Валютные коробейники

Алишер Таксанов: литературный дневник

Законопроект, направленный на усиление ответственности за незаконное приобретение или сбыт валюты, это тупиковый и бесперспективный путь, никак не связанный с рыночными отношениями. Опять экономикой управляют административными методами. Авторы проекта опираются на советский опыт: чем больше запретов, тем лучше для страны, и считают это единственно возможным путем. И результат, безусловно, будет такой, как при социализме: больше теневого сектора, нелегальной производственной деятельности, расцветет "хавала" - внебанковские переводы валюты по азиатским схемам, взяточничества и дефицита. "Тень" формирует соответствующие коррупционные связи в правительстве и структурах, распределяющих государственные ресурсы. "Тень" - это то, что позволяет прямо из ничего делать деньги.
Нелегальный валютный рынок - это зеркало нынешней узбекской экономики. Бизнесмены и обычные люди для реализации своих целей вынуждены обращаться в валютным маклерам, так как официальные обменные банки так и не обеспечили конвертацию, не снабжают потребителей необходимым количеством валюты. Контрабанда стимулирует это. Валютчики практически компенсируют тот спрос, который не могут и не хотят осуществлять коммерческие банки и Центральный банк, которые, судя по всему, вступили в корпоративный сговор. Могу предположить, что искусственный дефицит валюты обеспечивает маржу для коррумпированных чиновников, и суммы здесь на десятки и сотни миллионов долларов. Так, директор департамента Центробанка Бобир Абубакиров заявил, что «монетарных причин, способствующих существованию „черного рынка“ валюты, нет». Это означает, что запаса валюты в стране достаточно. И действительно, сумма ввезенных и проданных валютных средств от населения превышает покупку им в 4 раза. Скорее всего, банки работают в одно направлдение: только на покупку, а не продажу.
Но если черный рынок существует, значит, есть другие причины. По словам Бобира Абубакирова, функционирование «черного рынка» может быть связано с «определенными моментами фискальной политики».
Такое возможно, однако это не создает погоду в спросе на валюту. Не челноки, ввозящие мелкие партии товара создают ажоатаж, а крупные экспортно-импортные фирмы с государственной долей играют на валютной бирже. Значительную часть своих доходов они предпочитают хранить за границей, этим самым создавая определенный дефицит в самом Узбекистане. Так что сваливать на мелких предпринимателей - это "делать из мухи слона" и не замечать самих "слонов".
Но зато высвечивается иная сторона - это неофициальные связи валютных маклеров с банками: вторым выгодно продавать валюту через первых, чем через свои официальные обменные пункты - это дает большую маржу. Поэтому значительная часть ресурсов уходит из официальной сферы, хотя на бумаге все может выглядеть законно и прекрасно. Те, кто контролирует это - фискальные и правокарательные органы тоже находятся в "доле" и получают свои дивидиенды. За исключением обычных покупателей и челноков такая система коррупционных обменов валюты устраивает многих во власти и в крупном бизнесе. И так будет продолжаться, пока не откажутся от запретительных мер регулирования экономических процессов.
Единственный путь - это либерализация валютного рынка, в частности, легализация маклеров, предоставить им возможность официально работать как физических лиц на основе патентов - и проблема в большей части будет решена. Это вынудит банки работать более гибко и транспарентно. "Теневые" операции если и сохраняться, то только там, где идет конвертация по более низким ценам по узкому сегменту товаров и услуг. Но и эта пробюлема позже может быть разрешена. Главное, понять, что рынок требует стимулирующих механизмов, а не ограничивающих.



Другие статьи в литературном дневнике: