Жена художника Ольга Серова

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Жена художника Ольга Серова
Наталья Ильина, Ольга Ковалева


Рубрика: ФОНД «ГРАНИ» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Номер журнала: #3 2015 (48)
«Жди меня не с нетерпением, а с терпением»1.
Из письма В.А. Серова к О.Ф. Серовой


В Отделе рукописей Третьяковской галереи хранится около ста писем великого русского художника Валентина Александровича Серова к жене Ольге Федоровне Серовой, являющихся ценнейшей частью его документального наследия. Они были приобретены в 1930-х годах у их дочери Ольги Валентиновны Серовой. Несмотря на то, что ответы жены не сохранились, письма художника раскрывают его взаимоотношения с любимой женщиной.


«Ольга Ф была и по наружности, и по внутреннему содержанию именно такая, какая нужна была Серову, сразу она не производила впечатления своею наружностью, и, только всмотревшись в нее, всякому было ясно, что это очень хорошенькая женщина, - писала о ней в своих воспоминаниях лучшая подруга ее молодости Мария Яковлевна Львова (Симонович)2. - Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку, что муж ей неоднократно и говорил. Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил»3.


Познакомились они в гостеприимном доме тети художника - сестры его матери Валентины Семеновны Серовой - Аделаиды Семеновны Симонович и ее мужа, известного доктора и общественного деятеля Якова Мироновича Симоновича. Валентин Александрович в детстве и ранней молодости часто там бывал, а иногда и подолгу жил. Оля Трубникова после смерти безнадежно больной матери, которой пытался облегчить страдания Яков Миронович, в 1879 году была взята на воспитание в эту семью. О ранних годах жизни и происхождении Ольги Федоровны известно мало. В одном из писем к И.Э. Грабарю, автору монографии о Серове, она пишет: «...предок отца моего был в 1517 году Никита воевода, служивший по Смоленску при Василии Иоанновиче III, так в нашей родословной сказано. Мама тоже древней очень фамилии, аристократической, ... урожденная Новикова»4.


М.Я. Львова (Симонович) вспоминала: «... приемная дочь моих родителей Ольга Ф Трубникова воспитывалась вместе с нами с 10-летнего возраста. Чуть ли не 13-й ребенок своих родителей, когда-то очень богатых помещиков Тамбовской губернии, очутилась с матерью в Петербурге после смерти ее отца, а заложенное и перезаложенное имение не давало дохода, и мать зарабатывала шитьем белья на свое существование. Девочка осталась сиротой после смерти исчезнувшей от туберкулеза , и ее собирались поместить в сиротский приют. Мой отец выхлопатывал для нее место, но вакантного сейчас не оказалось, и девочка жила пока у нас, где было уже пять человек детей. Когда же через несколько месяцев приют мог принять, то мы, дети, не захотели с нею расстаться, и она осталась у нас»5. В ее же очерке «Доктор Яков Миронович Симонович» содержится еще несколько замечаний о семье Трубниковых - об отце, прокутившем свое состояние, о брате, уже помещенном в сиротский приют для мальчиков, о сестре, бывшей замужем в какой-то отдаленной губернии, «кажется» Уфимской6. После окончания гимназии в 1882 году Лёля, так звали ее Симоновичи, продолжала жить в своей приемной семье, работала в детском саду и элементарной школе, которые устроила Аделаида Семеновна - известный подвижник-педагог, помогала воспитывать младших детей в семье. По субботам в квартиру Симоновичей на Кирочной приходили гости - студенты-академисты Валентин Серов и его друзья Михаил Врубель и Владимир фон Дервиз, которых, конечно, привлекали три милые и умные девушки: Лёля Трубникова, Маша и Надя Симоновичи. «Легкое, неподдельное веселье тех суббот ... питалось, как теперь я вижу, тем, что образовывались три пары: Надя и Владимир Дмитриевич фон Дервиз, Лёля и Серов, Маша и Михаил Александрович Врубель. Две первые закончились браком.»7. Надя в 1885 году вышла замуж за фон Дервиза, молодые обосновались в знаменитом Домотканове, другой же влюбленной паре, Валентину Серову и Ольге Трубниковой, предстояло тяжелое испытание - разлука. В начале 1885 года приболевшие Маша и Лёля в сопровождении Валентины Семеновны Серовой уехали в Крым. Потом они перебрались в Одессу, к родственникам отца Маши, где задержались на долгое время. Лёля особенно прижилась там. Видимо, через Фанни Мироновну, сестру Я.М. Симоновича, она познакомилась с врачом и крупным общественным деятелем Исааком Андреевичем Чацкиным, в семье которого служила домашней учительницей. Также она преподавала на музыкальных курсах, организованных композитором и педагогом Анной Ивановной Чарновой, директором Одесского музыкального общества. «Может быть, они все там и очень милые люди, но уж это всегда так: кто от работы не бегает, тому и взваливают побольше, тем более что ты с такой охотой принимаешь новые заботы и хлопоты... Огорчаешь ты меня»8, - писал ей 29 сентября 1885 года раздосадованный Серов, не ожидавший такого долгого отсутствия любимой девушки. В письме от 5 января 1887 года его тревога все более возрастает: «Знаешь ты, мне часто в голову приходит, а что если Чацкин сделает тебе предложение - быть ему женой; так ты прекрасно ведешь его детей, и он успел полюбить тебя? Да и ты сама успела влюбиться в него? <...> Серьезно, эта мысль меня часто беспокоит»9. Несмотря на свою благополучную и содержательную жизнь в Одессе, Ольга Федоровна терпеливо ждала от него решительных действий, хотя и начинала сомневаться в их совместном будущем: «Лёля милая, брось, прошу тебя, такие тоскливые думы. Смотри веселее и не думай бросать меня - слышишь? На мои колебания бывшие не смотри, я вообще во всем сильно колеблющийся, но теперь крепну помаленьку и думаю, что понемногу и наши отношения установятся»10. Осознав, что девушке просто некуда возвращаться, Серов начинает серьезно задумываться о женитьбе, вынашивает разные планы, пытаясь преодолеть жизненную неустроенность. Например, переселиться в Одессу, где сложился «будто бы хороший кружок художников Кузнецов, Костанди11 и т. д. и т.д.»12; или. в Киев, где А.В. Прахов13 собирал лучших художников для росписи Владимирского собора. «Интересно бы узнать, - спрашивал он В.М. Васнецова, - как обстоит моя кандидатура на ту восьмиаршинную стену, на которой долженствует быть изображено Рождество». Он навещал ее в Одессе. «Тоша уехал к Лёле, - писала Валентина Семеновна Маше Симонович, - и обещал вернуться женатым. Шутка шуткой, а дело может и серьезно повернуться. Что ж? Я буду очень довольна.»


«Прошло несколько лет, - продолжает свои воспоминания о подруге Мария Яковлевна Львова (Симонович), - которые Ольга Федоровна провела в Одессе как домашняя учительница и воспитательница с двумя детьми, которые к ней так привязались, что чуть не заставили ее отказаться от своей приемной семьи и остаться навсегда в Одессе. Но Серов, которому она уже давно нравилась, все же подействовал на нее так, что она бросила Одессу и приехала в Москву»16.


Венчание Валентина Александровича и Ольги Федоровны состоялось 29 января 1889 года в Санкт-Петербурге во Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви. Свадьба была очень скромной. Сергей Саввич Мамонтов, которого Серов попросил быть шафером, вспоминал: «Приезжаю. Думаю, что действительно парадная свадьба, вхожу в собор: никаких приготовлений, ничего. Священник приходит. "Здесь будут венчаться?" - спрашиваю. - "Да, здесь заказана свадьба". Вскоре приезжает невеста, невеста в карете приехала с родными, но жениха нет. Начинают волноваться - где же жених? Помню, стою на паперти, смотрю: нет, нет Серова. Наконец, приезжает в пальто, в шапочке, на извозчике один Серов; заплатил извозчику четвертак, вошел в церковь. "Ну, что же, давайте венчаться!". После мы с Серовым поехали в меблированные комнаты, где он жил, и там пили чай - это и был свадебный пир»18. «Так сказать, образ жизни моей с женитьбой мало изменился. Пишу портрет», - радуется новобрачный 4 февраля 1889 года в письме к своему другу, тоже будущему молодожену И.С. Остроухову19. «...Теперь об Антоне. Он нисколько не изменился после женитьбы - такой же, как и был, - вторит ему вослед в письме к Елизавете Григорьевне (Мамонтовой) Илья Семенович, - его жена мне понравилась. Очень миленькая, маленькая блондинка с красивыми глазами, простая, очень скромная.


Так как она стеснялась много говорить при мне, то мне не удалось выяснить ее духовную физиономию; но, по-видимому, она еще далеко не определилась, еще очень молода, несильна, и потому влияния на мужа быть не может»20. О жене художника сложилось благоприятное впечатление не только у придирчивого «эстета» Остроухова, но и у других их современников. А.П. Остроумова-Лебедева вспоминала: «... Ольга Федоровна сияла своими большими голубыми глазами. Пушистые вьющиеся волосы развевались светлым ореолом вокруг ее прекрасного, приветливого лица»21. Н.П. Ульянов, ученик В.А. Серова, писал: «Среди гостей там и здесь мелькает хрупкая, светящаяся какою-то внутренней нежностью, всегда озабоченная жена Серова, Ольга Федоровна...»22. Сам Валентин Александрович радостно сообщил жене: «.Видел вчера Ратьковых, <...> они оба, он и она, сказали мне, что у меня очаровательная жена и что они в восторге от тебя и что я никуда не гожусь как портретист - им нравился твой портрет у Третьякова, но теперь нет»23. Павел Петрович Чистяков24, с которым художник познакомил свою молодую супругу, сказал: «Ну, с такого лица только ангелов писать»25. Она и была добрым, нежным и любящим ангелом-хранителем своей семьи, своего гениального мужа, шестерых детей, требующих постоянного внимания, самоотдачи и немалого мужества. «Всегда озабоченная.» - из- за большой занятости Валентина Александровича, его частых вынужденных отъездов из дома большая часть семейных забот легла на плечи Ольги Федоровны. «Времени заниматься воспитанием детей у папы было мало, а детей много - шесть человек: я старшая, - вспоминала Ольга Валентиновна Серова, первенец в семье, - потом четыре брата и младшая дочь Наташа, которой было три года, когда папа умер. Воспитание главным образом ложилось на маму»26. И далее: «Атмосфера в доме у нас была отнюдь не богемная. Все были заняты, учились, <.> занимались музыкой. Братья учились еще столярному ремеслу. <.> Мама была жизнерадостной и оптимистичной по природе. Всегда надеялась на лучшее и просто, и легко, и вместе с тем энергично шла навстречу опасности, стараясь сделать все возможное, чтобы ее устранить или умерить»27. И Ольге Федоровне вполне удавалось быть одновременно и любящей матерью, и строгим педагогом, и внимательной сиделкой во время многочисленных детских болезней, и даже «прорабом» на стройке. Строительство дачи на море в Ино, в Финляндии, их единственного не временного пристанища, где семья чаще всего собиралась вместе: купались, ходили на яхте, построенной старшим сыном Александром, катались на лошадях, - это тоже во многом ее заслуга. «Ну что же, конопатчики уже постукивают? Так. Ну, а лес возят? Ну, а Петр работает? И рабочих прислал? Ну, а рамы делаются? Так, так. Ну, а вот лодочка, как лодочка поживает? Ну, и как в ней мальчики катаются? Хорошо ли - и слушаются ли они тебя - а? Так, ну хорошо, коли слушаются»28, - в полушутливом тоне этого письма Валентина Александровича к жене очень хорошо чувствуется, «кто в доме хозяин (вернее - хозяйка)» и какая на ней лежит ответственность за семейное благополучие. Вероятно, не очень легко давалась эта роль Ольге Федоровне, потому что в письмах этих лет Серов то и дело просит супругу: «Лёлюшка, дорогая, зачем так волнуешься по поводу ремонта и трат - это всегда так бывает. Главное - береги свое здоровье и детей, вот и все - остальное пустяки...»29, «Что же с постройкой, как у вас? Главное, не волнуйся - приедем, увидим»30. К сожалению, как упоминалось выше, ответов Ольги Федоровны мужу почти не сохранилось, но из его посланий к ней очень хорошо видно, какое нежное чувство на протяжении всей совместной жизни питал художник к своей спутнице. «Лёлюшка», «маленькая моя», «девочка моя» - так ласково называл в письмах Серов жену, которая была ему и другом, и помощником, иногда - советчиком и всегда - надежной опорой. Тем страшнее оказалась для Ольги Федоровны такая внезапная смерть любимого человека. И.Е. Репин пишет в своих воспоминаниях: «А что значил для нее Валентин Александрович, видно из ее письма к М.С. Цетлин31 от 24 декабря 1911 года, то есть около месяца спустя после его смерти: "Я до сих пор не могу опомниться, так все это быстро произошло! Такую чувствую пустоту, такое одиночество, несмотря на то, что у меня шесть человек детей. Сейчас мне их жаль, но они не радуют меня. Так скучно, так скучно без него и не мне одной, а многим, многим. Я привыкла к его частому отсутствию, и мне все кажется вот, вот он сейчас придет - да, больше встречать его не придется. Может быть, со временем войду опять в жизнь, а пока меня решительно ничего не интересует, все как-то делаю через силу, одно только мне приятно - к нему ездить на могилку, несмотря на то, что на душе еще более жутко и тяжко делается от сознания, что он здесь, около тебя и ты не можешь его видеть, говорить с ним. Да и надо стараться быть здоровой, продолжать жить, вот это слово "надо" - ужасно!"»


А дочь вспоминала: «Через несколько месяцев после папиной смерти мама заболела тяжелой формой базедовой болезни, которая чуть не унесла ее в могилу».


Ольга Федоровна Серова умерла в 1927 году, пережив мужа на 16 лет, и все оставшиеся годы ее жизни были посвящены ему - его детям, его внукам, его творчеству.



Валентин Серов в переписке, документах и интервью: В 2 т. Л., 1985, 1989. Т 1. С. 224. (Далее: Валентин Серов. 1985. Т 1.)
Мария Яковлевна Львова (1864 - 1955, урожденная Симонович) - двоюродная сестра В.А. Серова, модель знаменитой его картины «Девушка, освещенная солнцем» (1888, ГТГ).
ОР ГТГ Ф. 153. Ед. хр. 2801. Л. 1.
ОР ГТГ Ф. 106. Ед. хр. 10698. Л. 2 об.
ОР ГТГ Ф. 153. Ед. хр. 2801. Л. 1.
См.: Мария Львова (Симонович). Воспоминания, дневники, переписка. Хочу умереть в России. М., 2010. С. 34.
Симонович-Ефимова Н.Я. Субботы на Кирочной // Там же. С. 98.
Валентин Серов. 1985. Т. 1. С. 70-71.
Там же. С. 82-83.
Там же. С. 80.
Николай Дмитриевич Кузнецов (1850-1929) - портретный и жанровый живописец; Кириак Константинович Костанди (1852-1921) - живописец, один из руководителей Одесской рисовальной школы.
Валентин Серов. 1985. Т 1. С. 66.
Адриан Викторович Прахов (1846-1916) - историк искусства, художественный критик, археолог. Руководитель работ во Владимирском соборе в Киеве (1884-1896).
ОР ГТГ. Ф. 66. Ед. хр. 192. Л. 2.
В.С. Серова - М.Я. Симонович. 30 октября // Мария Львова (Симонович). Воспоминания, дневники, переписка. Хочу умереть в России. М., 2010. С. 355.
ОР ГТГ Ф. 153. Ед. хр. 2801. Л. 1 об.
Сергей Саввич Мамонтов (1867-1915) - старший сын Елизаветы Григорьевны и Саввы Ивановича Мамонтовых.
Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников: В 2 т. Л., 1971. Т 1. С. 167 (Далее: Валентин Серов. 1971. Т 1.)
Валентин Серов. 1985. Т. 1. С. 149. И.С. Остроухов женился в конце того же года.
Валентин Серов. 1971. Т. 1. С. 256-257.
Там же. С. 646.
Там же. С. 172.
Валентин Серов. 1985. Т 1. С. 278-279. Ратьковы-Рожновы Александр Николаевич и Зинаида Владимировна (урожденная Философова). Речь идет о картине «Летом» (1895, ГТГ).
Павел Петрович Чистяков (1832-1919) - живописец и педагог, любимый учитель Серова в Императорской Академии художеств.
Серова О. Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове. М.; Л. 1947. С. 17.
Там же. С. 8.
Там же. С. 14.
Валентин Серов. 1985. Т. 1. С. 425-426.
Там же. С. 431.
Там же. С. 435.
Мария Самойловна Цетлин (1882-1976) - издатель и общественный деятель, одна из последних моделей В.А. Серова.
Валентин Серов. 1971. Т 1. С. 82-83.
Серова О. Воспоминания о моем отце Валентине Александровиче Серове. М.; Л. 1947. С. 99



Другие статьи в литературном дневнике: