Из любимых войн в песочнице

Константин Жибуртович: литературный дневник

Со страницы гитариста Дмитрия Назаренко:


Согласия в группе Cream никогда не было. Единственным моментом, объединяющим её участников, была ненависть к Led Zeppelin.


«У нас общие корни в блюзе и в джазе, причём Led Zeppelin набрались всего этого у нас. Потом их со всем этим куда-то снесло. И я бы не сказал, что я в восторге от этого».


Оценка Эрика Клэптона самая мягкая из всех. Джек Брюс менее сдержан:


«Цеппелины идут в жопу, они полное говно. Они всегда были говном. Хуже всего, что публика жрёт дерьмо, которое им впаривают. Cream в десять раз больше группа, чем Led Zeppelin. Вы что, правда считаете, что долбанный Пейдж лучше Эрика Клэптона?».


Но это ещё не всё. Когда Джинджера Бейкера сравнили с Джоном Бонэмом в документальном фильме Beware of Mr. Baker, он ответил:


«Вы что, с ума сошли? Он со мной и рядом не стоял! Техника игры у него есть, но свинга нет и в помине. Играет, как мешком говна размахивает. Долбит, типа Кейт Мун».



******



От большей части музыки Cream, как и от The Animals, у меня неизменное ощущение лет с 20-ти: музыканты топ-уровня, но меня вообще не цепляет процентов 90 их творчества. Умом понимаю: это явление. Душа спит.


Совсем не так, в моём случае, с цеппелинами, начиная с первого альбома – восторг после первых секунд Good Times, Bad Times. Моё навсегда. И я понимаю, как тем же Cream, зазвучавшим на несколько лет раньше, пока Джимми Пейдж мыкался без своего проекта, подыгрывая студийным халтуркам, обидно было наблюдать все 70-е, как эти «мальчики» снискали успех, который не снился – ни группе, ни сольному Клэптону (позднего Эрика, после альбома The Journey Man я вообще не воспринимаю, если честно).


То есть, по моей шкале, цеппелины, пусть и позаимствовав что-то у Cream, сегодня им не ровня. А намного выше. Но это всё оценочные вещи, и сказ вот о чём.


Именно поэтому мне не слишком интересно мнение Достоевского о Тургеневе (и наоборот), Бунина о ком угодно, «крутых рокеров» о Маккартни и вообще, как ни крути, конкурентов по призванию и бизнесу, в том числе.*


А интересно – что и как рассказывает человек сам о себе, чем делится в музыке. А место в Истории – точно не в нашей власти.



*В разное время я рецензировал (бесплатно и без просьб авторов!) несколько созвучных мне книг друзей. Один мой старинный приятель, которого я в шутку называю Трампом за деловой подход ко всем вопросам, произнёс: это недопустимо, ты льёшь воду на мельницу конкурентам. При любом масштабе закон один: думай о себе, не помогай им. Ты слышал, чтобы Пол Маккартни писал рецензию на альбом Марка Нопфлера? Пусть этим занимаются критики, которые сами ничего создать не могут.


Я рассмеялся. Он нечаянно вляпался именно в связку Маккартни – Нопфлер. В интервью 1986 года немецкому «Штерн» Пол сказал, что его дочери давно не слушают его песни, и наступит день, когда они объявят папу старомодным. – Но у них хороший вкус, добавил Пол – Dire Straits, например.


Так что Маккартни тоже не умеет обращаться с конкурентами. Не последняя причина, по которой выше него во всей музыке ХХ века для меня нет никого.




Другие статьи в литературном дневнике: