Александр Волков 24 - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Не слишком было приятно узнать, что прототипом главного героя стал мной старый приятель-коллекционер (не артист больших и малых академических театров, конечно, но фамилия которого слишком известна, чтоб я его называл). К счастью с героем его роднил разве что живот, да страсть к коллекционированию, не мешавшая, впрочем интересоваться предметами своего азарта и в чувственно-эмоциональном духе. Впрочем, к тексту романа все это не имеет отношения - тоже, к счастью: "Игра 15" - просто одна из глав, с законченным сюжетом, что во-первых, позволяет отнестись к этому тексту не как к фрагменту большего, а просто как к рассказу. Возможно, однажды я найду в себе силы и решимость прочесть остальные игры романа, но пока ограничусь этим. Уже ограничился.
По словам автора, это писалось в 90-х. В любом случае преемственность мудреного, перенасыщенного иностранными и забытыми словами, а также замысловатыми, но остроумными именами героев, у авторского стиля налицо - автор писал, бывало, и похуже. А может, просто я причитался уже? В любом случае, это не детская графомания, когда рука не поспевает за разворачивающимися в мозгу спиралями сюжета и на минимальные художественные описания просто нет времени. Здесь автор успевает снабдить свои существительные достаточным количеством прилагательных, которые, чего скрывать, помогают временами увидеть больше и шире арматуры сюжетных поворотов. Чорт! Я кажется сбился на рецензию другого журналистского романа, недавно вышедшего в эфир, но ставшего бестселлером пока лишь в виде анонса, и то лишь на личной фб-странице авторши.
Вот так, отталкиваясь от эээ... ужаса-ужаса, можно отыскать в своем лексиконе и пару-тройку ласковых слов для Джетро. Ну... в общем, я не хочу критиковать текст, который пробуждает ностальгические воспоминания об общем знакомом. Большом, увлеченном и довольно больным человеке, который был лично для меня не просто дилером, но и определенным символом. Символом страсти, верности идее, и, в общем-то, никому ненужности.
Спасибо автору, что прототип вдохновил его не целую главу про, пусть и такого сомнительного качества, героя.
Александр Волков 24 01.07.2022 21:27 Заявить о нарушении
Джетро 02.07.2022 12:03 Заявить о нарушении
Так редко бывает, что не хочется критиковать и выискивать недостатки. Это не из-за шедевральности прочитанного. Просто автор попал в настроение. Точнее, он взглянул в свое прошлое и я, проследив его взгляд, неожиданно увидел свое. Оказалось, они совсем рядом. Самым ранним воспоминанием автора случилась Олимпиада, которая до сих пор самое светлое - мое. И я, подобно автору, помню деревья за окном своей хрущевки - по своему, со своими мыслями, но помню прекрасно. Про эти ощущения - деревьев за окном - я мог бы написать целый рассказ, но кому он нужен, ведь частные воспоминания важны лишь тем, кто может их разделить с нами, все остальное - художественность, стиль, сладкий обман читателя, завлеченного в чужой мир чужими калачами. Автор совпал со мной частично по времени, частично по месту, частично - по отношению к прошлому и его призракам. И хоть у нас разные дома, квартиры, даже мебель, а также, разные лампы, наклейки и "приведения", само прошлое - одно и то же.
Важнее всего, впрочем, это то, что в доме автора все еще живет Мистер Никто, а в моем прошлом нет Никого - только я.
Александр Волков 24 20.06.2022 11:28 Заявить о нарушении
А вот и та самая знаменитая повесть! Много слышал о ней, а теперь вот, расскажу о своих впечатлениях.
Первое же, что мне пришло в голову, когда я начал читать "Замок", это была рецензия У.С. Гранта на "План города Парижа". То, что Грант был Улисс, необычайно вдохновило меня - я родил рецензию со скоростью кошки.
Итак. Повесть состоит из отдельных фрагментов абсурдной прозы, свзязанных меж собою рассказчиком и общей невозможностью свести концы с концами.
Каждый такой фрагмент в принципе может быть опубликован как цельное произведение - настолько он герметичен в себе самом. Его герметичность практически абсолютна, даже несмотря на то, во фрагментах действуют общие герои, - их связь по смыслу такая же условная, как и у Чапаева с Петькой в серии анекдотов: герои одни, но вряд ли они в курсе, что с ними происходило в каждом прошлом анекдоте.
Зато и выполнены эти микрорассказы довольно изощренно. Это даже не рецепт греческого салата, это, скорее, химическая реторта с микроскопом, уставившимся в самое ее нутро.
Автор перемешивает общеизвестные (но малоизвестно, чем именно) имена с выдуманными им самим героями (вообще-то сквозными персонажами авторской вселенной, выдуманной, видимо, еще на задних партах лингвистического института - порадуемся их звучным именам!), подливает словесных парадоксов и добавляет огня, заставляя всех поименованных непрерывно действовать. Персонажи кипят и извиваются в густой похлебке сознания автора - а ведь не стоит забывать, что процессы идут непосредственно в его собственном мозге - совокупляются короткими вспышками диалогов и растворяются в сюжетных струях отдельных глав, чтобы неожиданно, как изюмная косточка, захрустеть на зубах в следующей главе, которая едва ли логически связана с предыдущей.
Единственное, что предсказуемо в этой мешанине - это тотальная непредсказуемость.
И это одна из находок автора. "Замок", таким образом можно читать с любого места и сзаду на перед - вы не потеряетесь и ничего не упустите. В любом случае, концентарции вашего внимания все равно хватит не более, чем на пару страниц.
Моего аппетита хватило на примерно треть. От десерта я скромно отказался.
Александр Волков 24 18.06.2022 13:57 Заявить о нарушении
Джетро 23.06.2022 14:27 Заявить о нарушении
Александр Волков 24 23.06.2022 21:51 Заявить о нарушении
Ну, вот, прекрасный рассказ. Вообще без претензий, читается легко и увлекательно. Тут, как говорится, жизнь интересней любого вымысла. Дело не в том, что я сам верю или не верю: у меня был знакомый, увлекавшийся подобными инцидентами - сам чуть ли не уфолог - так я вполне допускаю, что люди могут встречаться с необыкновенным и интерпретировать это подобным образом. Тут главное - не впадать ни в токсичный скептицизм, ни в не менее токсичный энтузиазм. Автор выдержал баланс идеально.
Я уж не говорю, что описательная и мемуарная части сделаны на отлично - рассказ будит воображение и ничто не отвлекает внимание.
Единственно (ну не могу пройти мимо), это вот то самое казенно-отчетное "как было сказано выше". Ну, прямо как заноза воткнулась.
PS Но вообще, в рассказе автору удалось вставить кое-что, что компенсировало эту боль. "Сапфир", говоришь!.. Ххех!)))
Александр Волков 24 16.06.2022 15:19 Заявить о нарушении
Вот он - типичный рассказ Джетро. В котором нет собственно рассказа! Есть типичный зачин, с использованием архаизмов, языковых трюков. Есть развернутая экспозиция, также в типичном авторском стиле: перечисление отдельных фактов с личным к ним отношением, но без красочных описаний, обязательных для тех читателей, кто с фактами не знаком. Потом кульминация, и... то, что нужно бы назвать развязкой, но которой в конце даже не пахнет... Автор в своих миниатюрах замещает развязку описанием своих ощущений, глубоко личных, не всегда близких читателю. А читатель ждет - он ведь рази этого и начинал читать - что ему сейчас преподнесут некий сюрприз, хохму, достойный начала финал... А его нет. Так рассказ и не получился.
Александр Волков 24 15.06.2022 14:42 Заявить о нарушении
И снова признаюсь: не могу писать колючие отзывы на подобные движения души, я ж понимаю... Рецензии не будет. Хотя, не могу не признать также, что автор открыл мне еще некоторые правила сочинительства и воздействия на читателя - тем, что нарушил их. Точнее, не использовал)))
Александр Волков 24 15.06.2022 14:13 Заявить о нарушении
После прочтения в очередной раз становится ясно, насколько Проза.ру не подходит для публикации чего-то, отличного от мелких новелл. В любом случае, ждать рецензию и, конечно, писать ее на подобный текст (фактически, некролог) - безумие.
Единственно, чего я бы хотел, это чтобы автор создал некий цикл текстов про свой музыкальный круг, желательно, включив всех, кто как-то отметился на КМВ. Ведь в конце 80-х и все 90-е на Кавминводах действовала масса коллективов и отдельных исполнителей, которые хоть и не добились маломальской известности за пределами своего круга, все-таки создали некий культурный бульон, из которого затем вынырнули Слепаков сотоварищи, да и сам уважаемый автор.
Александр Волков 24 15.06.2022 12:23 Заявить о нарушении
Мило и почти душевно. По крайней мере, становится ясно, что детство автор проводил не только за штудированием Улисса, но также и играл в (не)обычные детские игры со сверстниками, которые впоследствии (не)стали его читателями)))
Александр Волков 24 15.06.2022 11:45 Заявить о нарушении
Дойдя до этого рассказа, я вдруг понял, что меня больше всего раздражает в текстах автора. Имитация просторечного "народного" говора. И дело даже не в диалогах, словах и речевых оборотах, которых он, видно, нахватался у Зощенки или, там, у Бажова, а, скорее в некотором стилистическом разнобое. Вот, прямо с самого начала у автора в одном предложении соседствуют и "В одном, и не абы каком", и тут же "а вполне себе окружном". Ну, то есть, одновременно и такой псевдосказочный зачин, и новомодный штамп "вполне себе". Вроде бы автор играет со стилем, но вот эти "дозваниваться - карета сия - пробки окружные" выбивают из настроения. Также и эти сложносочиненные предложения, которыми сказка никогда не сказывается. Конечно, я понимаю, все эти ухищрения для юмора, и смысл моей претензии не в требовании стилистической непорочности. Просто на мой вкус, у автора получилась неудобоваримая былинно-нэпманская смесь, в которой одни маркеры стиля отвергают другие. А поскольку в тексте нет ни убойного сюжета, ни твиста, ни неожиданной развязки, важнейшее значение приобретает стиль повествования. А он у автора не отточен.
Александр Волков 24 13.06.2022 21:38 Заявить о нарушении
Интересно... А мог бы автор не сочинять целый рассказ, приправленный длинной цитатой, а просто написать: "я трус"? Всего два слова - и все понятно, и нечего добавить.
Можно попробовать оправдаться, дескать, зато честно. Но если нужно объяснять почему это именно честный поступок, а не какая-то отмазка, то уже и не нужно объяснять. И так ясно, что трус. Заранее.
Но... По крайней мере, автор в хорошей компании. Майк из "Пригородного блюза" тоже боялся жить. И не боялся назвать себя трусом.
Александр Волков 24 13.06.2022 20:05 Заявить о нарушении