Итак, мой коллега предложил просмотреть в Ютубе интервью-дискуссию двух человек из Ташкента, один из которых известный путинист и поклонник Советской власти. Откровенно говоря, мне эта беседа показалась не только скучной, но и бессмысленной, поскольку обнаружилось плохое знание политологии и истории одного из них, которого условно я назову Совдепия.
Совдепия ляпнул, что в Средней Азии в 19 веке не было государств, были монархии - ханства, но это не государства, так как, со его слов, у Кокандского ханства, Хивинского ханства и Бухарского эмирата отсутствовали Конституция и гимн. Откровенно говоря, подобное высказывание меня шокировало и вызвало подозрение, что Совдепия имеет слабое понимание государственного устройства и факторов, образующих государство.
Попробую сделать пояснение. Классическое определение государства в политической науке и праве (например, согласно Максу Веберу и современному международному праву) включает три ключевых признака:
- Территория (четко или условно определённая);
- Население, проживающее на этой территории;
- Суверенная власть, способная издавать законы и поддерживать порядок.
Конституция, гимн или флаг не являются необходимыми признаками государства. Эти символы и институты — атрибуты модерного национального государства XIX–XX вв. Но государства существовали задолго до них (например, Древний Египет, Вавилон, Римская империя или Московское царство).
Были ли государства на территории Средней Азии? Да, конечно, определим те, которые находились под властью или проректоратом Российской Империи:
1. Бухарский эмират (1785–1920), который имел:
- территорию (огромную по площади),
- население (таджики, узбеки и др.),
- армию, систему налогов, суды (шариатские и адатные), администрацию, внешнюю политику.
2. Кокандское ханство (1709–1876) и Хивинское ханство (1511–1920), имевшие налогичную структуру:
- правитель (хан или эмир),
- диван (совет приближённых),
- сбор налогов,
- крепости и войска,
- дипломатические отношения (с Россией, Персией, Китаем).
Все это прямо указывает на наличие политической организации и институциональной власти, что и есть признаки государства.
Однако, по мнению Совдепии, гимн и Конституция - это атрибут государства. Подобный подход поверхностный и несерьезный. Например, в Европе до XIX века многие монархии не имели гимнов и писаных конституций, но никто не отрицает, что Франция времён Людовика XIV или Священная Римская империя были государствами. А Российская империя сама до 1906 года не имела конституции в современном смысле и не имела официального гимна до XIX века. Но никто не оспаривает её статус как государства.
Поэтому, Бухарский эмират, Кокандское ханство и Хивинское ханство — это были полноценные государства своего времени, с традиционной восточной формой монархии. Отсутствие конституции и гимна не отменяет их государственности. Это просто показывает, что они существовали в рамках другой политико-правовой культуры — исламской и феодально-ориентированной, а не модерной европейской.
Но подобные высказывания вывели меня на печальные размышления. Совдепия и его единомышленники трактуют историю по советским или российским учебникам истории, где умаляются национальные достижения, культура, уровень развития других народов, входивших в Российскую Империю или СССР. То есть преподносится так, что в Средней Азии были аборигены без науки, искусства, культуры, традиции, религии, морали, экономики, и все прогрессивное принесли сюда русские. Мол, они создали такие нации как узбеки, таджики, кыргызы, казахи, туркмены. Они создали из ничего нам республики. И они, естественно, научили нас есть ложками, пользоваться туалетной бумагой и велосипедом. Наших же ученых, мыслителей, защитников отечества умаляли или возводили в ранг недостойных персон, о которых и вспоминанить не следует.
Как сказал один индийский мыслитель, изучая Британскую политику в Индии, нет страшнее национальной элиты, воспитанной колонизаторами. Совдепия - это та элита, которая боготворит Москву и готов поддерживать все агрессивные действия России против соседей и других стран мира. А если российская армия вступит на территорию Узбекистана, то он встретит ее с цветами и с гимном Советского Союза или "Боже царя храни".
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.