Итак, некий Бахтияр Козимов написал в несколько в циничной форме и даже в стиле русского шовинизма:
"Может не стоит выдавать желаемое за действительное? О каких центрах цивилизации в Самарканде и Бухаре тут пишут? Может хватит голову морочить, себе в первую очередь. Следы цивилизации, закончились после Абдуллахана II! Дальше мракобесие и жуткий феодализм. Ради примера, хотя бы один пример приведите высокоразвитой цивилизации, хотя бы одно техническое достижение, хоть одного учёного, начиная с 17 века".
Наверное, советская и российская историография настолько была вдолблена людям, что они не могут представлять реальность не иначе, как им навязали колонизаторы. Итак, давайте разберём этот тезис по пунктам и опровергнем его.
1. Ошибочное утверждение о «конце цивилизации»
после Абдуллахана II
Абдуллахан II (ум. 1598) действительно был одним из последних могущественных правителей Шейбанидов, и после него Средняя Азия пережила политическую раздробленность и периоды кризиса. Но отождествлять это с «концом цивилизации» неверно. Цивилизация — это не только политическая мощь, но и культура, наука, ремёсла, торговля и духовная жизнь. Эти сферы продолжали развиваться. Опровергать это - все равно что срезать собственные корни и вживаться в созданную для нас колонизаторами виртуальную действительность.
2. Центры цивилизации:
Самарканд и Бухара
Города Самарканд и Бухара в XVII–XIX веках оставались крупными культурными и образовательными центрами Востока. Следует заметить, в Бухаре существовало более 300 медресе, где изучались богословие, математика, астрономия, медицина.
Кроме того, Самарканд и Хива были центрами ремесла: ковроткачество, ювелирное искусство, керамика. Эти ремесленные школы высоко ценились даже за пределами региона. То есть развивалось производство, экономика, торговля, денежная система.
3. Учёные и интеллектуалы XVII–XIX вв.
Хотя «великих имён» уровня Авиценны или Улугбека в это время было меньше, ученые продолжали работать, среди них стоит упомянуть лишь:
- Махмуд ибн Вали (XVII век) — автор «Бахр ал-асрар», многотомного труда по истории, географии и культуре Центральной Азии.
- Мухаммад Бади‘ Самарканди — астроном и математик XVII века.
- Ахмад Дониш (1827–1897) — мыслитель, реформатор, дипломат, писатель из Бухары, выступал за модернизацию образования и государства, автор трудов по истории и философии.
- Абдурауф Фитрат (1886–1938) — мыслитель, реформатор, писатель, представитель джадидизма, который был движением за просвещение и прогресс.
4. Технические и культурные достижения
Развивалась архитектура: мечети и медресе XVII–XVIII веков в Бухаре и Хиве (например, ансамбль Лаби-Хауз, медресе Кукельдаш, дворец Таш-Хаули в Хиве).
Развивалось гидротехническое строительство — ирригационные системы, необходимые для орошения в условиях Средней Азии, регулярно обновлялись и строились новые каналы (например, в Ферганской долине).
В XIX веке бухарские мастера были известны качеством бумаги, оружия, тканей. Самаркандская бумага экспортировалась даже в Россию и Индию.
5. «Мракобесие и феодализм»
Да, в XVII–XIX вв. Бухара и Хива были ханствами с феодальными отношениями, но назвать это «мракобесием» — европоцентричный штамп. Аналогичные социальные порядки существовали в Европе в то же время (например, крепостное право в России до 1861 г.). Однако никто не называет это «концом цивилизации» России.
История Средней Азии после Абдуллахана II — это не «мракобесие», а период трансформации, где культурная и образовательная жизнь продолжалась, формировались предпосылки модернизации XIX–XX веков. Центры цивилизации в Самарканде и Бухаре реально существовали, и утверждать обратное — значит игнорировать факты.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.