Все братья - сёстры

Константин Жибуртович: литературный дневник

Вечно промозглый Питер, берег Невы, лето 1978 года. БГ и Майк пишут альбом «Все братья – сёстры». Спонтанный джем где-то у Финского залива, перенесённый затем на аппаратуру устрашающего качества. Денег нет, только на портвейн «Три семёрки» и покупку у барыг книги с текстами Боба Дилана.


Борис Гребенщиков:


«Мы слушали песни Дилана, читали его тексты на английском и думали: он описывает в них какие-то вещи, которые нам очень хорошо известны.


Затем брался какой-нибудь крючок – например, ключевая строка и всё это перенасыщалось нашей реальностью, радикально противоположной тому, о чём поёт Дилан. Он пел про свой Нью-Йорк, про свою жизнь, а мы пели про свой Петербург. Возможно, суть построения песен была такой же, но всё остальное – это, как прогноз погоды там и здесь».


И вот я думаю: вегетарианско-застойный СССР. Дорогой Леонид Ильич в телеке рядом с дядей Володей из «Спокойной ночи, малыши!». Уже многое можно, хоть и «не приветствуется». Попробуйте отнести стихотворение «Сталь» на худсовет.


Будет мрак. Сумма бездарностей, глумящихся над поэзией-выдохом молодых людей, делящих по-братски хлеб и вино. Двести замечаний на стих, равного которому тот же Дилан никогда не писал. А его сейчас изучают в Англии на филологических факультетах.


В идеальном мире член худсовета мог бы честно произнести одно: парни, вы чувствуете поэзию глубже, чем я. Вам нужна хорошая студия и пластинка. Надо решать этот вопрос, потому что «не Диланом единым». (Поэтическая составляющая т.н. «русского рока» всегда была покруче западного).


Что самое интересное, в стихах нет никакого политического или гражданского манифеста, чем всегда грешил «русский рок». Они – и вне, и над сиюминутностью. Не говоря уж о том, что десятки тысяч гуманитариев заканчивают литфак, вгрызаются в классику, образованы, эрудированы, но так, как эти двое нонконформистов не пишут. Как в анекдоте: читал Гомера, Байрона и Блейка, потом Бродского, Ахматову и Пастернака, вдохновился написать своё. Получилось – «взвейтесь, да развейтесь».


У меня нет ностальгии по стране, где буднично режут такую поэзию. И я вновь вспоминаю одну историю, как «западник» дал мне стих Боба Дилана What was it you wanted? С примечанием – «старик, это гениально!».


– Слабовато, ответил я. – В сравнении с двумя парнями на брегах Невы.



******



Сталь


Я не знаю зачем ты вошла в этот дом,
Hо давай пpоведём этот вечеp вдвоём,
Если кончится день, нам останется pом
Я купил его в давешней лавке.
Мы погасим весь свет, и мы станем смотpеть,
Как соседи напpотив пытаются петь,
Обpекая бессмеpтные души на смеpть,
Чтоб остаться в живых в этой давке.


Здесь дворы, как колодцы, но нечего пить
Если хочешь здесь жить, то умерь свою прыть
Научись то бежать, то слегка тормозить
Подставляя соседа под вожжи.
И когда по ошибке зашёл в этот дом
Александр Сергеич с разорванным ртом,
То распяли его, перепутав с Христом,
И узнав об ошибке днём позже.


Здесь развито искусство смотреть из окна
И записывать тех, кто не спит имена
Если ты невиновен, то чья в том вина?
Важно первым успеть с покаяньем.
Ну а ежели кто... не ещё, а уже
И душа, как та леди – верхом неглиже
То Вергилий живёт на втором этаже
Он поделится с ним подаяньем.


Здесь вполголоса любят, здесь тихо кричат
В каждом яде есть суть, в каждой чаше есть яд
От напитка такого поэты не спят,
Издыхая от недосыпанья.
И в оправе их глаз только лёд и туман
Но порой я не верю, что это обман,
Я напитком таким от рождения пьян
Это здешний каприз мирозданья.


Нарисуй на моей стене то, чего нет
Твое тело, как ночь, но глаза, как рассвет
Ты не выход, но, видимо, лучший ответ
Ты уходишь, и я улыбаюсь.
И назавтра мне скажет повешенный раб:
«Ты неправ, господин!». И я вспомню твой взгляд...
Я скажу ему:
– Ты перепутал, мой брат,
В этой жизни я не ошибаюсь.


(1978 год)



Другие статьи в литературном дневнике: