Никита Владимирович Фаворский

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Никита Владимирович Фаворский (1915—1941) — советский художник-график.


Старший сын графика Владимира Фаворского, внук В.Д. Дервиза.


Никита Фаворский родился 10 (23) мая 1915 года в Москве в семье известного художника-графика Владимира Андреевича Фаворского и художницы Марии Владимировны Фаворской.


В 1919 году семья Фаворских переезжает на постоянное место жительства в подмосковный город Сергиев (ныне - Сергиев Посад). Вскоре к ним присоединился отец Марии Владимировны - Владимир Дмитриевич Дервиз...


В возрасте 5-6 лет Никита увлёкся рисованием. К 16 годам он уже владел искусством графики. Осенью 1931 года его работы были представлены на художественной выставке в Иоганнесбурге.


В 1932 году Никита Фаворский поступил в Московский полиграфический институт. Его учителями были Павел Павлинов, Михаил Родионов и Андрей Гончаров. Во время учёбы он пробовал себя в разных техниках: гравюра на дереве, акварель и масло. Занимался также деревянной скульптурой и монументальной живописью. Много путешествовал, был в Сибири, в Забайкалье, на Севере, на Кольском полуострове, в Горьком на автомобильном заводе. По мотивам этих поездок он создал серии акварелей, рисунков и гравюр. В 1938 году окончил институт. Его дипломной работой стали иллюстрации к «Капитанской дочке» Александра Пушкина.


После окончания института совместно с Андреем Гончаровым и Михаилом Пиковым иллюстрировал средневековый армянский эпос «Давид Сасунский». Занимался росписью санатория Наркомтяжпрома в Кисловодске (не сохранилась). Работал в мастерской Льва Бруни и Владимира Фаворского. В 1940 году иллюстрировал калмыцкий народный эпос «Джангар» и путеводитель «Архитектура Загорского кремля». Совместно с отцом занимался росписью занавеса для Центрального театра Красной армии.


После начала Великой Отечественной войны записался в народное ополчение. Служил сапёром. Погиб в 1941 году на фронте.


Мария Фаворская так отзывалась о сыне:


«То, что Владимир Андреевич в течение нескольких лет внушал, объяснял, показывал на примерах своим ученикам-студентам, было вложено в мироощущение и руки этого малолетнего сына, как наследственность от отца. Кроме того, в нем слились еще и небольшие художники: прадедушка Владимир Осипович, бабушка Ольга Владимировна и я. В результате получился редкостный цветок искусства. Но его взяла война, не давши ему вполне расцвести и проявить все то, чего можно было от него ожидать».
В 1991 году в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялась выставка работ Никиты Фаворского, приуроченная к 50-летию его гибели.


Книжные иллюстрации
Никита Фаворский проиллюстрировал следующие книги:


«Сами писали». Сб. (1929);
«Илиада» Гомера (1933);
«Колобок» (1934);
«Разгром» Александра Фадеева (1934);
«Слово о полку Игореве» (1936);
«Тарас Бульба» Николая Гоголя (1937);
«Капитанская дочка» Александра Пушкина (1938);
«Давид Сасунский» (1938);
«Сказки» Бориса Шергина (1939, не изд.);
«Джангар. Калмыцкий народный эпос» (1940, диплом на Всесоюзном конкурсе искусства книги 1958).
Примечания
Розанова Н. Н. Московская книжная ксилография 1920/30-х годов. — М. : Книга, 1982 . — 287 с.
Безменова К. Феномен Никиты Фаворского // Детская литература. — Советская Россия, 1991. — № 9—10. — С. 148.
С. Гильман. Художник-воин Никита Фаворский. art.sovfarfor.com. Дата обращения 15 апреля 2016.
Книжное искусство СССР. Том 1. Изд-во «Книга», 1983
Литература
Литвинова Т. Никита Фаворский: Воспоминания. — В кн.: Искусство книги. Вып. 4. 1961/62. М., 1967.


