Чемпион мира, PS

Константин Жибуртович: литературный дневник

Когда кинокритик Антон Долин клеймит создателей картины «Чемпион мира» как советских агитаторов, путая турнир с матчем на первенство мира, я понимаю одно.


История глазами Карпова, его штаба и всей страны не может не являться агиткой – ровно в той же степени, сними фильм в Голливуде уже в ракурсе эмигрировавшего Корчного. Более того, в американской ленте из реплик шахматистов попрёт фальшь плана «вы молодцы, парни!» или «пойдёмте и сделаем это!». Избежать таких ляпов возможно при одном и не слишком реальном развитии событий – Голливуд пригласит русского консультанта, хорошо разбирающегося в шахматах и знающего о матче 1978 года не из газет и выпусков новостей.


Картина «Чудо» (о сенсационной победе американских студентов-полупрофессионалов над могучей советской сборной в Лэйк-Плэсиде в 1980 году) – агитка. Наш ответ «Легенда 17» – тоже агитка. В обоих случаях, соперники выглядят карикатурно, будь то русские с железными яйцами или североамериканцы, жующие жвачку.


Всё это не мешает мне получать удовольствие от игры Курта Рассела и Олега Меньшикова. Как и от большинства ролей в новогодней премьере «Чемпион мира». Потому что при всей внешней драме матча за титул в 1978 году – Карпов ведёт 1:0, 4:1, 5:2, но позволяет Корчному сравнять счёт и психологическое преимущество явно на стороне отыгравшегося – так вот, при всём этом, матч не слишком кинематографичен, если следовать реальности до малейших нюансов.


Карпов и Корчной – не фотогеничные для синематографа Каспаров и Фишер. Вы видели реального Анатолия Евгеньевича? Cпокойный взгляд, женственный голос, ничего (внешне) от интеллектуального титана. Кажется, мажор из благополучной семьи, баловень советского спорта, которому повезло совпасть со временем и средой.


Он так убаюкивал и соперников. Домашняя заготовка, тихий ход пешкой на одну клетку, и у оппонента вскоре уже безнадёжная позиция на доске. В 1991-м уже миновавший пик Карпов обыграл в последний момент вундеркинда Виши Ананда, ни разу не дрогнув от более ярких шахмат индийского юноши и восторженной прессы о «новом Фишере и Каспарове». В интервью после матча вечно внешне спокойный Карпов флегматично произнёс: «Понимаете, мне без разницы, с мокрыми или сухими штанами сидит напротив меня соперник. Я слежу только за собой и своей игрой».


Не более «синематографичен» и внешне сотканный из конфликтов Виктор Корчной. Кажется, что его философия сродни Ахматовой – «Стихи и женщины должны быть бесстыдными». Но мы видим личность здесь и сейчас, вне контекста линии жизни и часто забываем, что всё это колючее «бесстыдство» – следствие обращения с человеком сначала равнодушной, потом презрительной, а в финале и безжалостной средой – те же обыгранные Корчным экс-чемпионы мира Петросян и Спасский по молодости вообще не держали Виктора Львовича за серьёзного оппонента – трудолюбив, предан шахматам, но без искры Божией. Быть может, дорастёт до титула чемпиона СССР. Не более того…


Реальный Корчной в беседе – скучноватый философ, иногда произносящий резкости. Реальная драма Корчного в матче 1978 года – не драма Сальери или Мефистофеля. Он заслуживал корону не менее, чем Карпов, но не смог сделать то, что осознал и воплотил Гарри Каспаров в марафонском матче 1984 года. Как и Корчной, Гарри выиграл три партии при счёте 0:5, но не торопился форсировать события против несвежего и временами плывшего Карпова. Бил там и тогда, где чувствовал по позиции; в иных партиях аккуратно делал ничьи. Если бы Корчной воспользовался этой тактикой, история шахмат сегодня выглядела бы иначе. К слову, кто-то подсказал сценаристам фильма (не сам ли Карпов?) реплику Анатолия Евгеньевича о том, что всё нужно решать в ближайшие дни. Если матч затянется, мне не выплыть.


Отразить подлинную драматургию Багио-1978 на экране очень сложно. Она вообще не связана с политикой и не соберёт кассу.


Именно поэтому, при всех минусах картины, я хочу, тем не менее, сказать спасибо взявшимся за тему создателям, а также исполнителям ролей Карпова и Корчного Ивану Янковскому и Константину Хабенскому.





Другие статьи в литературном дневнике: