Из былогоВ мои прекрасные 20+ в Ночном Канале на радио под утро выживали двое-трое, после всего выпитого и сказанного в эфире. Я всегда был стойкий к алкоголю (просто данность) и часто засиживался до рассвета с самарским поэтом, тоже Костей, на 7 лет постарше меня. Помимо реплик «как возможно не полюбить Джойса и Достоевского?!?» там присутствовала ещё одна сквозная тема. – Старик, говорил мне поэт с привычной экспрессивностью, подливая коньяк – пойми, это абсолютно нормально, когда один литератор ни во что не ставит другого, публично обзывая лабухом, а тот, например, в ответ произносит, что ты вообще глухонемой к настоящим рифмам. И так далее.* – Обе эти оценки, скорей всего, преувеличение. Или вовсе ошибочны – возражал я, скидывая остатки сна. – Скорее всего – да. Но этот конфликт движет искусство. После срача оба могут написать сильные вещи. Едва начав бриться лет в 16, я уже придерживался иных взглядов. Мимо чуждого – проходим без комментариев; поклонников они не разубедят, а согласные и так знают о твоём отношении. Если кто-то создал очень сильную вещь, произносить вслух «ах ты сукин сын, я так не способен!» нужно самому себе, предварительно убедившись, что никого нет рядом. Или – честно отдать должное. Потому что лепет «критики» на «Евгения Онегина»** от современников Пушкина меня забавляет настолько, что я перечитываю (время от времени). В моём компе этот файл назван «Жаба душит». Кто выглядит жалко на дистанции столетий – объяснять излишне. Оттого весь этот творческий srach мне безынтересен. Как и негласный кодекс на тему «как нести себя в литераторских и иных творческих кругах». *Из записных книжек Маяковского: Как начался промеж большевиками разговорный зуд, Вот в этот «зуд» с практической точки зрения я никогда не верил. Каждый, кто пришёл к осознанным ценностям не по причинам «старшие сказали» или «в книгах прочёл» останется при них. Количество пикировок отчасти обогатит восприятие, но ценности – взаимно – не изменит.
II Как грустно мне твоё явленье, III Или, не радуясь возврату Эти строки – лакмус, как и весь роман в стихах. Если человек (поэт ли, критик, читатель) не считает их логосом, из которого произрастает всё иное, в том числе интеллектуальное баловство с авангардом уже ХХ-XXI веков, спорить и просто говорить нам не о чем. Раскланиваемся и расходимся. © Copyright: Константин Жибуртович, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|