Из диалогов о памятиИз соцсетей: Люди, как правило, очень серьёзно относятся к тому, что с ними происходит, к переживаниям, волнениям, чувствам, эмоциям, вызванным теми или иными событиями. Всё это представляется чрезвычайно важным и значимым, тем, что не может оставить равнодушным. Но давайте задумаемся, что остаётся в итоге от этой будоражащей волнительной пестроты? Сколько эпизодов вчерашнего дня вы можете отчётливо вспомнить? Что осталось в вашей памяти от прошедшей недели, от месяца апреля? В каких событиях, чувствах, эмоциях вы сможете восстановить в своей памяти 2017 год? А 2007-й? Чем явится в воспоминании прошедшее десятилетие, последние двадцать, тридцать, сорок… лет? Разве не окажется, что там всего несколько ярких, и, возможно, ещё десяток смутных картинок? Всё, что остаётся от «полноты жизни», со всем её буйством красок, событий, волнений, приключений, от того, что кажется целой эпохой (школьные годы, студенчество, первый брак, второй брак…) – это редкие разрозненные фрагменты. Но ведь ровно та же участь ждёт и нынешнее многообразие. И мы, возможно, только по воспоминаниям соцсетей будем с удивлением обнаруживать, что нас когда-то волновало, о чём мы думали, что считали важным, значимым год, два, три, четыре… назад. А, может быть, к тому времени и сами соцсети с их жаркими спорами, обсуждениями станут отдалённым воспоминанием, смутным эпизодом нашей жизни, каким некогда был пейджер. Однако, это размышление не о них, а о том, что через энное количество лет останется от нас нынешних. Я имею в виду не запечатление в плодах труда и творчества (дай бог, каждому полностью реализоваться). Я говорю именно о нас, как психических субъектах – комплексах психологических состояний, волнений, переживаний, воспоминаний, проблем, с которыми мы прочно ассоциируем себя в настоящем. Если от психологического субъекта не останется почти ничего, то так ли он важен и значим? Можно поставить вопрос ещё острее, а реален ли он вообще?
Дело в том, что хорошую память я считаю свойством интеллекта, а не генетикой или следствием тренировок. Наш день неизбежно наполнен десятком микрособытий и общением во всех его формах. Не говоря уж о потоке информации. И каждый совершает внешне неосознанный, но реальный и обоснованный выбор – что запомнить, что стереть, что помнить лишь некоторое время, а что быть способным воспроизвести до степени детализации и десятилетия спустя. Принято считать, что так запоминаются романтические свидания или первая в жизни близость. Не только! И содержание «сборника памяти» – следствие интеллекта, ценностного выбора и даже духовных качеств индивидуума. Ровно то же можно произнести и о продолжительности этого «сборника». Я понимаю, что едва ли стану обсуждать глубокие темы с человеком, который произносит мне нечто вроде «это было очень давно, в 2017-м году». Или «ну, ты бы ещё допотопные 80-е вспомнил!». Не стану не из высокомерия, а понимая, что уровень интеллекта человека сужает и упрощает его восприятие и свойства памяти, в том числе. Умно это или непрактично с воззрений Настоящего (здесь и сейчас), но я способен воспроизвести несколько ключевых эпизодов из каждого прожитого года, начиная с трёх лет. И это, на мой взгляд, несёт хотя бы тот смысл, что личность обретает те самые скрепы – скрепы постоянства на уровне психоэмоционального бытия физического тела. Память – это та же История. Вне Истории не существуют – ни культура, ни искусство, ни род, ни государство. И не так важно, насколько они соответствуют прошлому – важнее, что не забывают и не вычёркивают. Да и осознанная смена ценностей вне памяти и сопоставления с собой былым невозможна. Мне видится, что это достаточные смыслы – пусть и сугубо земные. А иными распоряжаться не мне.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|