Отчёты об экспедиции полностью публиковались

Раиса Бобрешова: литературный дневник


Отчёты об экспедиции полностью публиковались в сборниках научных трудов,
привезённые изделия: народная одежда, гончарная посуда, резные и расписные прялки и другие пополняли фонды музея, альбомы с рисунками художников – собрание библиотеки. Об этих рисунках стоит сказать особо. Работы наших художников привлекали своей выразительностью. Не было сухой фиксации внешнего облика вещи, но как бы раскрывался её художественный образ.
Предмет зарисовки свободно располагался на предусмотренном для него фоне. Тонко
передавалась фактура ткани или резного орнамента на деревянной поверхности, а также
особенности самого материала, то есть цвет и прожилки дерева, шероховатость
обожжённой глины, холодный блеск металла.
В этих работах сказывалась высокая квалификация их авторов, их живое ощущение
специфики народного творчества.
В 1950 – 1960-е годы институт широко занимался выставками. Специальный
выставочный фонд формировал собрания предметов народного искусства, рассылаемые в
сопровождении искусствоведов и художников для демонстрации не только в нашей стране,
но и за е; пределами.
В 1958 году участие во Всемирной выставке в
Брюсселе ознаменовалось вручением главной награды
«Гран-при» опытной и талантливой художнице нашего
института А.А. Корабл;вой. Эту награду завоевале;
занавес, выполненный по мотивам вологодского кружева.
А.А. Корабл;ва, панно «Космос»
1963, Вологда. Кружево.
В 1960 году открылась всероссийская Выставка-смотр
народных художественных промыслов в здании
московского Манежа. Широкий показ народного искусства говорил о его высоком значении
для современной культуры, уважении к национальным традициям, народным промыслам -
хранителям этих традиций.
Выставка, где впервые было представлено в таком масштабе творчество всех
существующих промыслов, привлекала бесконечный поток посетителей. Особый интерес
8
был вызван и тем, что мастера некоторых центров тут же демонстрировали свои
исполнительские навыки.
Так, например, постоянные восторженные зрители окружали гончарный участок, где
мастера «вытягивали» на круге сосуды разнообразные формы, превращая комок глины в
художественное произведение.
Наш Институт принимал самое активное участие в организации этой выдающейся
выставки. Из соответствующего фонда НИИХП сюда поступали экспонаты, наши научные
сотрудники инструктировали экскурсоводов Манежа.
Один из залов выставки был предоставлен самому Институту для демонстрации его
деятельности. Это было бесспорным признанием полной причастности НИИХП к судьбам
народных промыслов.
В то же время выставка завершала очень значительный этап в развитии народного
искусства. В 1960 году постановлением правительства была ликвидирована опекавшая
артели промысловая кооперация, а сами артели преобразованы в комбинаты и фабрики.
Термин «кустарные артели» был вообще изъят из употребления.
В дальнейшем промыслы, а, следовательно, и НИИХП ожидали существенные реформы.
В течение ряда лет промыслы, институт, учебные заведения предавались в связи с
ликвидацией Промкооперации из одного ведомства в другое и, наконец, вошли в систему
Министерства местной промышленности. Народные промыслы (или артели) были
преобразованы в фабрики. Министерство добросовестно выполнило свои обязанности по
финансовой и хозяйственной поддержке промыслов. Это касалось строительства,
снабжения предприятий сырь;м, необходимой техникой, организации выставок. Но
ожидать проникновения во все специфические особенности проблем художественного
творчества конечно не приходилось.
Министерство более всего было заинтересовано в массовом выпуске товаров, что должно
было коснуться и промыслов, чьё уникальное искусство было приравнено к поточному
выпуску стандартных сувениров.
С этой целью в некоторых промыслах исполнение
изделий вручную заменялось иным. Так, ввели литье
глиняной массы в гипсовые формы в Скопине, известном
как центр исполнения лепной фантастической скульптуры,
фигурных сосудов. Теперь же из литья выходили серии
совершенно одинаковых обтекаемых кувшинов, лиш;нных
пластического декора. Спроса на них почти не было: так и
стояли на магазинных полках.
9
Промыслы испытывали тяжесть налогов, давление планов, не оставлявших мастерам
возможности спокойно заниматься творчеством, обязывавших непрерывно выдавать
изделия (сувениры) в наибольшем количестве.
К сожалению, некоторые высокие художественные организации, не вникая в суть
происходящих реформ, все «грехи» руководства возлагали на Институт.
На самом же деле наш коллектив искал возможности оказания промыслам существенной
поддержки. Так, в прессе появились тревожные публикации, привл;кшие внимание
общественности к положению промыслов.
В то же время сотрудники Института не прекращали свою деятельность консультантов,
советчиков, стремясь поддержать народное творчество. Как и ранее, методы работы были
весьма разнообразны в соответствии с профилем деятельности мастеров.
Привед;м лишь несколько красноречивых примеров.
Так, А.А. Корабл;ва сохраняла постоянно творческую связь с вологодскими
кружевницами. Она поддерживала их стремление к освоению требования современного
декоративного искусства. Оно возникло из опасений кружевниц, что их работы архаичны и
не уживаются в современном быту. В сотрудничестве с Корабл;вой были найдены
разнообразные орнаментальныемотивы ажурных дополнений к вполне современным,
модным туалетам. Красота кружевных отделок была оценена высоко.
Но кроме того на выставках блистали кружевные панно с современной символикой,
искусно вплет;нной традиционные ажурные узоры.
Иногда нашим сотрудниками приходилось отвечать на самые неожиданные запросы
промыслов. Так, обратилось институту Башкирское художественное объединение
«Агидель». В стремлении обновить ассортимент традиционной токарной посуды в
Башкирии стали осваивать технику хохломской росписи, в ч;м потребовалось содействие
Института. Однако опытныехудожники З.А. Архипова, А.В, Бабаева, искусствовед Л.Я.
Супрун сумели тактично убедить промысел не подражать другому, пустьзнаменитому. Но
уделять больше внимания наследию своего исконного творчества. В подтверждение
ценности местных традиций З. Архипова и А. Бабаева выполнили в материале
экспериментальные образцы башкирской посуды, с орнаментальной росписью на цветных
фонах. И только в окаймлении нашла применение л;гкая почти ажурная позолота, ничуть
не напоминавшая яркое золото Хохломы.
В этой манере башкирский пр


В этой манере башкирский промысел и стал с успехом развивать сво; традиционное
искусство.
10
Большое влияние на деятельность
косторезных коллективов оказала И.Л.
Карахан, надел;нная талантом
скульптора, свойствами исследователя
и наставника. Е; консультации высокого ценили мастера Холмогор, Тобольска. Многолетней, сложной требовавшей особого подхода была работа с косторезами Чукотки, края со своими традициями, обычаями, культурой. Чукотские мастера использовали моржовую кость для исполнения скульптури моржовые клыки для гравировки. Изображались сцены охоты на китов и моржей, оленеводов, сценки быта. На клыках часто гравировались персонажи местного фольклора, сказочные существа. Во всем этом отражался мир Чукотки, в котором жило искусство е; мастеров.
И.Л. Карахани стремилась поддерживать резчиков в их преданности традициям, помочь
им восстановить некоторые полузабытые сюжеты, исполнительские при;мы. Так, ей
принадлежала и была принята идея использования в скульптуре скелетной кости кита. Ее
беседы с мастерами вызвали к ней полное доверие и уважение, тем более, что она сама
владела костерезным искусством.
Вместе с искусствоведом Т.Б. Митлянской были тщательно исследованы собрания
музейных фондов, составлены и отправлены на Чукотку фотоальбомы с изображениями
предметов древнего национального искусства. Кроме этого были собраны и опубликованы
творения местного фольклора. Такой очень разнообразной, но всегда методически
обоснованной была деятельность сотрудников института в союзе с промыслами.
Вто же время у каждого художника НИИХП как у всякой творческой личности было
стремление поработать «на себя» - создать единственное в сво;м роде произведение
достойное выставок, музейных коллекций.


Институт поддерживал это стремление. Была открыта ежегодно разрабатываемая тема:
так называемая «Выставочная»: каждая лаборатория выделяла время автору проекта, а
затем уже выполненная работа представлялась на художественный совет.
Эти уникальные произведения были разнообразны по своему назначению, содержанию,
манере исполнения, но в основе авторского творчества всегда было следование традициям национального искусства.
Некоторые вещи выполнялись в материале в соответствующем промысле, другие – в
мастерских института, керамической, столярной, камнерезной.




Другие статьи в литературном дневнике: