Лола Тилл дочь диктатора в поисках оправданий

Алишер Таксанов: литературный дневник

Недавнее обращение Лолы Тилл (она же Лолла Каримова-Тилляева), гражданки США и бывшего посла Узбекистана в ЮНЕСКО, вызвало скорее недоумение, чем сочувствие. В своем Telegram-канале дочь Ислама Каримова попыталась вяло реабилитировать образ отца, называя его «гарантом мира и стабильности».
Но если прислушаться к этим словам, то в них слышен только пустой звон.


Каримов был типичным деспотом — восточным правителем из учебника по истории, где власть держалась на страхе, коррупции и подавлении инакомыслия. Он не терпел критики, унижал оппонентов и считал себя единственным источником истины. Для него Узбекистан был вотчиной, а народ — обслуживающим персоналом.
Об этом Лола, разумеется, умолчала. Она не сказала, что ее отец отправил собственного племянника, журналиста Джамшида Каримова, в психиатрическую больницу на долгие годы. Что тюрьмы были заполнены политическими узниками: от Санджара Умарова и Дильмурода Сайида до Умиды Ниязовой и Надиры Хидоятовой. Их вина заключалась лишь в том, что они говорили правду.


Она предпочла не вспоминать о хлопковых полях, где миллионы школьников и студентов насильно гнали на сбор урожая, в то время как сама она никогда не держала в руках грязный хлопковый стебель. Не сказала и о том, что именно ее семья получала дивиденды от хлопкового экспорта, пока простые учителя и врачи влачили нищенское существование.
А ведь еще были «Зеромакс», тайные структуры, офшоры, спасение Гульнары от западного правосудия и теневой бизнес самой Лолы. Были законы, принятые парламентом по приказу диктатора, чтобы сделать его неподсудным и неприкасаемым. Были миллионы гастарбайтеров, которых Каримов презрительно называл «лентяями», но именно их тяжелый труд кормил страну.


Так кто же на самом деле сохранил Узбекистан? Деспот, затоптавший демократию, или миллионы простых граждан, которые, несмотря на нищету и унижения, удержали страну от катастрофы?
Четырехминутное выступление Лолы стало лишь жалкой попыткой оправдать семейное наследие. Но правда в том, что «мир и стабильность» по-Каримовски стоили слишком дорого: человеческих судеб, свобод и будущего целого поколения.


Сегодня Лола живет в Америке, далеко от своей родины, где интернет можно отключить одним приказом. Но именно там, за океаном, ей стоило бы хотя бы раз прислушаться к голосу тех, кого ее отец называл «дангаса». У них есть что сказать.



Другие статьи в литературном дневнике: