Модели не вычисления. Квалиа, авидья, страдания

«»

1. Модели — это не «вычисления». Модели — это «схватывание» бесконечности. Иногда даже без участия интеллекта. Тогда это называется образы, чувства, ощущения. Это все «модели». Идеальные объекты внутри сознания.

Здесь кстати замечу, что «тело» ничего не «чувствует». Чувства — это объекты «субъективного мира» (основанного на квалиа и больше ни на чем), т.е. объекты сознания. Достаточно тело ударить по голове, чтобы сознание отключилось, и тело ничего не «чувствует». Когда же сознание не отключено, электрические импульсы внутри тела преобразуются в «приятное-неприятное» лишь в сознании. Декарт был прав, что всё, что осознается, включая чувства и ощущения — это и есть «мыслю», а не так, как Кант придумал, и все трубят уже 200 лет, что «мыслю» — это лишь интеллект, «чистый разум», так сказать, который и рассмотрел со всех сторон Кант («критикой» в те времена называлось позитивное «рассмотрение со всех сторон», всех плюсов и минусов явления, а не «негативное обесценивание» как сейчас). «Чистый разум» помогает математике и прочей науке, но абсолютный ноль в философии и, тем более, в праджне.

2. Учитывая, что «сознание» — это тоже модель, причем, бездоказательная, т.е. метафизическая, ориентироваться надо не на Будду (потому что тексты Будды непонимающее сознание будет не понимать так же, как и все другое, полностью считая, что оно их понимает), а на понимающих. На их живое слово и указание. Всё остальное (любые другие позиции) — это или трусость, или глупость. Ну, или нерешительность (т.е. нечто среднее).

3. Модель — это не «вычисления». Вычисление — это не работа с бесконечностями. И  тем более — не их схватывание. Вычисления — это всегда тупая конечность. Каждая модель связана со всеми моделями. Каждая часть модели связана с бесконечной вселенной моделей и их элементов. «Вычисления» не умеют работать с бесконечностями (забываем пока про Георга Кантора, это все поверхностная работа с бесконечностями). Сознание работает с бесконечностями постоянно.  Назвать работу сознания «вычислениями» можно лишь образно, поэтически.

4. Малая колесница — это только монахи. Большая колесница — это не только монахи. Алмазная колесница — это только те, кто способен понять, т.е. почти никто. Разумеется, Будда понимал. Разумеется, все остальные не понимают. Разумеется, у них много причин считать, что они понимают. Даже когда они считают, что не понимают, это не мешает им считать, что они понимают это лучше других, в т.ч. якобы понимающих.

5.  Сознание — это не «пузырь активного восприятия и его содержание». Во-первых, никаких границ у него нет. «Границы сознания» — это поэтический образ. Сознание как «пузырь» — это картинка комикса. Восприятие — это проблема, потому что оно субъективно, и упирается в квалиа, а квалиа это «частичка» бога, а «частичка» — это такой же образ, как и «пузырь», т.е. совершенно дикарский примитивный образ, если его воспринимать хоть сколько-нибудь всерьез. «Восприятие» отсутствует без квалиа. Ни у бота, ни у  ИИ, ни у кого, «существующего» без квалиа. Почему «существующего» в кавычках? Потому что без квалиа — не существуют. Боты не существуют, их нет, они не воспринимают, не мыслят. Хотя, конечно, они «существуют» в том же смысле, в каком существуют образы и идеи. Но они не существуют так, как существует Декарт. Восприятие — это парадокс и легенда, это метафизика и бесконечность, это загадка такая же как сознание и бог. Думать, что понимаешь, что это такое — это непонимание. Содержание сознания — такая же бесконечная вселенная и тайна. Тайна технологическая, содержащая огромное количество слоев. Тайна метафизическая, — потому что нет никакого «содержания», так же как нет никакого «сознания», — это все модели, причем бездоказательные,  — есть нечто единое, которое присутствует, единое в своем содержании, действии, присутствии, работе, связности с потоком бытия. Каждый элемент которого связан с бесконечным количеством всего остального. Что сеть сознание — не знает никто, и никогда не узнает.

6. Страдание. Будда Шакьямуни и Четыре благородные истины. А также авидья и всё остальное. Включая 12 звеньев бытия, 12 нидан, наматываемых вокруг «страдания» (вообще-то, их 9, но в процессе текстовой передачи приплелись еще 3 из другого источника). Здесь все просто. Нет страдания — нет сансары. Нет сансары — нет материального мира. Последовательность этих «причин-следствий» неважна (об этом, кстати, Пратитья-самутпада). Нет материального мира — нет сознания. Нет сознания — нет страдания. И так далее. Страдание — это отклонение Абсолюта от Абсолюта. Сознательное отклонение Абсолюта от самого себя (потому что других способов ему развиться не существует) — порождает все. Порождает все страдания, весь материальный мир, все сознания, людей, историю, Бытие, развитие Абсолюта. Вечный диалектический двигатель заключается в преодолении этого «неразменного пятака». Авидья — это видение чего угодно, кроме этого. Ну, и правильно: пока живешь — живи! в том числе, развиваясь. Т.е. меняясь, выходя из авидьи, идя к просветлению и исчезновению из мира живых существ. Правильный Благородный восьмеричный путь? — Конечно, правильный. — Что в нем общего с приходом Бодхидхармы с Запада? — Да все общее, абсолютно всё. Включая «опору на пустоту» как мотивацию этого «решения длиной в Путь».

7. Конечно, сознание, как и любое «живое» — это «фармакон». Оно и «причина страдания» (игра 1) и «божественная игрушка» (игра 2). Оно не может быть «равно самому себе», т.е. чем-то одним, — оно является, одновременно, чем-то другим, противоположным. Это естественно для него, сверх-естественно. Фишка в том, что несмотря на то, что страдание не есть плохо, нужно освободиться от страдания. Несмотря на то, что развитие не есть хорошо, нужно развиваться. Это все является следствием того, что лучше жизнь, чем смерть, хотя при выборе нужно опираться на пустоту, если ты осознанное существо, потому что опираться больше не на что.  Как и при походе Бодхидхармы на восток.

Короче, я не вижу разночтений между мною и Буддой по поводу авидьи. Да и по поводу всего остального тоже.

«»


Александр Клейн
8 июня 2025 г.
Илл.: Модели, бесконечность и Свет Сознания. Кл.&AI. 08.06.25


Диалектическая логика и Жизнь. Что есть Неведение?
http://proza.ru/2025/06/07/780

Определение модели
http://proza.ru/2024/07/15/1651

Диалектическая логика, Гегелевское схватывание, Квалиа, Дазайн, Онтология
http://proza.ru/2025/05/02/27

Модели и метафоры. Метафизика и магия метафор
http://proza.ru/2025/05/24/1236

Мумонкан, кувшин и Просвет бытия Хайдеггера. Внезнаковая передача
http://proza.ru/2025/05/20/2014

Ложки нет!
http://proza.ru/2025/05/21/20

Онтологические корни Отчуждения. Смотреть на себя
http://proza.ru/2025/05/07/1814

Страдание как плата за материальность и иллюзию я
http://proza.ru/2025/04/27/1898

Забота Хайдеггера. Вопросы философии и Басня
http://proza.ru/2025/04/15/1214

Лекция 4 по Гегелю. Тотальность. Иллюзия «Я есть».
http://proza.ru/2025/01/10/135

Кант. Как возможны истинные априорные синтетические суждения?
http://proza.ru/2025/05/20/931

Фармакон и основа диалектики. Платон и Витгенштейн
http://proza.ru/2024/12/16/1913

Философ как Вопрошающий бытие. Хайдеггер
http://proza.ru/2025/05/06/887

Базовая формула диалектики и Диалектической логики
http://proza.ru/2021/11/26/1614

Крутая модель
http://proza.ru/2025/06/09/1658


«»


Рецензии