Реплика

Константин Жибуртович: литературный дневник

Разговоры об абстрактной вине меня изрядно достали. Во всех вариациях. Вот вчера я прочёл текст с претензией на покаяние заблудших интеллектуалов – мол, это мы, такие высокомерные снобы пожизненно виновны, что Иван Иваныч Иванов из провинции после работы читает не Чехова или Толкина с переосмыслением, а покупает Балтику номер 9 и бьёт свою бабу. Это мы, нечуткие, не приобщили взрослого Иванова к прекрасному. И мы обязаны испытать к нему эмпатию, чтобы исправиться.*


Ничем не лучше западного коленопреклонения. Суть та же. Так что, совсем никакой вины на интеллектуалах? Есть, и немалая. Но её ищут не там, а оттенки в нынешнем безумии и вовсе не различают. Приведу пример.


Беседовал я в эфире в начале нулевых с успешным предпринимателем. Человек умный, хотя и жёсткий. С прекрасной речью. Диалог был «партнёрским» – это значит, он помогает радиостанции, я должен задать заранее известные и обязательные вопросы о его сфере деятельности и о том, что она приносит городу и области.


В общем, ремесленничество без крупных компромиссов с совестью. Поговорил и забыл, как нечто второстепенное пару недель спустя.


Так бы и произошло, но прощаясь вне эфира и видя, что гость доволен беседой (получилось спокойно и естественно), я произнёс вопрос – отчего столь умный и проницательный человек с явными лидерскими способностями ни разу не воспользовался шансами пойти в политику.


– А зачем мне это нужно, вот скажи? (он внезапно перешёл на «ты», и это являлось не бестактностью, а степенью искренности). – Я задавал сам себе этот вопрос и удовлетворительных аргументов «за» не отыскал. У меня сейчас всё так, как я и планировал. Бизнес идёт, текучки кадров среди сотрудников нет, зарплаты не самые высокие, но достойные и без чёрной бухгалтерии. У меня дом, какой я хочу, машина, которую я мечтал купить, семья и дети. Я свободно перемещаюсь по миру. Плюс, у меня множество интересов, никак не связанных с бизнесом.


Я молчал, словно его заместитель, предложивший ошибочную стратегию на совете директоров.


– Вот. Сам посуди: кто туда идёт? Жестокое детство, деревянные игрушки, нормальные бабы не то, что не любят – а вообще не замечают – цинично усмехнулся он. – В головах – каша из обрывков идей и неуёмное властолюбие. Чтоб, значит, компенсировать свои травмы. Не все такие, конечно, но большинство, понимаешь? На хрен мне нужна эта среда лузеров с властью?


Мне было нечего ему возразить – ни тогда, ни сейчас. Очень многие вполне достойные люди со способностями в 90-е мыслили схоже: я состоялся, сам определяю свою жизнь и выстраиваю насущные мне приоритеты, у меня красавица-жена, дети и все атрибуты self-made. Так зачем мне этот геморрой? А будут допекать – уеду из России.


И осуждать за это – невозможно. Единственная проблема успешных людей со способностями и высоким IQ – победив личного Левиафана из родной дремучести, они не желают помогать в этом и обществу.


В самом деле, не обязаны. Да и сам я понимаю, что в схожих обстоятельствах – отказался бы. Нет такого призвания. Есть лишь акт доброй воли.



*Когда я слышу требование испытать эмпатию, я икаю: это всё равно, что требовать любви. Что невозможно. Она или случилась, или нет – но только по естеству и таинству. Иначе, как в неумной фразе из дневников Достоевского: «Полюби ты не только меня, полюби ты всё моё».




Другие статьи в литературном дневнике: