговорилась вовсю, и говорит именно то, что хочет услышать от неё оппозиция.
Она - вторая жена Быкова, детей у них не было(от первого брака у Быкова двое сыновей), живёт одиноко, и, конечно, внимание, которое к ней проявляют представители как оппозиции, так и некоторой части творческой интеллигенции, разнообразит её жизнь, делает более насыщенной.
Вот и на могилу Василя Быкова съездили целой группой литераторов от Союза писателей, который любит себя представлять оппозиционным по отношению к другому Союзу писателей, имеющего связи с российскими коллегами.
Были здесь и студенты Школы молодых писателей. И, обращаясь к ним, жена Быкова сказала, что "в это бессовское время выбирать очень трудно", но выразила уверенность, что они сделают правильный выбор, за который им не будет стыдно.
День памяти, разумеется, отметили и оппозиционные СМИ. На сайте "Белорусский партизан" опубликован отрывок из книги Владимира Некляева о последнем дне жизни Быкова в Боровлянском онкологическом центре(под Минском). Вернее, о том, как лечащий врач Быкова советовался с Некляевым, как перевезти Быкова домой, потому что он хочет умереть в своей кровати.
Опубликованы и комментарии читателей. "Василий Владимирович - настоящий человек и писатель. Жаль, что его жизнь прошла в советском и лукашенковском концлагерях".
"Поинтересуйся, сколько наград, включая Звание Героя Социалистического Труда с орденом Ленина впридачу заполучил Быков с рук советского концлагеря".
"А каб не адправили бамжаваць па Эуропе Василя Быкава, то пражыу бы нашмат больш! Але ж тады не было б чым рэжым кляймиць и енчыць, што Лукашэнка выгнау Василя Быкава з Беларуси!!! Хто быу иницыятарам адправиць боутацца па чужых краинах старога чалавека?".
Кто-то из "инициаторов" уже в том миру, где пребывает Быков, кто-то - далече, за рубежом. Пока жива жена Быкова, пиар на его имени будет продолжаться. Сделав акцент на нём как на "борце" против "режима Лукашенко", тщеславные люди, которые пиарятся на его имени, убили интерес к нему как к писателю. И его как писателя, ибо то, что он писал в эмиграции, - слабо и не художественно.
И удивляться нечему, потому что Быков изменил своей сути:ранее он писал о том, что пережил сам, а в "оппозиционную" пору- о том, что в лучшем случае читал, например, о Слуцком восстании во время гражданской войны. И попытался наделить участников антисоветского восстания теми же качествами, что и героев своих предыдущих книг - советских людей.
Вот и получилась каша, которую невозможно есть.



Другие статьи в литературном дневнике: