***

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Радимов Павел Александрович (1887 — 1967)



Русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России


П.А. Радимов ( 1887-1967) был другом Сергея Есенина, Николая Фешина, хорошо знал Максима Горького, И.Е. Репина, В.Я Брюсова. Он был последним председателем Товарищества передвижников и первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР). Долгие десятилетия Казань ждала такой выставки.


П.А. Радимов родился в селе Ходяйново Зарайского уезда Рязанской губернии. В 1911 году окончил историко-филологический факультет Казанского университета, а в следующем выпустил первую книгу стихов - "Полевые псалмы". Критика доброжелательно отнеслась к дебютанту: талант Радимова - поэта и художника - отмечали А.М. Горький и В.Я. Брюсов, добрые слова о творчестве начинающего поэта сказал Н.Гумилев. Серьезные занятия живописью привели молодого литератора в среду профессиональных художников: в 1914 году по рекомендации И. Репина и В.Поленова он вступает в Товарищество передвижников, принимает активное участие в выставках. Но живопись не сумела отнять его у поэзии: в том же 1914 году в Казани выходит вторая книга поэта - "Земная риза", которая также не осталась незамеченной.


Революция застала П. Радимова в Казани. До 1921 года он работал инструктором и заведующим отделом изобразительных искусств Татнаркомпроса, а в 1922 перебрался в Москву. Литература и живопись продолжали идти бок о бок. Одна за другой выходят поэтические сборники Радимова: "Деревня" (1922), "Земное" (1927) и другие.


Художник участвует во многих зарубежных выставках - в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Стокгольме, Нью-Йорке. В 1928 году состоялась выставка АХРР "10 лет РККА", одним из организаторов которой был Павел Радимов. В последующие годы он продолжает много трудиться и заниматься общественной деятельностью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем, устраивает десятки выставок своих работ по всей стране, пишет воспоминания и издает книги стихов. Последняя персональная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея "Золотой плес" демонстрировала выставку "Павел Радимов. Передвижник и поэт" в Каминном зале Дома журналиста (Москва).


Последние годы Радимов работал преимущественно в области живописи. Он скончался в деревне Хотьково Московской области 12 февраля


\\\\\\\
\\\\\


1887
Павел Александрович Радимов
русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года. Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему. Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарии. О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания». Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»). Одновременно учился живописи, брал уроки у Н.И.Фешина. С 1908 года выступает как художник. В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914—1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент». С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе. В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников. В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. В конце 1920-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года. В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).
Ahhr_photo_1926 (700x509, 295Kb)
Верхушка АХРР, 1926 год
Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и прочее)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины. С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовал, а позже — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство». Скончался в своем доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище. Семья: Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ имени В.И.Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце; Мария Павловна Радимова (родилась в 1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист; Иван Александрович Радимов — брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», названная здесь «Парад Победы». На самом деле деле картина называется «Конница Белова в Зарайске»; Радимов, Сергей Павлович — сын; Радимов, Сергей Сергеевич (1964) — внук;
Радимова, Екатерина Сергеевна — внучка; Радимов, Павел Сергеевич (1987) — правнук.
П.А._Радимов._Улица_в_Казани._1929_г. (700x531, 467Kb)
«Улица в Казани», 1929 г.
Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень». Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н.Н.Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников. В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР. Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на Масловке. В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции. После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.
Парад_на_Красной_площади_радимов (700x338, 261Kb)
«Парад на Красной площади», 1948 год
После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью. Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рождения. До революции был близок к кругу акмеистов, в 1920-е годы — «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др. Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: „Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“». Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926). В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений». Его книги «Земное» (издание, 1927) и «Полевые псалмы» (издание, 1912) были запрещены. Гумилёв: «…его описания оживляет чисторусская, даже народная, лукавая насмешливость… Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе невесту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной». Но уже о второй книге Радимова Гумилёв двумя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше её не высовывать носа… Поза, в которой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, ещё не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота». Маяковский активно не любил Радимова, о чём не раз писал: в прозе: «Форма чаще всего не по росту: или факт совсем затеряется, как блоха в брюках, например, радимовские поросята в его греческих, приспособленных для „Илиад“ пентаметрах, — или факт выпирает из поэтической одежи и делается смешным, вместо величественного»]. Издания: Полевые псалмы. — Казань: Типография окружного штаба, 1912. — 254 страницы; Земная риза. 2-я кн. стихов. — Казань: Типография окружного штаба, 1914. — 209 страниц; Земная риза. 2-я кн. стихов. Издание 2-е. — Казань: Издание автора, 1915. — 195 страниц; Попиада. Поэма, издание 3. — Казань: 1922. — 70 страниц; Старик и липа, или Отчего по свету пошли медведи: Вотская сказка / Иллюстрации и обложку рисовал и резал на линелеуме С.Федоров. — Казань: 1922. — 16 страниц; Деревня. Стихи. — Казань: 1922. — 46 страниц; Деревня. Стихи. — Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. — 63 страницы; Попиада. Поэма. — Казань, 1922 — 70 страниц; Деревня. — Москва: Гиз, 1924. — 104 страниц; Деревня. Со статьями П.С.Когана и В.Н.Перельмана. — Москва: АХР, 1926. — 128 страниц; Земное. Избранные стихи, предисловие Л.Сосновского. — Москва: Огонек, 1927. — 48 страниц; Телега. Избранные стихи. — Москва: Узел, 1926. — 32 страницы; Столбовая дорога. Избранное. — Москва: Советский писатель, 1959. — 179 страниц; Ливень. — Москва: Московский рабочий, 1962. — 64 страницы; О родном и близком. Книга воспоминаний. — Москва: Московский рабочий, 1973. — 160 страниц; Перелески: стихи. — Москва: Советский писатель, 1973. — 32 страницы; Край родной . — Москва: Московский рабочий, 1958. — 62 страницы; Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Московская организация Союза художников РСФСР, Центральный Дом литераторов — Москва, 1978 — 26 страниц: иллюстрации; 21 см — : ; Избранные стихи. — Москва: Художественная литература, 1988. — 398 страниц. Литература: Путеводитель по современной русской литературе, составлен И.Н.Розановым, «Рабпрос», Москва, 1928; Розанов Ив., Русские лирики, Москва, 1929; Перельман В.Н., Живопись Радимова, АХР, Москва, 1926; Бескин О., Кулацкая художественная литература и оппортунистическая критика, Москва, 1930; Глинкин, Михаил Дмитриевич. Монография о жизни и творчестве; Сокольников М.П. Сердце художника (П.А.Радимов) // Пейзажи Родины: Очерки о мастерах живописи / М.П.Сокольников; Предисловие народного художника РСФСР А.Каманина. — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Страницы 79-83. — 128 страниц — 10 000 экземпляров (в переплёте)


Либаков,_Михаил_Вадимович-1 (454x700, 370Kb)


\\\\\
\\\\\


Павел Александрович Радимов (11 сентября 1887, село Ходяйново, Зарайский уезд, Рязанская губерния — 12 февраля 1967, Хотьково, Московская область) — русский советский «крестьянский поэт» и художник, последний председатель Товарищества передвижников и первый председатель Ассоциации художников революционной России (АХРР) в 1922 и 1927—1932 годах, а также последний председатель ВСП (Всероссийский союз поэтов) — организации, просуществовавшей до 1929 года.


Самой запоминающейся чертой поэтического творчества писателя стали стихи на крестьянскую тему, написанные гекзаметром; в живописи предпочитал пейзажную тему.


Биография
Родился в деревне в Рязанской губернии, в семье сельского священника, в избе 90-летнего деда отца Никанора. И прадеды, и отец и дед художника были попами или сельскими дьячками. Вместе с двумя своими братьями получил духовное образование — с 9-ти лет в Зарайском духовном училище и Рязанской семинарииСэр Писатель.


О годах ученичества, проведенных в этом заведении, он вспоминал: «Зарайск! Туда возил меня зимней дорогой, за двадцать пять верст, серый мерин… Летом на широкой телеге, на жесткой дерюге, накрывавшей мешки ржи, приезжал я на постоялый двор… где пил чай с изюменным ситным. Потом с мешком и сундуком, где лежало белье, шерстяные чулки и материны пышки, отец провожал меня в кремль, в каменное двухэтажное здание училища. Там я должен был жить восемь месяцев в году и получать знания».


Отказавшись принять сан, в революционный 1905 год он без паспорта отправляется в Москву, где решает поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Берет уроки в студии Большакова. Но в итоге в 1906 году поступает на филологический факультет Казанского университета (в столичные университеты семинаристов не принимали), который заканчивает в 1911 году с дипломной работой о Гомере («Гомер в произведениях греческих художников»)профиль удален. Одновременно учился живописи, брал уроки у Н. И. Фешина. С 1908 года выступает как художник.


В 1912 году вышла первая книга стихов «Полевые псалмы», отмеченная как многообещающая; вторая книжка Радимова — «Земная риза» в целом разочаровала критиков. Он встал в число крестьянских поэтов, его стихи читают вместе с Есениным и Клюевым. В 1914 году вышел сборник гекзаметров «Попиада». В 1914—1916 гг. — сотрудник газеты «Сибирская жизнь» и журнала «Сибирский студент».


С 1911 года принят экспонентом в Товарищество передвижников (дебютируя на 39-й выставке), а в 1914 году становится его членом по рекомендации Поленова и Репина за картину «Старый мезонин». Преподавал историю искусства в Казанской художественной школе.


В 1917 году в Казани заведывал отделом искусств Наркомпроса Татарии. Активно включился в культурно-агитационную работу, продолжая параллельно заниматься поэзией и живописью. В 1918 году избран главой товарищества передвижников.


В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву, а в 1922 году совместно с художниками Григорьевым и Наумовым принимает участие в организации АХРРа. В конце 20-х годов XX века преподаёт в Училище памяти 1905 года.


В 1922 г. выпустил сборник стихов «Деревня». Избирался председателем Всероссийского Союза поэтов, работал в Кремле, дружил с Луначарским, Ворошиловым и Буденным, а также с Есениным, своим земляком. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к Репину. В Пенатах создает портрет Репина (он хранится в Третьяковской галерее).
Со временем Радимов попал под кампанию «раскулачивания кулацких поэтов», после чего «переключился на пейзажно-описательную лирику с элементами социалистической бутафории (красный флаг на дугах телеги и проч.)». В последующие годы работал преимущественно в области живописи. Много путешествовал по Советскому Союзу, писал об увиденных краях стихи и картины.


С 1930-х годов поселился в Хотьково, где много рисовалСама Ночь, а позже — в Ново-Абрамцевском посёлке, где жил с 1932 года. В 1957 году открыл в Абрамцеве народную выставку «для свободного и бесплатного посещения всех, кто любит искусство».


Скончался в своем доме в Хотьково 12 февраля 1967 года. Похоронен на Хотьковском кладбище Сергиево-Посадского района. Перезахоронен на Московском Введенском кладбище.


Семья
Татьяна Павловна Радимова (1916—2000) — дочь, художница. Живописец. Заслуженный работник культуры России, член МОСХа. Училась у отца в МГХИ им. В. И. Сурикова до 1941 г. Писала пейзажи и стихи. Автор книги о своем отце.
Мария Павловна Радимова (р.1915) — дочь Радимова и художницы Марии Медведевой (дочери художника Григория Медведева), замужем за Константином Павловичем, художница-пейзажист.
Иван Александрович Радимов — брат художника, академик живописи. В статье приведена его картина из собрания музея «Зарайский кремль», названная здесь «Парад Победы». На самом деле картина называется «Конница Белова в Зарайске»
Радимов, Сергей Павлович — сын
Радимов, Сергей Сергеевич (1964) — внук
Радимова, Катерина Сергеевна (1969) — внучка
Радимов, Павел Сергеевич (1987) — правнук
Радимов, Никанор Александрович (1998) — правнук


Его первые живописные работы, рассказывающие о Казани и Казанской губернии, регулярно начали появляться с 1908 года («Окраина Казани», 1908; «Суконная слобода в Казани. Зима», 1910; «Рыбный базар в Казани», 1911; «Пожарная каланча в Казани», 1917; и проч.). В первые десятилетия своей работы изображал преимущественно избушки и «огороды затихших глухих деревень».


Был членом Товарищества передвижников и последним его председателем — темы и стиль этого направления заметны в его работах. Когда в 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской, Радимов был избран председателем Товарищества, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижниковпрофиль удален.


В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Этот доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). Как гласит каталог выставки АХРРа 1933 года: «В 1922 г. на 47-й передвижной выставке выступил с докладом о реалистическом искусстве, отражающем советский быт. Доклад послужил началом большого советского общественного художественного движения, оформившегося в виде АХРР (Ассоциация художников революционной России)». В 1922 году Радимов вошел в АХРР.


Уже в 1922 году Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Как художник присутствовал на партийных съездах, делая наброски к портретам вождей, создал картины «Заседание в Кремле», «Выступление Троцкого на II конгрессе Коминтерна». Ему отведена мастерская в Кремле, вместе с его другом Евгением Кацманом, секретарем АХРРа, и Давидом Штеренбергом. Он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. Способствовал возведению Дома Художников на МасловкеВетренная.


В 1928 году на юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР — «10 лет РККА»), одним из организаторов которой он стал, Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена — знаменитая баржа Колчака в Сарапуле), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.



Радимов в старости, Хотьково
После «кампании раскулачивания кулацких поэтов» занимается практически одной живописью. Организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем. Не усердствует в тематике социалистического реализма, введённого АХРРом, предпочитая пейзаж.


После революции появляются циклы пейзажных работ Радимова, посвященные Башкирии, Чувашии, Марийской земле, Средней Азии и, наконец, средней полосе России и Подмосковью.


Последняя персональная прижизненная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию. В 2005 году галерея «Золотой плес» демонстрировала выставку «Павел Радимов. Передвижник и поэт» в Каминном зале Дома журналиста (Москва). В 2007 году в Казани состоялась посмертная выставка к 120-летию со дня рожденияСветлана Пешкова.


Характеристика поэзии
Весна (фрагмент)
Виден весь двор мужика Агафона: омшанник, закуты
Для лошадей и коров, с дверцами все, катухи.
Овцы глядятся гурьбою сквозь дранки набитой решетки,
Мордою мерин гнедой ткнулся в телегу. Об ось
Чешет заржавленный бок отлежавшийся за зиму боров.
Куры в соломе клюют выбитый колос пустой.
К ним воробьи налетели, просыпались стаей с застрехи,
Подняли щебет такой, что и скворцу не стерпеть,
Он лишь с вчерашнего дня домовничает в новой скворешне,
Хитрый резьбой Агафон вывел над нею князек,
Полочку вместо крылечка приделал и прутик засунул,
Поднял на длинном шесте певчему гостю жилье.
«Эк заливается птица!» — промолвил хозяйке хозяин, —
«Значит, весна напрямки к нам на деревню пришла».
Баба, помои плеснув и поневу спустив над коленкой,
Поторопилась быстрей с шайкою в избу войти.
А Агафон, засучив рукава, что есть силы ударил
Вилами в жирный навоз, пласт отрывая сырой.


До революции был близок к кругу акмеистов, в 1920-е годы — «новокрестьянских» поэтов и Есенину. В 1922 году перевёл с татарского языка произведения Ф.Бурнаша, Г.Губайдуллина, Г.Ибрагимова, А.Камала, А.Тукаева (сказка «Шурале») и др.


Как отмечает «Литературная энциклопедия» (1929-39): «ранние стихи Радимова характерны, с одной стороны, пантеистически окрашенными мотивами („Полевые псалмы“), а с другой — мотивами, близко соприкасающимися с тем течением в акмеизме, которое представлено дореволюционным творчеством Нарбута и Зенкевича. Радимов в ряде стихов создает настоящие гимны плоти, рисует образы „зверья первозданного“, первобытного человека с его буйными и примитивными инстинктами самца, хищника, охотника. Но уже со второй книги в творчестве Радимова появляется тема русской деревни, ставшая центральной и основной для него. Его деревенские стихи описательны и статичны; натуралистически выписанная деталь выдвигается на первый план: „Вымя, нагрубшее за день, корова несет над землею, низко, как полный сосуд, капли на сосках дрожат“».


Исследователи отмечают: «В дальнейшем Радимов часто эксплуатировал найденный им прием: бытовые картинки русского села, описанные торжественным „античным“ размером, давали эффект неожиданной современной стилизации „Трудов и дней“ Гесиода». Позже стихи были собраны им в единую книгу, в разном объёме выходившую несколькими изданиями (Казань, 1922; Ревель, 1923; Берлин, 1923; Москва, 1924 и 1926).


В 1926 году П.Коган ещё писал о нём: «Поэзия Радимова нужная, может быть, самая нужная поэзия в наше время… Революция уперлась в проблему крестьянина», а вскоре Радимов уже попал под «кампанию раскулачивания кулацких поэтов». В 1935 году о нём пишут: «Революционная перестройка деревни после Октября почти не затронута в творчестве Радимова. В созерцательной поэзии …идеализирующей и утверждающей старозаветный деревенский уклад, сказалось влияние кулацких настроений»Роберт Итиль. Его книги «Земное» (изд. 1927) и «Полевые псалмы» (изд. 1912) были запрещеныAl.


Критика
Строки Маяковского о Радимове
«Четырехэтажная халтура»
(фрагмент, 1926 год) «Венера Милосская и Вячеслав Полонский»
(фрагмент, 1927 год)
Не хотите
под гармошку поплясать ли? —
Это,
в лапти нарядившись,
выступают дачники
под заглавием
— крестьянские писатели.
О, сколько нуди такой городимо,
от которой
мухи падают замертво!
Чего только стоит
один Радимов
с греко-рязанским своим гекзаметром!


Мечтает он
об эллинских гостях,
о тогах,
о сандалиях в Рязани,
Чтобы гекзаметром
сменилась
лефовца строфа,
чтобы Радимовы
скакали по дорожке,
и чтоб Радимов
был
не человек, а фавн, —
Чтобы свирель,
набедренник
и рожки.


Гумилёв:
«…его описания оживляет чисторусская, даже народная, лукавая насмешливость… Хорошо читать его длинную поэму в гекзаметрах „Попиаду“, историю только что окончившего семинариста, едущего с отцом по соседним приходам выбирать себе невесту. Ни на минуту не волнует она читателя, но он все время слышит запах травы и лип, внимает стрекозам, благовесту и пристойным речам на букву „о“ и любит всех этих скромных поповен с русыми косами в руку толщиной»Аlex.
Но уже о второй книге Радимова Гумилёв двумя абзацами выше писал: «Мы можем заключить, что имеем дело с поэтом, пожелавшим отмежевать себе небольшую область и дальше её не высовывать носа… Поза, в которой заблагорассудилось застыть Павлу Радимову, это поза человека, благословляющего мир. Это, ещё не плохо! Плохо то, что мир для него облеплен густым слоем сусального золота».Алекс.
Маяковский активно не любил Радимова, о чём не раз писал:
в прозе: «Форма чаще всего не по росту: или факт совсем затеряется, как блоха в брюках, например, радимовские поросята в его греческих, приспособленных для „Илиад“ пентаметрах, — или факт выпирает из поэтической одежи и делается смешным, вместо величественного»Доленнарвен.
в стихах (см. таб.).
Издания
Логотип Викитеки В Викитеке есть тексты по теме: «Радимов, Павел Александрович»
Полевые псалмы. — Казань: Тип. окр. штаба, 1912. — 254 с.
Земная риза. 2-я кн. стихов. — Казань: Тип. окр. штаба, 1914. — 209 с.
Земная риза. 2-я кн. стихов. Изд. 2-е. — Казань: Изд. автора, 1915. — 195 с.
Попиада. Поэма, изд. 3. — Казань: 1922. — 70 с.
Старик и липа, или Отчего по свету пошли медведи: Вотская сказка / Илл. и обл. рисовал и резал на линолеуме С. Федоров. — Казань: 1922. — 16 с.
Деревня. Стихи. — Казань: 1922. — 46 с.
Деревня. Стихи. — Ревель; Берлин: Библиофил, 1923. — 63 с.
Попиада. Поэма. — Казань, 1922 — 70 с.
Деревня. — М.: Гиз, 1924. — 104 с.
Деревня. Со статьями П. С. Когана и В. Н. Перельмана. — М.: АХР, 1926. — 128 с.
Земное. Избранные стихи, пред. Л. Сосновского. — М.: Огонек, 1927. — 48 с.
Телега. Избранные стихи. — М.: Узел, 1926. — 32 с.
Столбовая дорога. Избранное. — М.: Сов. писатель, 1959. — 179 с.
Ливень. — М.: Московский рабочий, 1962. — 64 с.
О родном и близком. Книга воспоминаний. — М.: Московский рабочий, 1973. — 160 с.
Перелески: стихи. — М.: Советский писатель, 1973. — 32 с.
Край родной . — М.: Московский рабочий, 1958. — 62 с.
Каталог «Павел Александрович Радимов: Выставка произвед. живописи» / Моск. орг. Союза хужд. РСФСР, Центр. Дом лит-ов — М., 1978 — 26 с : ил. ; 21 см — :
Избранные стихи. — М.: Художественная литература, 1988. — 398 с.


\\\\\\\\\\\\\\\


Радимов Павел Александрович ( 1887 - 1967 )


Последний председатель Товарищества передвижников.. Дебют П.А.Радимова состоялся на 39-ой выставке Товарищества передвижников и был признан удачным. В 1914 году за картину "Старый мезонин" П.Радимова принимают в члены Товарищества передвижных выставок. Его поручителями были И.Е.Репин и В.Д.Поленов. В эти же годы выходят книги его стихов "Полевые псалмы" и "Земная риза". В 1918 году он организует в Казани художественную выставку. На выставке рядом с полотнами казанских художников висят полотна Шишкина, Маковского, Поленова. В 1921 году П.Радимов приезжает с выставкой своих работ в Москву. Именно в эти годы Радимов решает возродить Товарищество передвижников. Вновь возрожденное Товарищество избрало П.Радимова своим председателем. 1 марта 1922 года открылась 47я выставка ТПХВ, которая положила начало сплочению художников реалистического направления. Результатом этого стало создание Ассоциации художников революционной России (АХРР). Председателем Ассоциации был избран П.А.Радимов. В эти годы, находясь в центре художественной жизни, он близко сходится с художниками А.Е.Архиповым, С.В.Малютиным, скульптором С.Т.Коненковым, поэтами В.Я.Брюсовым, С.А.Есениным, В.В.Маяковским и другими. Художник в разное время участвует во многих зарубежных выставках - в Венеции, Лондоне, Берлине, Мюнхене, Кельне, Стокгольме, Нью-Йорке. В 1926 году с делегацией художников он едет в Финляндию к И.Е.Репину. В Пенатах создает портрет И.Е.Репина (он хранится в Третьяковской галерее) и пишет стихотворение "Море", посвященное великому мастеру. В 1928 году состоялась выставка АХРР "10 лет РККА", одним из организаторов которой был П.Радимов. В последующие годы он продолжает много трудиться и заниматься общественной деятельностью. Он организует Московский областной союз художников, избирается его первым председателем, устраивает десятки выставок своих работ по всей стране, пишет воспоминания и издает книги своих стихов. Последняя персональная выставка художника прошла в Москве в 1962 году и была посвящена его 75-летию




Другие статьи в литературном дневнике: