Светлана Данилевская - полученные рецензии

Рецензия на «амбар» (Светлана Данилевская)

"По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад."
Этому утверждению я не верю. Что значит "территория России" (которая с веками разительным образом менялась)? 15 тысяч лет назад по южной части Среднерусской возвышенности проходила граница лесостепи, и первобытные племена занимались здесь (и севернее) чем угодно, но только не земледелием, которое зарождается в Передней Азии примерно 10 тыс. лет назад.

"Но, пожалуй, самый древний язык, в котором мы встречаем это слово (там оно имеет вид sambhara) — это древнеиндийский."
Авестийский (древнеперсидский) язык - ровесник древнеиндийского. У древних персов это слово звучало гораздо ближе к современному русскому слову - "анбар".

К чему здесь приводится пространный экскурс в историю происхождения гаплогруппы R1 c cубкладами? Слово "амбар" документально фиксируется в России не раньше 16-го века. До него на Руси существовало слово "житница" - место хранения "жита", зерна. Другое дело, какими путями и когда персидское "анбар" было заимствовано турками, а из средневекового турецкого языка перекочевало в другие тюркские языки, включая средневековый татарский, откуда, наконец, попало в русскую речь. Скорее всего, это связано с политическим влиянием Порты на ханства, возникшие на руинах Золотой Орды.

"когда Русь на Константинополь ходила, то турков там не заметила."
Не на "турков", а на турок. Турки-сельджуки появились в Малой Азии, т.е. на территории Византии, в конце 11-го века, после того как они разгромили Багдадский халифат. Тогда "Русь" на Константинополь уже не ходила (последний поход русских на Византию состоялся в 1034 г.). В 1054 г. на Русь стали нападать половцы, и русским стало не до Византии.

"амбар существововал очень давно, и не только в каком-то одном месте, но практически повсюду, где жили люди, строились Хранилища для зерна и не только."
Глубочайший вывод. Надо обязательно внести его в записную книжку для памяти.

Алексей Аксельрод   09.01.2024 11:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «амбар» (Светлана Данилевская)

Как интересно Вас читать!
Практически - историко-филологические поисковые экспедиции в прошлое, и это - не выходя из дому) И пусть попробуют сказать, что историческое языкознание - нудно и не интересно. Практически тот же градус драйва (благодаря Вашему исследованию), что подстегнул меня когда-то на старте ввода в общее языкознание интригой лекции Владимира Мейерова.
Любимая забава, правда)

С уважением,

Бобровская   09.01.2024 03:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «По следам легенд. обзор. Василек» (Светлана Данилевская)

Говард Картер в своём отчёте упомянул не один венок, и не из одних васильков, а ещё и ожерелья. В руки археоботаников вообще тогда попало много занятных находок - к примеру, два мощных букета из ветвей персеи (мимусопса). Не представляю даже, что тут их могло так уж потрясти - цветы в гробницах находили и раньше. Разве что впечатление произвёл контраст от тяжёлых сверкающих гор нетленных сокровищ рядом с хрупким прахом растений, некоторые из которых вообще удалось опознать лишь по пыльце. Да ещё показалось удивительным, что при погребении использовали голубой лотос, цветущий не ранней весной, а с середины лета. Если это не заранее изготовленные иммортели, то, значит, египетские садоводы знали искусство выгонки водяных лилий к установленному сроку. Наверное, и правда не всё так уж романтично. И вряд ли верна фантазия о том, что цветы эти возлагала вдова - у неё была своя роль в церемонии погребения, первая половина которой - плач, а вторая - буйный пир в знак победы над смертью. Его участники украшали себя живыми цветами. Уже позже в тайнике гробницы нашли и другие ожерелья из цветов - их отправили в музей Метрополитен. В их составе тоже был василёк вида Centaurea depressa.

Екатерина Боталова   22.01.2023 13:46     Заявить о нарушении
Екатерина, спасибо огромное. Ценные комментарии. Хорошо бы и ссылки были на соответствующие статьи. С уважением.

Светлана Данилевская   21.03.2023 16:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Соловки. Остров Анзер» (Светлана Данилевская)

Светлана, здравствуйте! На Соловках был в 1979 году. До сих пор полон воспоминаниями!!! Было мне тогда 17 лет. Два месяца жил в посёлке Реболда.
Соловки
Казак Игорь Викторович
Желтое солнце в белеющей мАре,
Волны в накате на каменный срез,
Скит почерневший в столетнем пожаре,
В высь устремлённый молитвенный крест.
Здесь, на краю первозданного края,
Море сливается с бездною неба,
Без осуждений, грехи принимая,
Плоть укрощается коркою хлеба.
Белое море в седых эполетах,
Север, как строгий и грозный отец,
Смотрит веками прозревшими в лЕтах,
Жизнь понимающий, древний мудрец.
Кремль Соловецкий Ведическим эхом,
Память скорбящая верой в сердцах,
Плаха Голгофы и плоть человека
В слезах исчадия, сказом в язцах.
Остров сакральный, плененный у моря
Белой чертой тайну в водах храня,
Анзер величием в смерти и в горе
Чувства людские сжигал без огня.
Белыми льдами закованный в панцырь,
Буйствами красок сиянием в ночИ,
Всполохи в небе полярным сиянием,
Как разноцветье всенощной свечи.
Здесь принимали в страданиях муки,
«СЛОН» перемалывал судьбы людей,
Слезы и горечь в веленьях разлуки,
Стон заколоченный в двери идей.
Белое море, в седых эполетах,
Кремль Соловецкий принявший острог,
Смотрит веками прозревшими в лЕтах,
Как пережить все что видел, ты смог.....
(«СЛОН» - Соловецкий лагерь особого
назначения)
январь 2020 года

Игорь Казак   19.09.2022 14:36     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Игорь. Сильные стихи, печальные, но красивые. Анзер, СЛОН, это, конечно, темная, маленькая, но и еще мало изученная проблемная часть истории. Устройство подобных лагерей в то время таким же, и даже еще хуже было по всему миру. А на Соловках усугубилось тем, что он далеко, власти не в курсе, и один маньяк предатель, но в начальниках мог совершить столько ужасов. И к вопросу о преступниках и мерах борьбы с ними. Вам жаль воров и убийц, маньяков и садистов? И что с ними делать? Телевизоры и наркотики с девочками в камеры доставлять? Вопрос этот относится к уровню развития цивилизации. В высокоразвитой таких проблем не будет, если человечек родился, то он вырастет обязательно в Человека с самой высокой буквы.

Светлана Данилевская   21.03.2023 17:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нет такого понятия русофобия» (Светлана Данилевская)

Согласна с Вами, Светлана! Спасибо за откровенные слова.Европа сама на себя руки наложила.

С уважением,
Наталья

Наталья Мясникова   05.08.2022 00:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!

Светлана Данилевская   21.03.2023 17:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Пеласги. Синтии, аисты, странники. обзор» (Светлана Данилевская)

"Акрополь Афин Геродот называет Пеларгической крепостью"
В каком произведении Геродот назвал так Акрополь? Я лишь знаю, что, по словам Фукидида, афинский район Пеларгик располагался у подошвы холма, на котором располагался Акрополь с его "пеласгической стеной" (снова Фукидид).

"Геродот, владевший многими языками Балкан и Малой Азии, не понимал пеласгский язык и называл его «бесспорно варварским»."
Скорее всего вы взяли это у Хаманта Льюиса из его "Откуда пришли пеласги"; Геродот же сказал просто "пеласги говорили на варварском языке"

"По мнению Дионисия, название афинской стены было «пеларгикон», то есть «гнездо аиста»..."А это тоже списано откуда-то, поскольку у А.А.Алмистова на сайте samlib читаем "По мнению Дионисия, название афинской стены было "пеларгикон", то есть "гнездо аиста", из-за замкнутого круглого периметра, но потом слово приняло форму "пеласгикон"."

"переделка древнееврейского «пелиштим», приобретшего значение странники, переселенцы."
И это списано, например, с сайта http://cont.ws/@sage/189371 или http://vk.com/@aleksalmistov-legendarnye-civilizatory-evropy-pelasgi-minoicy-etrusski7 (тот же Алмистов), где читаем: "Термин филистимляне — типичная в греческом переводе Библии переделка древнееврейского пелиштим...с характерным переосмыслением этого этнонима, приобретшего значение странники, переселенцы. Насчет "переосмысления" не уверен. Ни в одном из известных мне источников не говорится о таком переосмысленном значении.

"А. И. Немировский склоняется к представлению, что пеласги — один из индоевропейских народов, чей язык близок иллирийскому, и они участвовали в этногенезе этрусков, ранее их поселившись в Италии .
Лемносская стела с письмом, предположительно пеласгическим, 6-7 вв. до н. э."
Это домысел. О принадлежности пеласгов к индоевропейцам стали указывать в последнее время (по следам в древнегреческом языке). Лемносская стела предположительно составлена на языке, близком к этрусскому, который считается неиндоевропейским.

"По многочисленным грамматическим показателям и даже совпадающим словам установлено родство языка стелы с этрусским и этеокипрским языками."
Нет никаких многочисленных показателей и совпадающих слов.

Алексей Аксельрод   21.10.2021 18:54     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо огромное за ценные дополнения, замечания и ссылки. К вопросу пеласгов нужно было подойти более серьезно, подготовлено и обстоятельно. Это была лишь ремарка, малюсенькое прикосновение. Теперь, конечно, появилось много больше материалов и данных, и вернусь к этому вопросу снова.

Светлана Данилевская   21.03.2023 17:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Эволюция» (Светлана Данилевская)

Спасибо Вам, Светлана, за Ваше неравнодушие к проблемам человека.
С уважением,

Людмила Ломакина   21.10.2021 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила. И любой человек, который задумывается, читает, слушает, спорит или изучает, неравнодушен. А вместе нас много!

Светлана Данилевская   21.03.2023 17:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Обзор. Предисловие. Эдем» (Светлана Данилевская)

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.» -- именно так читаем в Синодальном тексте. А по моей версии, изложенной в работе под названием "Сотворение человека или современное прочтение двух первых глав Книги Бытия" http://www.proza.ru/2018/11/10/49), то Быт. 2:8 читаем так: «И насадил Господь Бог сад (ган) в Эдеме (ба эден) на востоке, и поместил (йасем) там человека (эт хаадам), которого только что создал в полевом зачаточном состоянии)"
А перед тем был стих Быт. 2:7. «И создал (йийецер) Господь Бог человека (эт хаадам) летучего (или лёгкого) (афар) из полевой материи (мин хаадама) и вдунул в ноздри его дыхание жизней (хайим) и стал этот человек (хаадам) душою живою (ле нефеш хая)».
Поясняю, т. к. действие йецер означает не завершённое создание чего-либо или кого-либо, а начало его формирования, направленное к определённой цели, то, можно сказать, что в этом стихе говорится о том, что Господь Бог создал сначала проект человека – эт хаадам, нечто подобное яйцеклетке, но только не на вещественном плане, а на полевом; «и вдунул в ноздри его дыхание жизней», т. е. оживотворил, что в нашем представлении ассоциируется в некотором смысле с оплодотворением яйцеклетки (и с образованием зиготы) на вещественном плане; «и стал этот человек (хаадам) душою живою», т. е. эта полевая оживотворённая «яйцеклетка» стала наименьшим состоянием души живой – тем самым информационно-энергетическим началом всех душ живых, о котором говорится в 1-ой главе в стихе 20-м. И для развития этой «оплодотворённой яйцеклетки» Творец создаёт идеальные условия и называет их садом Эдемским.
Вы со мной можете соглашаться или не соглашаться, просто советую ознакомиться с моей работой.
Вашей работе, основанной на существующем сегодня трактовании, поставила оценку "понравилось".
С уважением,

Людмила Ломакина   21.10.2021 16:09     Заявить о нарушении
Спасибо огромное, Людмила. С вашей работой обязательно ознакомлюсь, тем более что удалось найти несколько словарей, где более точно представлен перевод с транскрипцией. Но а по поводу Библии, Торы... Если честно, то очень сомневаюсь в их большой древности, по крайней мере, когда они писались, знаний об устройстве космоса и эволюции даже в Древней Греции было намного больше, и то что касается яйцеклетки, то выглядит совершенно неправдоподобно. Видимо, сама библейская легенда пришла не из семитских народов, и даже не из шумерских, она намного древнее. А то что каждый народ под себя переписывает и свое добавляет, себя возвеличивая, это неудивительно. Все ж от приматов, от желания обезьяничать). А вот чтобы поднять знания на новый уровень до вырастания в духовность, человечность, это как в эволюции, и тысячелетий мало. Хотя , бывают и эволюционные скачки . Но в любом случае, ваше замечание очень ценно, это особый взгляд на проблему, и возможно, в нем , как и в каждом изыскании, где включены душа и сердце, стремление и вдохновение, есть крупицы истины. С уважением.

Светлана Данилевская   21.03.2023 17:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Питер» (Светлана Данилевская)

1
ПИТЕР … фамильярное и бытовое появилось в городе после Первой мировой, после нашествия в город дезертиров, гопников, и революционЭров,… по сути тех же гопиников .

Особенно ПИТЕР проявился после переименования его в Петроград.

Весь 19 век город именовался только как Петербург.. причём на всех уровнях… даже на Никольском рынке , который был местом своеобразной биржи по найму кучеров,возчиков, кухарок, наёмных для боен скота, грузчиков на разгрузку брёвен с барж и ловлю из плотов с каналов на дровяные склады, и пр.
Приезжие видя его величие не осмеливались называть его иначе и употребляли полностью, гордясь тем , что намерены теперь в нём жить и работать.
Родившиеся в Петербурге , коренные петербуржцы, никогда по-аминокошонски город ,как ПИТЕР , не называли.

Так делали и делают сегодня только те, кто не имеет в нём глубинных корней.
Они и курортный городок под Петербургом , ранее Террийоки. называют Зелеком,
а РЕПИНО , ранее Куоккало… Репняком…
так и ПИТЕР из области «Одесса – мама «, » Ростов –папа»..
2
Петроградская сторона , не помню когда она стала именно так называться, но с 18 века с с момента основания города называлась ТАТАРСКАЯ СЛОБОДА, это есть на картах Леблона от 1768г … там жили в основном татары… кстати именно потому и мечеть стоит на той стороне Невы.. на стороне Татарской слободы.
Вообще в Петербурге татары пользовались особым почтением, многие знатные фамилии имели и считали за гордость уведомить гостей , что их личный повар татарин.
Повара -татары всегда отличались чистотой и порядочностью , и ни в коем случае не вороватостью.
Оттого и ценились.
3
Сталин был не петербуржец… жил только некоторе время… отсюда и всё остальное… революци онЭрское.

Извините … за занудство..
Сам из семьи петербуржец живущих в городе более 150 лет безвыездно...и очень трепетно отношусь к этому гопницкому -ПИТЕР.

Удач вам.

Владим Филипп   09.08.2021 02:43     Заявить о нарушении
Паша, привет.
Да мне уже неловко , что я как бы с поучением влез тут.

Владим Филипп   09.08.2021 09:23   Заявить о нарушении
Паша, да есть уже кое-что... у меня в цикле " Записки старого петербуржца "....
Может быть и вправду надо дополнить ... уходит наше поколение, новые же не знают ничего.

Вчера долго хохотал , увидев в одном фильме, как герой пишет письмо макая ручкой как бы в старинную в чернильницу....
Только вот чернильницей была столовая солонка...осталась такая же от моей бабушки..
ЭТО СОЛОНКА!!!...для соли..)))))

Владим Филипп   09.08.2021 09:47   Заявить о нарушении
Владим Филипп, огромное спасибо за ваше ценное замечание. Скорее всего все именно так, как вы говорите, кроме, конечно, пункта 3. Поскольку , во-первых, революцию начала буржуазия и аристократия, и готовились они к ней с самых высших кругов, о чем еще предупреждал Распутин, а во-вторых, при том хамском отношении к народу, которое поддерживалось и приветствовалось на всех уровнях, кто побогаче, другого варианта и не могло быть. Без революции Россию бы растащили на куски немцы, англо-саксы и прочая нелюдь. А по вопросу истинных Петербуржцев, наверно, вопрос не в этом, а в нравственности и духовности. Я тоже из семьи петербуржцев, переехавших из Тверской в первые годы основания Петербурга, и живших там безвыездно. Но в просторечии, в особых случаях , например, когда говорю о переменчивости погоды, слякоти на улицах и других не очень ласковых моментах, то прорывается Питер. И это очень подходит к тексту повествования. Этакая мимикрия слов под обстоятельства? )). А писать о красоте прошлого , об истории Петербурга вам надо обязательно! Ведь и правда, прошлое высокое, мужественное, сильное, духовное, мудрое и правдивое поколение уходит. Низкий поклон и благодарность им, что были.

Светлана Данилевская   21.03.2023 17:32   Заявить о нарушении
http://proza.ru/2010/04/02/1411
http://proza.ru/2012/01/07/270

О Петербурге, если интересно и не лень читать...удач вам )).

Владим Филипп   21.03.2023 17:47   Заявить о нарушении
Спасибо!!! Обязательно прочитаю,Петербург моя любовь.

Светлана Данилевская   21.03.2023 18:01   Заявить о нарушении