Вопреки политике

Алишер Таксанов: литературный дневник

Вездесущая и всегда успевающая "Газета.Уз" информировала сегодня своих читателей: "Монетарная политика Центрального банка не способствует существованию «черного» валютного рынка. Об этом на брифинге в среду заявил директор Департамента валютного регулирования и платежного баланса ЦБ Бобир Абубакиров. «Курс определяется строго исходя из спроса и предложения ежедневно. Банки без ограничений продают валюту физическим лицам», — отметил он. По словам Бобира Абубакирова, функционирование «черного рынка» может быть связано с «определенными моментами фискальной политики».


Журналист, естественно, процитировал слова чиновника, не делая анализа из услышанного. А между тем, Б.Абубакиров, мягко говоря, лукавит, смещая не только акценты в проблеме, но и выдавая желаемое за реальность. Монетарная политика, если понимать представителя Центробанка, обеспечивает платежный баланс Узбекистана, и резеровов валюты и золотого запаса достаточно, чтобы поддерживать курс национальной валюты и стабильность денежного обращения. Иначе говоря, иностранной валюты хватает, чтобы погасить потребности населения, и поэтому "черного рынка" как бы нет. Все красиво на словах и на бумаге. Это виртуальная реальность.
(Кстати, это калька с ситуацией по рынку автопродаж: автомашин много на складах,причем за границей они гниют под открытым небом, а на реализации их нет, местные диллеры требуют "шапку" с узбекистанцев за доступ к товару. То же самое с валютой).
И при этом рынок этот существует вопреки монетарной политике - это настоящая реальность. Это означает, что проблема не в монетарности, а в регулировании денежного обращения. Как подчеркивает чиновник, "некоторые предприниматели, которые занимаются челночным импортом, в целях избежания платежей в бюджет могут скрывать свои товары» при пересечении границы, что порождает соответствующий спрос на иностранную валюту". То есть создается неучтенный спрос на валюту за счет реализации товаров на внутреннем рынке, и это порождает ажиотаж в сфере бизнеса и у обычных граждан, потому что у государства не увязывается баланс товароного обращения и валютно-денежного. То есть во всем виновата фискальная политика, которая не стимулирует бизнесменов выходить из "тени" и загоняет их работать без чеков, квитанций, таможенных деклараций, и правительство вне ведения, каков объем товаров и услуг в стране.
Между тем, именно ограничения на валюту порождают теневые процессы и подпитывают "черный рынок". Это коррупционная составляющая политики Центрального банка и коммерческих банков, которые извлекают нелегальный доход от разницы курса валют. Коррупционеры не хотят менять ситуацию, ведь это огромные потери! До настоящего времени банки не обеспечивали бесперебойное снабжение потребителей валютой, и поэтому "избыток спроса" потребляется в неофициальной сфере - такова объективная реальность. Отсутствие конвертации вынуждает предпринимателей снижать издержки (не платить налоги и таможенные сборы, лицензии на торговлю и т.д.), чтобы товар стал доступнее для потребителей и был досягаем "черный" курс валюты. Ведь челночный импорт - это не операция через биржи и легитимные сумы, это индивидуальный бизнес, связанный в большей части с кэшем, и незначительными по сути объемами (ведь физическое лицо тоже ограничено квотами). А где кэш, там паразиты-контролеры от силовых структур. Поэтому паразиты стремятся поднять планку ограничения доступа к валюте. Но челноки - это мелкие предприниматели, которые, как я уже говорил, не создают проблему в национальной экономике.
Проблему создают крупные фирмы, имеющие связи в банковском секторе и занимающие экспортно-импортными операциями по фиксированным ставкам валютного регулирования. Часть своих доходов они просто депонируют в западных банках, и в Узбекистане создается дополнительный дефицит валюты.
Слова о том, что конвертация свободна и доступна - это для наивных или умственно неполноценных. Превышение продажи населением валюты над ее покупкой свидетельство не о том, что вопрос отрегулирован, а в том, что обратный процесс сложен и малоступен. Банки работают на марже, чем больше двусторонних операций, тем им лучше. Но в реальности банки сами ограничивают продажу, чтобы стимулировать ее спрос на теневом рынке. С этим рынком у банкиров есть коррупционная связь.
Она может быть оборвана, если физическим лицам просто разрешат работать на банковском рынке и осуществлять обмен валюты. То есть нужно легализовать класс "валютчиков", и проблема исчезнет.



Другие статьи в литературном дневнике: