Хоббит

Константин Жибуртович: литературный дневник

Я не был в восторге от того, что Питер Джексон взялся за экранизацию «Хоббита». При всей его ювелирной работе с «Властелином Колец».* К счастью, я ошибся. На днях с удовольствием пересмотрел трилогию.


Мой скептицизм был оправдан. Минуло 10 лет со съёмок ВК, а «Хоббит» – приквел. Актёры, как вы понимаете, моложе не стали. Да и сам по себе сюжет «Хоббита» гораздо менее масштабен, это история одного похода без фундаментализма о судьбах Средиземья. Здесь режиссёрские вставки неизбежны – чтобы связать новую трилогию с предыдущей, сделав её понятной тем, кто не читал Толкина.


Как пример, отсутствующий в «Хоббите» совет Сарумана, Элронда, Галадриэль и Гэндальфа. Великолепный ход – беззвучный диалог Гэндальфа и Галадриэль. Они тоньше всех чувствуют ситуацию. Глава ордена магов Саруман, обличённый огромной властью, утрачивает чуткость, и это не последняя причина его обращения ко злу через полвека. Элронд лишён женской интуиции и слишком ценит пусть худой, но мир. Их голоса в Средиземье звучат более весомо, чем подозрения Гэндальфа о находке утраченного Кольца Всевластия. Галадриэль чувствует это душой.


И ещё один интересный аспект, который я бы назвал «монархическим». Бьорн при первой встрече узнаёт Торина Дубощита, а о Гэндальфе едва слышал. Потому что Торин, как и Арагорн, из королевского рода. О нём знает любой отшельник, как в Британии все узнают в лицо королевское семейство. Гэндальф – лишь один из магов под руководством Сарумана. Искатель приключений с мещанами-хоббитами и любитель побаловать ребятню фейерверками. Не ему рассуждать о судьбах мира, и на этом совете его выслушивают дружески-снисходительно. Всё понимает лишь Галадриэль.


Толкин и здесь верен теме «маленького человека».** В конечном итоге, ни Саруман, ни эльфы с безупречной родословной, ни Арагорн Средиземье не спасут.


Профессор закрыл для меня тему fantasy навсегда. Можно плодить вторичные копии или откровенно паразитировать на трилогии, как новая поделка «Кольца Власти». Когда создатели не ощущают никакой неловкости – ни от плагиата, ни от собственной бездарности.



*При том, что я прекрасно понимаю: угодить толкиенистам невозможно. Они категорически против любой экранизации, в своём большинстве.


**Гэндальф, по Толкину – один из айнур. Айнур – это бессмертная раса, которую создал бог Эру Илуватар. Айнур делятся на валар и майар. Валар наиболее сильные и могущественные (Саруман), а майар (Гэндальф) – более слабы, чем валар. По сути, айнур участвовали в создании Арды. Арда – это Мир, частью которого является Средиземье.


После грехопадения Саурон (бывший валар) и Саруман не умирают. Но они настолько слабы, что существуют в безликой пустоте, не имея возможности принять чей-либо облик или вернуть свой.



Другие статьи в литературном дневнике: