***

Раиса Бобрешова: литературный дневник

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОДМОСКОВЬЯ.


Н Соболевский, 1948 год "Было - будет"


На памяти многих наших современников старшего поколения, умудренных опытом большой жизни, сохранился ряд художественных промыслов, еще не так давно бытовавших в Москве и области. А если мы заглянем в книги, журналы, в старинные рукописи или походим по нашим музеям, повнимательнее присмотримся к тем произведениям народного декоративного и прикладного искусства, которые хранятся в их стенах, нам станет ясно, что многие художественные промыслы надо восстанавливать. Кроме восстановления отдельных очагов, необходимо способствовать и созданию новых очагов народного творчества, внимательно присматриваясь и чутко относясь к новому, культивировать, лелеять, развивать его.


Книги, былины, сказы, музейные произведения рассказывают о большой и содержательной жизни ныне заглохших очагов народного искусства, о многих видах художественных ремесел, которые существовали в прошлых веках. Что же это за промыслы? Стоит ли восстанавливать вновь то, что может быть естественно отмерло в связи с изменением экономических условий жизни или приходом новых эстетических веяний?


Было когда-то высоко развито в Москве и Подмосковье искусство художественной обработки металла, в частности эмалевое производство. Эмалевая (финифтяная, как принято говорить в России) живопись издавна считалась большим и сложным искусством. В одинаковой мере Москва и Подмосковье XVI-XVIII веков успешно работали в самых различных техниках эмальерного искусства.


Московские мастера работали в технике выемчатой, "ямочной" и перегородчатой эмали. При технике выемчатой эмали на изделии из благородного металла посредством грабштихелей делаются ямки, углублений, куда вливается плавящаяся непрозрачная цветная масса. Перегородчатую эмаль делают так: на изделие металла наносится рисунок - контур. Тонкие проволочки или полоски, поставленные чаще всего на ребро по линиям рисунка и припаянные к (пластине, форме) изготовляемой вещи, образуют "клетки", "перегородки", заполняемые различными стекловидными цветными плавнями. Известны также русские, так называемые "оконные" эмали. Основой для этих эмалей служит металлическая сетка, узор которой заполняется прозрачной цветной эмалью. Способы составления этих эмалей не забыты, и можно думать, что, несмотря на большие трудности, с которыми была сопряжена работа по изготовлению "оконных" эмалей в XIX и начале XX веков, теперь их будут вырабатывать, преодолевая с большим успехом эти трудности. В Москве была широко распространена и техника росписных эмалей, то есть русская финифть.


Обогащенная разнообразным колоритом, с яркими и сильными красками, русская эмаль достигла пышного расцвета в XVII веке. Ею украшены оружие, утварь и предметы быта. В это время появилась техника росписной эмали, приблизившая эмаль к настоящей живописи. Это была роспись огнеупорными красками по эмалированному фону на металле. Многочисленные произведения в таком роде делались в Московской Оружейной палате, на Севере - в Сольвычегодске. Живописная финифть особенно широко стала применяться в XIX веке на бытовых изделиях из металла. Она развивалась и в Петербурге, и в Москве. Сохранились имена первых русских мастеров, писавших финифтяные портреты. Так, например, Григорий Мусикийский, "конторы мануфактурных дел финифтяной работы мастер", писал в Москве. Его финифти были ярки в колорите.


Достигнув пышного расцвета в XVII веке, финифтяное дело в Москве и под Москвой продолжало процветать в XIX и начале XX века, ибо этот художественный промысел имел крупные рынки сбыта своих изделий.


Часть изделий: оклады икон, чаши для причастия, кресты и тому подобные изделия - производилась и шла на нужды церкви.


Часть - и это была большая - самые различные предметы домашнего обихода: чаши, портсигары, пудреницы, табакерки, вазы, коробки и коробочки разного предназначения, ширмы, шифоньерки, подстаканники, письменные приборы, броши, мундштуки, рюмки, графины и тому подобные изделия - всегда находила широкого потребителя.


Заглохший было эмалевый художественный промысел возродился вновь в наши годы в Ростове-Ярославском, где в артели "Возрождение" процветает живопись эмалевыми красками по эмалевой же основе, наносимой на металлические пластинки. Артельщики расписывают свои изделия реалистическими мотивами и сюжетами. Портретная живопись, пейзажи, цветистые натюрморты, жанровые сценки и другие мотивы украшают изделия мастеров артели.


Б. Денисов. Езда на оленях. (Тобольская артель 'Коопэкспортсбыт'. Скульптура. Кость мамонта.)
Б. Денисов. Езда на оленях. (Тобольская артель 'Коопэкспортсбыт'. Скульптура. Кость мамонта.)


Замечательные мастера-эмальеры, работающие главным образом в технике перегородчатой эмали, живут в ауле Кубачи (Дагестанская АССР) и в Азербайджане.


В Москве и Подмосковье, имеющих все предпосылки для восстановления и развития производства эмалей, пока не существует производственно-творческих организмов, которые должны заняться этим делом, а есть только отдельные мастера, помнящие и хранящие традиции этого сложного искусства.


В Москве ведется уже в масштабах государственной художественной промышленности огромная работа по эмальерному искусству. Речь идет о государственных фабриках, вырабатывающих цветные эмали на высших правительственных наградах - орденах, на различных знаках отличия, эмблемах и так далее. Теперь задача состоит в том, чтобы соединить творческие усилия мастеров-эмальеров, занятых в различных отраслях отечественной художественной промышленности, с творческими устремлениями мастеров народного творчества, создав им условия для развертывания эмальерного художественного промысла. Красивые, красочные изделия финифти, перегородчатой, "ямочной", "оконной",


эмалей с новыми растительными и геометрическими узорами должны занять в быту советского человека почетное место. И это осуществимо. Об этом говорит опыт работы ленинградской артели "Лэнэмальер", выпускающей на тридцать с лишним миллионов рублей художественной продукции, имеющей все права называться произведениями народного творчества.


Э. Онно. Северный мотив. (Чукотская косторезная артель. Гравировка. Кость моржа.)
Э. Онно. Северный мотив. (Чукотская косторезная артель. Гравировка. Кость моржа.)


Если такой вид народного декоративного и прикладного искусства, как эмалевый художественный промысел в Москве и под Москвой, легко восстановить и здесь многое зависит от инициативы самих мастеров, работающих разрозненно, то сложнее обстоит дело с очень интересным, но совершенно забытым видом народного! творчества - с бисерным шитьем.


Блестящие по технике, замечательные по красочности и по образности произведения, выполненные мастерицами этого вида народного творчества, украшают многие музеи Москвы, Ленинграда и периферии. Шитье бисером, особенно расцветшее в XIX веке, было в основном, как и строче-вышивальное дело, уделом крепостных. Занимались этим шитьем и в дворянских усадьбах, и в монастырях. Живопись иглой и нитками, так же как позже живопись бисерными зернами, - тонкое и оригинальное искусство, которым русская женщина заполняла чаще всего свой досуг.


Если проследить развитие вышивального дела и шитья бисером, то не так уж трудно перекинуть мостки преемственности от XV-XVII веков, когда в шитье обильно вводится бисер, жемчуг, золотые "канители", полудрагоценные и драгоценные камни, к яркому, декоративному, цветистому шитью бисером второй половины XVIII и XIX веков. Линия преемственности сохранилась даже и в назначении позднейших изделий. XVI век славен многими дошедшими до нас шедеврами шитья, нисколько не уступавшими западным "шпалерам": плащаницами, покровцами, узорчатой одеждой, сумками, декоративными панно, женскими головными уборами и так далее. XIX век также оставил немало уникальных изделий из бисера. Не только декоративные панно, тематические "станковые" картины создавались мастерицами этого века, но и множество самых различных изделий бытового предназначения: те же головные уборы, сумки, коробочки, украшения одежды, чубуки, пояса и тому подобные вещи - прихотливые, оригинальные по форме, разузоренные цветистым орнаментом, растительным и геометрическим, блестящие по технике выполнения.


Бисер-маленькие стеклянные цветные зерна с отверстиями. Вырабатывается он не так уж сложно: из тонких стеклянных трубочек, нарезанных на кусочки. Эти кусочки - бисеринки - нагревают для того, чтобы заовалить, оплавить острые края, получаемые при нарезке; потом сортируют, шлифуют (песком) и полируют глиняным порошком. Получаемые зерна цветного стекла (каждое не больше зернышка редиски или редьки) и идут на шитье.


Если цветная мозаика, смальта, фресковая живопись входят уже органически в художественное оформление современных зданий, то из бисера руки художницы-мастерицы смогут создать не менее впечатляющие монументальные произведения народного искусства.


М. Синькова и А. Штанг. Кубок. (Ломоносовская артель. Проемная ажурная резьба. Слоновая кость.)
М. Синькова и А. Штанг. Кубок. (Ломоносовская артель. Проемная ажурная резьба. Слоновая кость.)


Цветистое, со вкусом исполненное изделие из бисера, - будь это витражного типа ширма, бювар, сумочка, коробка для рукоделия, рамка для зеркала, ящик для папирос и тому подобное, - найдет всегда своего потребителя и ценителя. Безусловно, шитье бисером-сложное, трудоемкое и "тонкое" искусство. Мастерице приходится считаться в этой своеобразной "живописи" с тем, что технические приемы, формальные особенности шитья бисером всегда требуют от нее не только внимания, навыков, но прежде всего колористического чутья, ибо при его* отсутствии самая совершенная по техническому выполнению вещь может выглядеть безвкусной. Первостепенное значение имеют здесь и вопросы тематики, образности содержания, так. как "живопись бисером" дает возможность создавать на изделиях не только растительные и геометризированные декоративные узоры, но и реалистические композиции. Творческая мысль, оптимистические образно-чувственные начала, которые живут в душе художника из народа, органичность нового видения мира - все это создаст новые композиции, тематически созвучные нашему времени.


"Живопись бисером" - художественный промысел, имеющий все права существовать и развиваться среди многих других видов народного декоративного и прикладного искусства. Не за горами то время, когда советский человек сможет видеть произведения мастериц шитья бисером не только в музеях, но и в своем быту, видеть и ощущать, красоту этого оригинального искусства рукоделия.


В Подмосковье, да и в Москве есть несколько мастериц, которые помнят еще достаточно хорошо традиции и секреты этого дела. На них-то и надо ориентироваться, так же как надо ориентироваться на некоторых загорских мастеров в вопросе о восстановлении в этом крупном центре народного искусства производства художественной лаковой декоративной живописи.


Загорск помнит талантливого художника декоративной миниатюры, на дереве, папье-маше и металле А. Г. Вишнякова.


"В непосредственной художественной близости, - говорил об этом мастере А. В. Бакушинский, - к федоскинскому производству могут быть поставлены работы А. Г. Вишнякова. Это то, что осталось от наследия старых вишняковских мастерских (возникших в сел. Осташково в середине XIX столетия и прекративших свое существование в 90-х годах.- Я. С). А. Г. Вишняков дает замечательные по чувственной силе декоративные натюрморты, они просты, ярки, непосредственны, артистичны по характеру образа, безукоризненно мастеровиты и оригинальны по приему. А. Г. Вишняков за последние годы работает не только как художник-одиночка. Он создал своеобразную школу молодежи в весьма интересный вид росписей на фабрике Загорской промартели, в ее цехе горячей лакировки. В настоящее время здесь работает группа молодых мастеров, проводящая в росписях деревянных изделий жестовскую стилистическую традицию"*.


* (А. В. Бакушинский, Русские художественные лаки, стр. 19.)


Е. Пенкина, Е. Кошкина и А. Косе. Игрушки. (Дымковская художественная артель. Скульптура. Роспись по глине.)
Е. Пенкина, Е. Кошкина и А. Косе. Игрушки. (Дымковская художественная артель. Скульптура. Роспись по глине.)


Эти строки были написаны в 1933 году и, к сожалению, не соответствуют существующему теперь положению вещей.


В Загорской промартели не работает группа молодых мастеров в цехе горячей лакировки, ибо и цеха этого уже не существует. Начатое с таким успехом дело заглохло. А что оно было успешно, свидетельствует хотя бы участие мастеров на выставке "Русские художественные лаки" в 1933 году, участие А. Г. Вишнякова на "Выставке народного творчества РСФСР" в 1937 году, наличие ряда произведений мастеров Загорска в наших национальных музеях. Некоторые мастера отошли от лакового художественного промысла, а иные переквалифицировались и даже дисквалифицировались. Изделий "горячей лакировки", датированных последними военными и послевоенными годами, обнаружить не удалось, а один из мастеров этого прекрасного вида народного искусства, М. М. Михайлов, уже занялся другой работой.


Загорские мастера декоративной лаковой миниатюры выпускали в свое время художественные изделия самого различного назначения. Были в ассортименте вазы, стаканы, папиросницы, портсигары, банки, чашки, подносы, карандашницы, коробки, ножи для разрезания бумаги, пудреницы, бокалы и тому подобное. На этих изделиях отписывали различные декоративные мотивы и сюжеты: натюрморты, фрукты, цветы, оригинальные композиции, перекликавшиеся с композициями жестовской живописи, но создаваемые в приемах миниатюрно-декоративной живописи.


В Загорске имеется производственно-творческое объединение мастеров, имеющее все возможности вновь paзвить дело "горячей лакировки". Это - товарищество "Загорский художник", молодое объединение, в котором среди производственно-творческих цехов и секций народной игрушки, резной миниатюры, выжигания и росписи, резьбы по кости, токарного дела, художественной мебели, резьбы по дереву обязательно должны зажить полноценной творческой жизнью и цех лаковой миниатюры ("горячей лакировки"), и цех майолики.


Абрамцево-Хотьковское производство майоликовых декоративных художественных изделий связано было в дореволюционные годы (1880-1900) с именами крупнейших русских художников: В. М. Васнецова, В. Д. Поленова и других, но прежде всего и больше всего с именем М. А. Врубеля. Повсеместное увлечение модерном, декоративным стилем эпохи расцвета промышленной буржуазии, острее и своеобразнее всего нашедшим отражение в архитектуре и художественной промышленности, захватило в свое время большую группу русских художников Абрамцевского "кружка". М. А. Врубель внутри этого "кружка" и в русском искусстве вообще был одним из крупнейших выразителей этого декоративизма. В Абрамцеве М. А. Врубелем было создано немало оригинальнейших художественных произведений в майолике, долгое время служивших образчиками майоликового производства для мастеров-керамистов. Из майоликовых произведений М. А. Врубеля* выполненных им в декоративно-монументальном плане, огромный интерес, в частности, представляют сохранившиеся и до наших дней майоликовое панно на фронтоне здания гостиницы "Метрополь" - "Принцесса Греза" и оригинальная скульптурная группа "Роберт и Бертрам" - готически скомпонованный хоровод из нескольких фигур, в смелых ракурсах, в движении. Эта группа находится в особняке на Спиридоновке (ныне ул. Алексея Толстого), выстроенном архитектором Шехтелем в стиле модернизированной готики. Изрядное количество майоликовой декоративной скульптуры, созданной М. А. Врубелем в Абрамцеве (в основном на темы русской старины - сказочные и былинные), находится в наших музеях: в Государственной Третьяковской галерее и Музее народного творчества Загорского государственного заповедника и других.


* (М. А. Врубель - один из талантливейших русских художников. Его увлечение майоликой свидетельствует об огромном разнообразии творческих интересов этого самобытного художника.)


Критическое отношение к большому художественному наследию, оставленному Абрамцевским "кружком" и М. А. Врубелем, в частности освоение традиционных навыков мастерства, перевод производства майоликовых изделий на новые идейно-творческие пути, овладение стилевыми особенностями современности, поможет этому виду народного искусства завоевать почетное положение в кругу керамических художественных промыслов Московской области и всего Советского Союза. В настоящее время мастера-керамисты хотьковской майолики делают лишь первые шаги по пути развития этого вида народного творчества.


В стародавние времена процветал в Подмосковье интересный вид народного творчества, который в настоящее время надо поднимать чуть ли не заново. Мы имеем в виду искусство инкрустации, мозаичное художественное ремесло. Дело это сложное, и нужно большое техническое мастерство для того, чтобы им заниматься.


Художник-мозаичист, художник-инкрустатор оперирует подчас десятками различных пород специальным образом обработанного и приготовленного дерева (фанеры), различными металлами, перламутром, рогом, костью и т. п. Весь этот ассортимент сырья, полуфабриката - своеобразная палитра мастера. В подмосковных дворцах-усадьбах, Кускове и Останкине в частности, построенных в XVIII веке, имеются уникальные произведения крепостных художников графов Шереметевых, выполненные ими в технике цветной мозаики. Огромный интерес представляют многие экспонаты Кусковского музея-усадьбы, среди которых шедевром мозаичного мастерства является столик для нот работы крепостного художника Никифора Васильева. "Сделан он из полированного красного дерева в стиле классицизма: главный интерес представляет крышка стола, разработанная особой техникой "маркетри", то есть мозаикой из драгоценных пород дерева: палисандры, розового, красного, черного и других. Сюжет - перспектива регулярного французского парка в Кускове со всеми его архитектурными сооружениями и озером на первом плане. Сложность рисунка и драгоценность материала обязывали мастера к большой тонкости и тщательности в работе. Мастер блестяще справился с поставленной перед ним задачей"*.


* (О Панкова, Усадьба Кусково, изд. "Искусство", 1940 г., стр. 26.)


Мы привели только один пример творческой деятельности мастеров-мозаичистов прошлого, но и его вполне достаточно, чтобы понять, насколько важен и оригинален этот художественный промысел. Мозаичисты и инкрустаторы работали в разных планах: мозаичисты (это видно на примере работы крепостного мастера Васильева) плоскость изделия выкладывали сплошь кусочками дерева разных пород и цветных оттенков, создавая декоративный орнамент, сюжетную композицию или ландшафт; инкрустаторы лишь частично обрабатывали узором одноцветное поле. Эта техника применялась нередко при художественной обработке мебели, шкатулок, ящиков и тому подобных изделий. Так - было.


В настоящее время в Москве работает крупный мастер мозаичного дела Н. М. Абрамов, с успехом продолжающий развивать и совершенствовать традиционную технику живописи "деревом по дереву". В Загорске есть мастера-мозаичисты, вырабатывающие различные деревянные изделия, разузоренные орнаментом цветной, подкрашенной соломки. Это - единичные примеры, а в основном дело художественной инкрустации и мозаики, как художественный промысел, следует возрождать почти заново.


Стоит лишь перечислить объекты, где и мозаичисты и инкрустаторы найдут применение своим способностям, чтобы понять, как важно усиленно и самыми быстрыми темпами развивать этот художественный промысел. Огромен объем работы, который ждет мастеров этого вида народного творчества в градостроительстве, в архитектуре. Карнизы, фризы, филенки, различные вставки, декоративные панно и другие архитектурные детали, сделанные в технике мозаики или инкрустации, явятся подлинным украшением новых зданий. Столь же широк объем работы мастеров в области украшения интерьера, в мебели, в производстве бытовых, самых различных изделий. Отнюдь не за горами и то время, когда и ныне существующие, пусть немногочисленные, кадры художников из народа и новые мастера, которые пока еще учатся в художественных вузах, школах, училищах, разовьют прекрасное дело художественной инкрустации и мозаики. Так будет, ибо потенциально это дело живет полноценной жизнью народного искусства.


Г. Охримович. Декоративные сосуды. (Украинская ССР, с. Опошня. Керамика.)
Г. Охримович. Декоративные сосуды. (Украинская ССР, с. Опошня. Керамика.)


Есть, наконец, и более "мелкие" виды кустарно-художественных промыслов, которые столь же настоятельно требуют к себе внимания, ибо они также дополняют и украшают наш социалистический быт. Взять хотя бы такие ремесла, как лозоплетение и соломоплетение, или художественная обработка рога, или выделка из бересты, с подцветкой фольгой различных туесков, сумочек и тому подобных вещей, или, наконец, художественная обработка кожи.


По берегам рек и речушек Подмосковья огромны заросли ивняка, из гибких, тонких прутьев которого мастера лозоплетения не только изготовляют обыкновенные корзины, кошелки, интересную мебель, но нередко и замысловато разузоривают эти хозяйственные изделия. Происходит то же, что и с деревянными вальками, скалками и иными предметами быта: русский человек не может обойтись без того, чтобы не украсить вещь сложным, затейливым орнаментом, украсить ее так, чтобы это украшение радовало глаз. И как много выдумки в этих различнейших поделках рук человеческих, поделках из лозы, соломки,, дуба, бересты, тончайших деревянных планок, даже стружек!


Магомед Али. Письменный прибор. (Унцукульская художественная артель. Насечка. Металл. Дерево.)
Магомед Али. Письменный прибор. (Унцукульская художественная артель. Насечка. Металл. Дерево.)


Необходимо вывести из состояния глубокого сна, а вернее, воскресить и замечательное дело, которым прежде славилась Москва и Подмосковье и которое приносило немалый доход государству в XVI-XVIII веках: художественную обработку кожи. Знаменитые русские юфтяные и сафьяновые товары не имели конкурентов в Европе. И чего только не выделывалось из кожи! Сапожки сафьяновые, седла, сумки переметные, короба, книжные переплеты и множество других изделий из различных сортов кожи, как правило, украшались и путем аппликации, и посредством тиснения, гравировки, инкрустации, и всякими иными способами. Растительный, звериный, геометрический орнамент, различные тематические композиции (особенно на старинных переплетах церковных и светских книг) создавались мастерами этого художественного промысла. В настоящее время дело тиснения и гравировки на коже прекрасно поставлено в Латвии и Эстонии. Есть все основания, чтобы в Подмосковье и в Москве возродить это оригинальное и красивое мастерство.



Другие статьи в литературном дневнике: