Не сотвори кумира...

Константин Жибуртович: литературный дневник

Мне говорили: желчный Бунин. Кажется, Андрей Тарковский его превзошёл. Речь о дневниках.


Учат они простой вещи: увы, в подавляющем большинстве случаев, художник – отдельно, человек – отдельно. Кроме того, это опровержение мифа «о дружной творческой среде в СССР». Это артистический мир. Большинство друг другу завидуют, а то и ненавидят, и чаще – за глаза. Не говоря о драке за роли.


И ещё одно. Хвалит в дневниках Марину Неёлову. В той плеяде актрис она явно не первая среди равных. Но Неёлова ему очень нравилась как женщина.


Мне всегда казалось, что Тарковский «несёт» себя повыше, чем он есть. Много желания казаться кем-то. При всей его одарённости.


Ну, подтвердилось. По-чеховски так: больше троих в одном пространстве не собираться. Чтобы мы позже не читали столь откровенную вкусовщину.


******


Из дневников Андрея Тарковского


Сегодня смотрел «Ватерлоо» Бондарчука. Бедный Сережа! Стыдно за него.


Саша Гордон показывал сегодня материал «Кражи». Смотрели вместе с ним. Страшное зрелище. Очень плохо. Ужасно плохо.


Видел фильм Алова и Наумова «Бег». Это ужасно! Издевательство над всем русским — характером, человеком, офицером. Черт-те что!


Пошел в Дом кино — напился и подрался с В. Ливановым. Ни он, ни я не можем выйти из дома — друг друга поласкали. На другой день звонил он мне — извинялся. Видно, сам начал. Я-то ничего не помню.


Актеры глупы. В жизни еще ни разу не встречал умного актера. Ни разу! Были добрые, злые, самовлюбленные, скромные, но умных — никогда, ни разу. Видел одного умного актера — в «Земляничной поляне» Бергмана, и то он оказался режиссером.


Правда, сам Чухрай мне не нравится. Человек он глупый, самовлюбленный и бездарный. В свое время он стал идеологом мещанства со своими «41-м» и «Балладой о солдате». Капризный, ненадежный и пустой человек.


5 февраля «Солярис» выходит на экраны в Москве. Премьера в «Мире». Не в «Октябре» или в «России», а в «Мире». Начальство не считает мою картину достойной этих первых экранов. Пусть, им будет хуже. Пусть в «России» смотрят их дерьмового Герасимова. Просить я их конечно, ни о чем не буду. Хотя и на премьеру не пойду. Пора понять, что ты никому не нужен.


Не знаю почему, но меня последнее время стал чрезвычайно раздражать Хуциев. Он очень изменился связи с теплым местечком на телевидении. Стал осторожен. С возрастом не стал менее инфантильным и, конечно, как режиссер совершенно непрофессионален.


Встречался с М. Захаровым, худ. руководителем театра на ул. Чехова. Он хочет, чтобы я ему что-нибудь поставил. Мне не понравилась его позиция. У нет программы, нет идеи театра, нет перспектив. Он местечковый идеолог с фигами в карманах. Бог с ним совсем! Очень уж он мелкотравчатый.


Смотрел в театре Моссовета «Турбазу» (название-то какое — хамски-претенциозное) — пьесу Радзинского в постановке Эфроса. И пьеса плохая (очень), и постановка плохая (тоже очень). Очень хорошая актриса Неёлова — первый класс. Только играть ей нечего.


Стало известно, что Смоктуновский будет делать «Идиота» для телевидения. То ли 8, то ли 10 серий. Сам будет играть, сам ставить. Ну, что он там может поставить?! Он же дремуч, как темный лес!


«Манхэттен» Вуди Аллена — ушел из зала после первой половины. Это зрелище нудно до безобразия, на экране – необаятельный актер, который хочет казаться неотразимым.


Кажется, действительно, «Сталкер» будет моим лучшим фильмом. Это приятно, не более. Вернее, это придает уверенности. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих картинах. Мне они не нравятся — в них много суетливости, преходящего, ложного. (В «Сталкере» этого меньше всего.) Просто другие делают картины во много раз хуже.




Другие статьи в литературном дневнике: