Виллкоммен нах Швайц?

Алишер Таксанов: литературный дневник

В 2019 году Шавкат Мирзияев может посетить Швейцарию с официальным визитом. Об этом была достигнута договоренность в рамках пятого раунда узбекско-швейцарских политических консультаций, прошедших в Берне. Заместитель министра иностранных дел Узбекистана Дилшод Ахатов приложил к этому немало усилий. Другое дело, к чему такой интерес к маленькой европейской стране?
Все кроется под "айсбергом".
Как известно, Швейцария - это особая страна, где переплелись интересы узбекских чиновников, нуворишей и оппозиционеров. Так, я и многие другие диссиденты получили политическое убежище от преследования каримовского режима, и для нас - это страна свободы, прав человека и демократии. При этом немалая часть узбекских коррупционеров хранит свои капиталы в швейцарских банках, именно отсюда ведут управление экономическими активами далекой солнечной республики, что превращает Швейцарию в одного из участников коррупционных сделок.
К примеру, в Швейцарии в начале 2000-х получила старт компания "Зеромакс", которая контролировала значимые сектора Узбекистана, прокручивала бизнес-проекты на миллиарды долларов - чего стоит только упоминание о нефтегазовой сфере или строительстве абсолютно бессмысленного для страны Ташкентского Дворца международных форумов. Известно о принадлежности этой коммерческой структуры к старшей дочери президента Ислама Каримова - Гульнаре, которая сама работала представителем Ташкента в ООН, Женева. Она же хранила там и деньги, 800 млн. франков из которых были признаны криминальными и заморожены до разрешения их судьбы швейцарским правосудием (Ташкент официально претендует на них и требует возврата). Гульнара построила себе не только шикарный особняк у берегов Женевского озера, но и продвигала частные коммерческие интересы под прикрытием дипломатической службы: речь идет об ювелирных изделиях и изделиях из текстиля под брендом "Гули". Швейцарская компания "Шопард"была одним из проводников таких интересов, и не зря ее считают соучастником в этих нетранспарентных операциях. Естественно, это не красит швейцарцев.
Согласно официальным данным, в конце 2000-х годов товарооборот между Швейцарией и Узбекистаном превышал 1 млрд. долларов, причем 98% приходилось на узбекский экспорт. Что же поставляла республика в Швейцарию? Скорее всего, речь идет о золоте. Известно, что только за август 2016 года Швейцария импортировала 21 тонну узбекского "желтого" металла. Таким образом, узбекские власти или тенекраты хранили здесь самый важный экономический актив. Но знает ли об этом узбекский народ.
О чем же может говорить Шавкат Мирзияев с швейцарской стороной? Могу предположить, это о/об:
1. Судьбе замороженных криминальных денег Гульнары Каримовой;
2. Хранении здесь узбекского золота;
3. Экспорте хлопковолокна;
4. Швейцарских инвестициях в гостиничный бизнес, в технологические сферы (электроника и электротехника, пищевая промышленность и переработка сельхозпродукции), в науку;
5. Открытии посольства Узбекистана;
6. Работе с местными туроператорами и открытии Узбекистана как новой туристической зоны интереса для швейцарцев (в связи с чем могут быть применены льготы в визовом режиме и т.п.).
Что же его ждет?
Наверное, пикеты политических оппозиционеров, в числе которых, несомненно будет лишенные гражданства Сафар Бекжан, Башорат Эшова и я, Алишер Таксанов, который так и не получил ответа на многие вопросы в Виртуальную приемную и, возможно, тоже лишенный гражданства.
В отличие от Мутабар Таджибаевой мы ни с кем из посланников узбекского правительства договариваться не станем и организуем хорошую информационную волну в прессе и будем митинговать в Берне от и до завершения визита. Мы покажем, что обмануть нас не удасться. А достигнем ли мы цели... не знаю, но со швейцарской стороной будем вести серьезный диалог в отношении Узбекистана. Особенно о ситации с криминальными активами Гульнары Каримовой и "Зеромакса".



Другие статьи в литературном дневнике: