Вести с дурдома

Алишер Таксанов: литературный дневник

Мне кажется, писателю М.Булгакову следовало в роман «Собачье сердце» вписать следующий эпизод, так ныне характеризующий Узбекистан: «Подходит Швондер в окружении своих «революционеров» в кожаных куртках и с револьверами к врачу Преображенскому и спрашивает:
- Профессор, а вы клятву на верность пролетариата публично произнесли?
- Простите, чего и кому? – в недоумении переспрашивает Преображенский, а ассистент доктор Борменталь поясняет:
- Мода такая пошла – все крестьяне и врачи должны клятву давать, что будут честными в отношении взяток, соберут по плану урожай независимо от погоды и ресурсов и вылечат больных, даже если нет лекарств и бинтов... А если не сдержат – отнимут квартиры...
- По-моему, у вас в голове полная разруха, - обращаясь к Швондеру, говорит профессор».


Недавняшняя история, где дехкан и фермеров Сырдарьинской области вынудили дать присягу прокурорам и хокиму района, что они ответят перед законом за несобранный урожай и плохое качество продукции, за нечестный труд и невозвращенный банковский кредит и так далее, демонстрирует полный маразм региональной власти. Подобная ситуация может лечь в основу кинокомедии. Но дурной пример заразителен, и уже врачи и медсестры торжественно клянутся соблюдать особые правила при лечении больных. И готовы нести уголовную ответственность, если что там не так.
Врачи вообще-то дают клятву Гиппократа, но это ныне морально-этическая сторона деятельности медработника, ибо практическая сторона всегда может прослеживаться в рамках Кодекса об административной ответственности или Уголовного Кодекса. Клятва, принесенная даже прокурору, вряд ли спасет больного, если врач окажется без инструментов и препаратов, а операционная будет обесточена из-за задолженности «Энергосбыту» и холодна, так как больницу отрезали от теплоцентрали.
Однако какая-то бацилла заразила регион, и теперь все, кому не лень, дают клятву, прекрасно понимая ее бессмысленность и бесполезность. В условиях, когда законы не работают, а в силе лишь негласные и телефонные установки, данная клятва выступает лишь как орудие репрессии и наказания. У прокурора всегда будет повод взять за шкирку врача или фермера и трясти их, пока с них не посыпятся где-то запрятанные на черный день «золотые монеты».
И не уймутся чиновники, ведь создание ареола священности клятвы – это попытка показать президенту, как они продвигают новые «технологии» управления массами, как вживаются в народ и понимают чаяния каждого гражданина. Мечта любого гражданина – принести кому-либо и на чем-либо и о чем-либо клятву, век воли не видать ему иначе! Хотя подобные эксперименты лучше проводить в психушках – тамошние пациенты с удовольствием поддержат подобные начинания, ибо им по сути все равно делать нечего в четырех стенах. Да и ответственности с психов никакой.
Клятва Швондеру - так можно назвать ту трагикомедию, что ныне разворачивается в областях Узбекистана.



Другие статьи в литературном дневнике: