Владимир Андреевич Фаворский

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Талант этого Мастера многогранен. Художник-график и художник-монументалист, мастер гравюры, искусствовед, сценограф, педагог... И все с эпитетом «выдающийся».


Владимир Андреевич Фаворский родился 14 марта 1886 года в Москве, здесь же и скончался 29 декабря 1964-го. Он действительный член Академии художеств и народный художник России.


Его дед был священником, отец - юристом, по молодости разделявшим революционные взгляды, а впоследствии ставшим депутатом Государственной Думы. Его мама - дочь архитектора, искусствоведа Владимира Шервуда. Дядюшки по материнской линии - известные архитекторы: представитель историзма Сергей Шервуд и модернист Владимир Шервуд. Третий его дядюшка - скульптор Леонид Шервуд (все они потомки английского механика Шервуда, который в 1800 году по повелению Павла I был приглашен на службу в Россию)... Его прадед был женат на художнице-акварелистке Елизавете Кошелевской... А дед Фаворского, Владимир Шервуд, по приглашению Чарльза Диккенса прожил 5 лет на «исторической родине» и написал семейный портрет великого писателя. Ну как в такой среде и с такими генами Фаворскому было не вырасти художником? Он и женился на дочери художника - Марии Дервиз, которая по материнской линии была в родстве с Валентином Серовым...


С самого детства Фаворский много и упорно учился живописи и рисунку. Сначала в частной художественной школе К. Юона, одновременно посещая вечерние скульптурные классы Строгановского училища. После окончания гимназии поступил на экономический факультет Мюнхенского университета, но тяга к искусству пересилила. Он ушел в частную академию Шимона Холлоши, слушал курс у Карла Фолля по истории искусства на философском факультете Мюнхен- ского университета. Много путешествовал, знакомясь с шедеврами живописи, ваяния и архитектуры в Италии, Австрии и Швейцарии. Потом было возвращение в Москву и учеба в университете на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета. С тех пор Владимир Фаворский написал огромное количество искусствоведческих теоретических статей. Им созданы три больших цикла теоретических работ, в которых сконцентрирована его философская мысль как художника-искусствоведа: «Теория композиции», «Теория графики» и «Теория книги». Это итог размышлений Фаворского о «пространственной философии», в котором отражено его представление о роли плоскости в изобразительном искусстве и различное понимание этой роли в искусстве разных стран и эпох - от Древнего Египта, европейского Возрождения до современности.


В 1908-м появились первые гравюры Фаворского. Вскоре начинается серьезная работа над книжным шрифтом и рисунками к книгам. В 1909-м им сделаны иллюстрации к стихотворению «Эрот» А. Шенье в технике ксилографии. В 1910-м он оформил первую книгу и в этом же году впервые начал выставляться. Причем среди его работ - деревянные скульптуры и гравюры на дереве.


Но Фаворский не был рафинированным салонным художником. Он разделял все горести родной страны. Три года воевал на фронтах Первой мировой, причем на переднем фланге. За что и был удостоен Георгиевского креста и получил звание прапорщика. А после возвращения с фронта снова с головой окунулся в любимую работу. Преподавал живопись и рисунок в Свободных художественных мастерских, организовал Театр марионеток, петрушек и теней, для спектаклей которого изготовил деревянных кукол («Давид и Голиаф» М. Королькова, «Сказка о золотой рыбке» А. Пушкина, «Лутонюшко» А. Афанасьева). Но тут очередная мобилизация, теперь в Красную Армию. И снова Фаворский честно исполнил свой гражданский и воинский долг: прошел всю Гражданскую войну. После войны преподавал в качестве «профессора по деревянной гравюре» во ВХУТЕМАСе - Московских высших художественно-технических мастерских. Возглавлял кафедру ксилографии графического факультета, позже был его ректором, и историки справедливо считают, что период наивысшего расцвета этого знаменитого учебного заведения связан именно с ним.


Исследователи творчества Фаворского отмечали, что по духу и художественному мировоззрению он близок к мастерам византийской мозаики, к Микеланджело и Врубелю. Да, он умел соединить в пространстве рисунка разные эпохи и пространства, так что они не противоречили, а дополняли друг друга, создавая объем и многозначность. Это была целая система художественных приемов, разработанных Фаворским. Он придумал многофигурные композиции, в которых то, что было до и после действия, изображенного на основном рисунке, выносилось как бы «за поля» и было своеобразной рамкой главной иллюстрации. Фаворский изобрел и принцип «повествовательных» серий, когда маленькие иллюстрации помещались прямо напротив соответствующего текста.


Фаворский как личность - человек высокой порядочности и мужества. На фронтах Великой Отечественной войны у него погибли оба сына - он стоически принял эту страшную данность. А вот дочь вышла замуж за сына его гимназического друга, священника Михаила Шика - Дмитрия Шаховского. Он не посрамил памяти своего тестя и стал прекрасным скульптором. Всей Москве известны его работы: часы на Кукольном театре им. С. Образцова, храм Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутово, памятник О. Мандельштаму. Но это уже другая история...


Художник книги


Фаворского можно назвать настоящим Художником книги: он уделял внимание не только иллюстрации, но и оформлению книги в целом. Мастер должен передать стиль книги, а "это достигается только всей совокупностью элементов оформления: и шрифтом, и заставками, и иллюстрациями». Очень важно, чтобы иллюстрации соответствовали характеру иллюстрируемого материала: "оформить книгу, раскрыть средствами изобразительного искусства мир, созданный писателем, это не только ответить на сюжет, но и на стиль литературного произведения. На мой взгляд, эти два момента неразделимы".


Фаворский разрабатывает собственную теорию книжной иллюстрации: "меньше всего надо заботиться о выражении своей индивидуальности, она обязательно будет выражена, если художник найдет основное, если, поняв писателя, согласно его теме, определит его". Таким образом, у Художника книги две основные задачи: первая — интерпретация литературного произведения, создание образа, вторая — "создать вещь из книги при помощи форзаца, обложки, шмуцтитулов".



Наталья Богатырева
Журнал "Читаем вместе", январь 2009

https://bukovka.livejournal.com/16590.html



Другие статьи в литературном дневнике: