СпасибоЕлизавета Мария Сеньчукова, православный публицист, монахиня: Человек, облеченный саном, выступает с публичным заявлением (на телеканале «Спас» - прим.), что женщины, если не прерывают беременность, могут родить много детей, и тогда им не так страшно будет отдавать кого-то из них на смерть. На всякий случай: я не вырывала из контекста, я смотрела весь сюжет. Я знаю матерей, которым он своим бестактным и просто злым высказыванием сделал больно. Но, думаю, Одной Матери он сделал особенно больно. На земле у Неё был Единственный Сын, и с названным Своим мужем у Неё не было других общих детей (и вовсе не из-за употребления средств прерывания беременности). А в вечности у Нее миллиарды сыновей и дочерей, и Она плачет над каждым. Матери всего мира знают об этом. Потому что Она, Честнейшая Херувимов, не притворяется плачущей – дескать, мы-то знаем, что все будет хорошо. Она по-настоящему оплакивает и утешает каждого и каждую. Утешит Она и матерей, которых так больно и так несправедливо ударил человек в рясе. Сергей Худиев, православный публицист и богослов: Исторически в Церкви всегда присутствуют – иногда довольно гармонично, иногда в состоянии трений и конфликта – две религии. Одна религия сверху, религия Откровения, в которой Бог действует через Христа, приводя людей, по одному за раз, через их личное покаяние и веру, к вечному спасению. Религия снизу подобна любым другим религиям – Христа в ней можно было бы заменить на Перуна, Матерь Божию – на какую-нибудь богиню Аматерасу, и ее функционал – предоставление обществу в целом объединяющих ритуалов, а воинам – вальхаллы, ничуть бы не пострадал. Как на плакатах Первой Мировой Войны – разница между Христом и Одином только в том, что Христос чаще брюнет, а Один чаще блондин (хотя это не обязательно). Я не думаю, что их можно организационно разделить – реформация тут, увы, не работает. Но можно отдавать себе отчет в том, что они разные, имеют разное происхождение и преследуют разные цели. «Религия снизу» вообще не про Бога и вечное спасение. Она про символы и ценности коллектива, его славных предков, его могучих героев, его прекрасные обычаи, его духовное единство – как и другие религии, типа синтоизма. Религия сверху – она всегда про личную встречу, когда человек, сам, лично, в одиночестве, осознает, что Евангелие истинно, Иисус действительно воскрес из мертвых, Он обращается лично ко мне и лично я призван покориться Ему как Господу и довериться Ему как Спасителю и обрести жизнь вечную и блаженную. Человек может быть яростным приверженцем «религии снизу» и сильно ревновать о ее славе и чистоте – и при этом вообще не думать о реальности Бога. Это как сторонники Деда Мороза с одной стороны, и Санта Клауса, с другой, могут яростно препираться и закидывать друг друга обидными мемасиками – но никто из них ни минуты не верит в какого бы то ни было добродушного старика, зимой приносящего послушным детям подарки. ****** А я вспомню слова Андрея Кураева в 1988 году, после того как Горбачёв разрешил праздновать тысячелетие Крещения Руси на официальном уровне, вернув РПЦ в плоскость правовых взаимоотношений с государством. Суть слов Кураева в том, что свобода слова и гласность требуют светского кругозора и определённого интеллектуального уровня пастырей в той же степени, что качественного богословского образования. Иначе – многие просто опозорятся. Это прекрасно понимают в греческой церкви. Без благословения епископата, который оценивает уровень кругозора священника (а не его личное дело в секретной папке) нельзя идти в СМИ. Что справедливо: это не частная страница в соцсетях, а обращение к внушительной аудитории. Я очень рад – в связи с уже печально известным интервью священника, чьё имя даже называть не хочется – за не молчащую интеллектуальную часть церкви. Прежде всего, за тех прихожан, кто по-прежнему связывает с РПЦ определённые духовные надежды вопреки нынешней ситуации.
© Copyright: Константин Жибуртович, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|