О моём антиклерикализмеАНДРЕЙ КУРАЕВ: На «Спасе» вышел выпуск телепрограммы «Парсуна». Гость программы – Михаил Мень. На 34:46 В. Легойда спрашивает гостя о том, легко ли ему увольнять людей, на что М. Мень отвечает, что очень непросто и тяжело, т.к. жалко человека и прочее... На это В. Легойда замечает, что в подобной ситуации один епископ ему как-то сказал: «Тебе жалко? Тогда и плати ему из твоей зарплаты». Кому церковь не мать... Так если с тобой эта самая «церковь» (которую сей епископ отождествляет с собой лично) ведёт себя как эффективная мачеха – точно ли и Бог отречётся от тебя?
От себя: На «Спасе» есть музыкальные паузы? Я бы подобрал песню, идеально соответствующую контексту сего духовного диалога: AC/DC, Money Talks. Не секрет для всех, снявших розовые очки, что ничего кроме денег, бизнес-выгод, преференций и влияния в этих головах, назначивших себя «гласом РПЦ», давно уже нет. Но раньше об этом говорили нехотя и обтекаемо, нечто вроде «церкви тоже надо на что-то жить». Особенность нынешнего момента в том, что глупость и бесстыдство с абсолютизацией денег возводятся в рамки нормы. Чаплин, словно на кухне, размышляет, как храмам собирать деньги в условиях кризиса и тенденции неуклонного обнищания населения. Светило Ткачёв видит проблемы в том, что кто-то взял в кредит авто за миллион, а надо было ограничиться вдвое меньшей суммой. «Хипстеры с лобстерами» в пассаже Худиева пару суток вызывали гомерический хохот в Facebook. Теперь и Легойда добавил свой глас в этот адский хор живущих и не чующих под собой реальной страны. Наблюдение за этими «спикерами» способно пошатнуть психику искреннего идеалиста и даже породить новую волну сомнений в Бытие Творца. Отношение к людям в РПЦ – это даже не ветхозаветчина. Это принципы спартанского государства: горе слабому, не влиятельному, не устроенному, больному и безденежному. Или, как изрёк незабвенный самарский владыка Сергий, «плохо молишься – мало денег». Весь «антиклерикализм» сегодня заключается в том, чтобы не пить водицу из сего дурного колодца, удалить этих «спикеров» из ленты, души и ума, сохраняя тлеющую, но свечу веры. Ибо Легойда, Чаплин, Ткачёв, Сергий, Худиев и прочие так и будут продолжать пробивать дно цинизма всё ниже и ниже. И как в случае с фарисеем-первосвященником Каифой, надеяться на просветление и просто человеколюбие – бессмысленно. Даже если распятие будет случаться ежегодно со словами «Я снова приму этот крест ради тех, кто меня не понял». © Copyright: Константин Жибуртович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|