Пушкин - наше всёКак звучит фраза целиком, и что она означает? А Пушкин — наше всё: Пушкин — представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин — пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, все то, что принять следует, отбрасывавший все, что отбросить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, образ, который мы долго еще будем оттенять красками (Аполлон Григорьев "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина", 1859) Но не только в этом обнаруживается формула "Пушкин - наше всё". После смерти поэта современники наивно решили, что с уходом Пушкина из жизни и заканчивается его историческая роль, он навсегда перешел в разряд завершенных явлений литературы. Однако в течение следующего века общество "будет оттенять красками" образ гения, как выразился Аполлон Григорьев. Во время спора западников и славянофилов то одни, то другие "перетягивают" Пушкина на свою сторону. В одних произведениях обнаруживаются его стремления к европейской культуре, в других - к "русскому духу". Поэты разного времени будут соотносить свое творчество с творчеством Пушкина. Так, Некрасов напишет о нем как о "собрате по борьбе за свободное слово", а поэты "старого мира" вместе с Владиславом Ходасевичем в 1921 году в доме литераторов решат аукаться именем Пушкина "в надвигающемся мраке". И совершенно по-новому зазвучат строки Красуйся, град Петров, и стой в дни Ленинградской блокады, когда несколько человек в 1942 году сойдутся отметить годовщину великого поэта. Так и продолжается до сих пор неоконченный в 1837 году диалог русских людей и гения, в творчестве которого, кажется, можно найти ответ на любой вопрос.
© Copyright: Анна Дудка, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|