Сколько себя помню в сознательной жизни, рисовала всегда.
Первые попытки были сразу после того, как научилась ходить - сразу в руки попал карандаш и все стены были густо изрисованы.
Пришлось делать ремонт в доме - испачканные мной стены были заново выкрашены в персиковый цвет и сверху по трафарету набивались бронзовые букеты.
Эти стены мне строго-настрого запрещалось трогать, видимо, и в углу я стояла не однажды за попытки наскальной живописи.
И книги на полках были мною изрисованы нещадно; на страницах, где были иллюстрации, тут же рядом появлялись мои кривые и наглые копии. Вот удивительно, нам с двоюродной сестрой всегда по праздникам дарили одинаковые книги. Ее книжки девственно чисты, такими остаются и по сей день, а мои просто превращены в черновики. Похожие на рукописи Пушкина.
На любом свободном клочке каляки.
То есть, этакое многофункциональное пространство для меня - не только сказка, а и альбом для рисования, два в одном.
Но это помнится совсем слабо.
А вот мне уже шесть и память рисует мое поступление в знаменитую художественную школу на Остоженке.
На экзамене по композиции предложена была иллюстрация к сказке.
Как сейчас помню, я выбрала Золушку.
И изобразила ее в момент побега с бала на огромной лестнице где была потеряна туфелька.
Память подсказывает, что моя Золушка была в алом платье и златокудрая.
Все в этой учебе мне нравилось - и рисование орнаментов - первое постижение законов композиции, и лепка из серого пластилина, рецепт варки которого раздали всем родителям и его варили дома в кастрюле с кипятком, чтобы получилась этакая скульптурная масса, и рассказы об истории изоискусства.
Увы, долго ходить в эту прекрасную обитель не получилось - поступление совпало с переездом на новую квартиру на окраину Москвы.
Возить меня на занятия в центр было некому.
Попыталась, было, бабушка со стороны отца, как я уже упоминала, но ей было трудно в Москве - она только вышла на пенсию и приехала из украинской деревни.
Метро с его толпой в час - пик ей казалось кошмаром и она быстро сдалась.
В средней школе я ходила в изостудию при ЖЭКе .
Там преподавала милая молодая художница, очевидно, студентка, Надежда Ивановна Тулюля.
Позднее я искала ее в интернете и нашла.
Когда нашла, сама уже четверть века преподавала то же самое, что и некогда постигала у нее, Надежды Ивановны.
Интернет поведал мне, что она продолжает преподавать наше теперь общее ремесло.