На День УчителяВот, к стыду своему, позабыл, что сегодня – День Учителя. И 12-часовой рабочий день – не оправдание. Постараюсь исправиться этим эссе.
И вот я сижу и думаю: как это рассказать? Моя учительница литературы, сама ещё почти девчонка, не достигшая и 30-ти (младенческий возраст для «серьёзного» педагога, по нашим понятиям), живо интересовалась тем, что я, в самом деле, думаю о том или ином прочитанном произведении. Никаких хрестоматий и «правильных точек зрения»! Расскажи, как ты видишь и чувствуешь. Это рождает ощущение, которое ты ещё не способен сформулировать в свои 12-16, но чувствуешь безошибочно. Ты не одинок в этом мире. Потому что кому-то интересно, что ты думаешь. Как ни странно, вполне достаточно для подростка, чтобы окрылиться в возрасте, на который вешают ярлыки «сложный» или «переходный».
В этом своеобразная диалектика педагогики. Диалектика крайностей, как я её именую сегодня. Плохой учитель, в самом деле, способен отбить желание ко всему, и надолго. Но встретишь одного подлинного – и не позабудешь никогда. Этот маятник никогда не зависает на середине.
Но однажды друг, читая мою прозу, подметил: «Ты иногда излишне всё растолковываешь. Видимо, опасаешься, что поймут иначе, а то и вовсе не смогут. Это комплекс педагога»… И сегодня, в 40 с чем-то, обнаруживаешь, что легче всего находишь общий язык не с музыкантами или литераторами. А с педагогами. Там намертво вшит какой-то не убиваемый общий код сознания. Безотносительно возраста, пола и земных политических взглядов. При всём том, что я всегда клеймил менторство и любой авторитаризм. И при написании нового рассказа более всего вдохновился главой об уроке литературы для старшеклассников. Так, как провёл бы его сам. Здесь просто пошёл тот самый «поток».
С праздником вас, дорогие учителя и преподаватели! И мой сердечный «тост» за вас, обёрнутый в несколько абзацев этого эссе, написанного «на коленке». © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|