Андижан и отмена смертной казни в Узбекистанеполитический расчет Ислама Каримова Введение Весной и летом 2005 года в истории независимого Узбекистана произошли два судьбоносных события, которые на первый взгляд не связаны между собой. В мае в городе Андижан силовые структуры жестко подавили массовый протест, что привело к гибели сотен мирных жителей. Уже в августе президент Ислам Каримов подписал указ об отмене смертной казни с 1 января 2008 года. Многие наблюдатели до сих пор задаются вопросом: было ли второе событие реакцией на первое, и какую политическую задачу решал Каримов? 1. Андижанская трагедия 13 мая 2005 года в Андижане прошли акции протеста против социально-экономической политики властей и против репрессий в отношении местных предпринимателей. Протесты быстро приняли массовый характер: на площади собрались тысячи людей, среди которых были женщины и дети. Власти квалифицировали протестующих как «террористов» и применили армию, спецслужбы и полицию. 2. Указ об отмене смертной казни Спустя всего два с половиной месяца после этих событий — 1 августа 2005 года — Каримов подписал указ об отмене смертной казни. Формально решение выглядело гуманистическим шагом: смертная казнь заменялась пожизненным заключением или длительными сроками лишения свободы, а вступление указа в силу откладывалось до 1 января 2008 года. 3. Политический расчет: Рассматривая эти события в комплексе, можно выделить две ключевые логики Каримова. 3.1. Внутриполитическая 3.2. Внешнеполитическая 4. Реакция международного сообщества Правозащитные организации сразу заявили, что отмена смертной казни не компенсирует массовые убийства в Андижане. Amnesty International и Human Rights Watch подчеркивали, что истинная мотивация решения лежит не в гуманизме, а в политическом расчете. Тем не менее, уже к 2007–2008 годам ЕС начал постепенно смягчать санкции, ссылаясь в том числе на «положительные шаги» в области прав человека. 5. Тайные расстрелы По некоторым источникам, расстрелы продолжались и после того, как указ вступил в силу. И касался он исключительно тех, кого Ислам Каримов считал личными врагами: религиозная оппозиция, участники повстанческих движений вроде Исламского движения Узбекистана (ИДУ), запрещённых организаций «Хизб-ут-Тахрир», «Братьев-мусульман», а также те, кто участвовал в боевых действиях в Чечне и других горячих точках. Если такие люди задерживались российскими военными или спецслужбами на Северном Кавказе и в Центральной Азии, их в скрытом порядке переправляли в Узбекистан. Там, по решению закрытых трибуналов, к ним якобы применялась смертная казнь, несмотря на формальную отмену этого вида наказания. Заключение Отмена смертной казни в Узбекистане в 2005 году была не столько актом гуманизма, сколько результатом холодного политического расчета. После кровавого подавления протестов в Андижане Каримов оказался перед угрозой международной изоляции и внутреннего недоверия силового аппарата. Указ об отмене высшей меры одновременно решал обе задачи: давал гарантию безнаказанности исполнителям приказов и позволял президенту продемонстрировать миру «готовность к реформам». © Copyright: Алишер Таксанов, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|