Панихида по упырю ренессанс на костях

Алишер Таксанов: литературный дневник

3 сентября в Узбекистане снова наступает главный государственный праздник — День некрофилии. В этот день чиновный бомонд, переобувшийся в свежие галстуки, бежит хором рыдать над гробницей Ислама Каримова — диктатора, державшего страну в кандалах четверть века. Упырь давно сгнил, но культ останков крепок: ведь власть без трупа — как плов без мяса.


Каримов обещал стране «великое будущее», но реальность превратилась в кладбище надежд. Единственное светлое будущее досталось его семейству:
- младшая дочь Лола уютно восседает в США;
- Ислам-второй просиживает брюки в лондонском особняке «от дедушки»;
- внучка Марьям взорвала соцсети фотографией без трусов — апофеоз семейных ценностей;
- старшая дочка Гульнара, когда-то «жемчужина дипломатии», теперь звезда тюремных кружков в Зангиате;
- сын Петр носится по судам с мачехой, деля миллионы.


Так выглядит «великий проект» Каримова. А страна? Страна осталась с наследством в виде коррупции, карательной психиатрии и целых томов пустых речей, которые ныне годятся лишь на растопку самоваров.
И вот теперь Шавкат Мирзияев, выдавший стране ребрендинг под вывеской «Третий Ренессанс», каждый год лично возглавляет хор плакальщиков. На панихиде нет ни слова о пытках, психушках, убийцах, посланных за оппонентами. Нет ни слова о том, как сам «Дода» уничтожал собственных родственников. Зато есть бесконечный поток сладкой лжи: «патриот», «верный сын Отчизны», «борец за счастье народа».


Мирзияев выстраивает культ упыря не потому, что верит в него. Нет. Ему нужен труп как оберег: чтобы напомнить чиновникам и народу — преемственность священна. Чтобы сказать: сегодня я, завтра — другой, но кровь народа всегда будет нашей валютой.
Великий «Ренессанс» в интерпретации Шавката — это не возрождение науки и культуры, а возрождение старой школы под другим соусом. Та же вертикаль страха, те же чванливые речи, та же любовь к некрополям. Только вывеску перекрасили.


И вот, 3 сентября все чинно отслужат панихиду по упырю. А 4-го сентября про него забудут. До следующего ритуала. До нового «танца с трупом».
Потому что в стране, где власть живет некрофилией, у народа нет будущего. Есть лишь бесконечный «Ренессанс» на костях.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.09.2025. Панихида по упырю ренессанс на костях