Источник - ВИКИПЕДИЯ
\\\



История Никиты Фаворского
Несмотря на раннюю гибель, Никита, сын великого графика Владимира Фаворского, успел оставить огромное наследие: рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, скульптуры, эскизы фресок. Искусствовед Галина Ельшевская рассказывает об этом художнике и особенностях его дара



Художник Никита Фаворский (1915–1941) погиб на фронте в возрасте двадцати шести лет. Тремя годами раньше он окончил Полиграфический институт и оформил свои первые книжки. Но его настоящая художническая биография началась не с момента получения диплома, а много раньше. Уже про шести-семилетнего мальчика было ясно, что он не просто рисует — как рисуют все дети, чьи опыты потом оседают в домашних альбомах, — а делает что-то особенное. Известный художник Андрей Гончаров вспоминал: всем было понятно, что «растет какое-то необыкновенное существо». И в его огромном, несмотря на раннюю смерть, наследии (рисунки, гравюры, книжные иллюстрации, скульптуры, эскизы фресок) нет отчетливой границы между «детским» и «взрослым».


Previous



Если не смотреть на даты работ, трудно предположить, что некоторые рисунки тушью и гуаши — например, «Портрет отца», «Загорск», «Дети Фаворские» — или гравюры на дереве — «Шарманщик», «Как мыши кота хоронили» — сделаны подростком. Обычно школьные навыки каким-то образом замещают детскую одаренность. Здесь же обошлось без «ломки голоса»: одно умение перешло в другое или дополнилось другим. Вероятно, это редкое отсутствие эксцессов роста связано и с самой личностью Никиты, личностью незаурядной («…У него какая-то внутренняя тайна знания жизни, знания, которое выходило за пределы личного опыта», — говорил о нем художник Виталий Горяев на вечере памяти 1954 года), и с тем, как такая рано проявившаяся незаурядность поддерживалась семейным окружением.


Семья Фаворских. 1937 год
Слева направо: Мария, Владимир Андреевич, Мария Владимировна, Ольга Владимировна (мать Владимира Андреевича), Никита и Иван.
© Архив семьи художника
У замечательного — не будет преувеличением сказать, великого — графика Владимира Андреевича Фаворского было трое детей: Никита, Иван (1924–1945) и Мария (1928). Все они стали художниками — даже сын Иван, погибший на войне совсем юным. Это неудивительно: их жизнь с младенчества проходила внутри искусства и ремесла. Художница Татьяна Грушевская, родственница Фаворских, вспоминала, что «тишина труда была основным фоном всего быта» семьи. Фаворский-старший считал, что ребенку следует давать не только бумагу и краски, но самые разные материалы;

.


Previous





Next
1 / 6
Никита Фаворский. Гравюра. 1924–1925 годы
© Архив семьи художника
2 / 6
Никита Фаворский. Автоэкслибрис. 1920-е годы
© Архив семьи художника
3 / 6
Никита Фаворский. Сергиев Посад. Базар. Конец 1920-х
© Архив семьи художника
4 / 6
Никита Фаворский. Середина 1920-х годов
Ученики собирают «утиль сырье» в мороз в 25°.


© Архив семьи художника
5 / 6
Никита Фаворский. Уличная сцена. Середина 1920-х годов
© Архив семьи художника
6 / 6
Никита Фаворский. Трясогузка. Середина 1920-х годов
© Архив семьи художника
Уже в семь лет мальчик резал гравюры на остатках отцовских самшитовых досок, делал деревянные скульптуры, рисовал карандашами, тушью, гуашью и акварелью. «То, что Владимир Андреевич в течение нескольких лет внушал, объяснял, показывая на примерах своим ученикам-студентам, было вложено в мироощущение и руки этого малолетнего сына как наследственность от отца», — писала мать Никиты, Мария Владимировна Фаворская;

.


Коты, мыши, зайцы
Previous






Next
1 / 9
Никита Фаворский. 1923–1924 годы
«Мама, а когда мы будем красить яйца»


© Архив семьи художника
2 / 9
Никита Фаворский. Лакей. Барина свадьба. 1922–1923 годы
© Архив семьи художника
3 / 9
Никита Фаворский. Зайцы играют в снежки. Начало 1920-х годов
© Архив семьи художника
4 / 9
Никита Фаворский. Дуэль. 1920-е годы
© Архив семьи художника
5 / 9
Никита Фаворский. 1923 год
«Тетя, дай мне три пирога»


© Архив семьи художника
6 / 9
Никита Фаворский. 1923 год
«Дядя, скажи мне, где получают билеты»


© Архив семьи художника
7 / 9
Никита Фаворский. 1923 год
«Дяденька, дай мне спичек…»


© Архив семьи художника
8 / 9
Никита Фаворский. 1923 год
© Архив семьи художника
9 / 9
Никита Фаворский. Середина 1920-х годов
© Архив семьи художника
Совсем детские рисунки складываются в своего рода сагу с постоянными героями: котами, мышами и зайцами. Точнее, это некие существа с человечьими туловищами и звериными головами. Заяц-половой мчится с подносом, обслуживая свадьбу, котенок интересуется у модно одетой мамы-кошки: «Мама, а когда мы будем красить яйца?» — кот и пес сходятся к дуэльному барьеру, в характерных позах и одеждах выступают мышь-кондуктор, мышь — торговка пирогами («А заплотите, барчук, не обманите»), мышь-беспризорник и так далее. В некоторых рисунках присутствует и запись представленного диалога — как в комиксах или лубках: лубки Никита знал и ими вдохновлялся. В отличие от изображения текст кажется совсем дошкольным: в семье считалось, что мальчик научился рисовать прежде, чем говорить, и уж точно прежде, чем грамотно писать. Но наблюдательность и юмор, с которыми увидена и переведена в сказочный регистр взрослая жизнь, поразительны: дети редко запоминают характерные жесты и обращают внимание на походки и повадки.


Битвы


Никита Фаворский. Фрагмент автобиографического сочинения. 1927 год
© Архив семьи художника
Еще удивительнее это жестовое разнообразие в сценах битв. «Рисовал я больше всего войну», — пишет Никита в школьном автобиографическом сочинении 1927 года. Понятно, что мальчики играют в войну всегда, однако в данном случае война составляла фон жизни: в раннем детстве Никита практически не видел отца, воевавшего сначала на Первой мировой, потом на Гражданской. Представление о войне он черпает и из литературы (например, он иллюстрирует пушкинское стихотворение «Делибаш»), и из реальности, в которой воюют люди — пешие, конные, погоняющие боевых слонов. Их схватки он композиционно сочиняет исходя из «не боевых» натурных впечатлений и руководствуясь зрительной памятью, сначала создав клубок, в котором «смешались в кучу кони, люди», а потом его же убедительно распутав.


Previous





Next
1 / 7
Никита Фаворский. Битва. Середина 1920-х годов
© Архив семьи художника
2 / 7
Никита Фаворский. Боевые слоны. Начало 1920-х годов
© Архив семьи художника
3 / 7
Никита Фаворский. Делибаш. Середина 1920-х годов
© Архив семьи художника
4 / 7
Никита Фаворский. Зайцы играют в солдатиков. Начало 1920-х годов
© Архив семьи художника
5 / 7
Никита Фаворский. Обезьяны на носорогах. 1923 год
© Архив семьи художника
6 / 7
Никита Фаворский. Начало 1920-х годов
© Архив семьи художника
7 / 7
Никита Фаворский. Казаки и кирасиры. Середина 1920-х годов
© Архив семьи художника
Помимо воюющих людей в батальных сценах изображены коты и мыши. Они одеты в военную форму, и обмундирование всегда точно соответствует определенному роду войск: гусары не путаются ни с казаками, ни с мушкетерами. Бои здесь одновременно и шуточные (на одном из рисунков два зайца запускают свои игрушечные полки с двух сторон стола), и нешуточные — сражаются целыми армиями, и воины расположены на листах в самых разнообразных поворотах, со спины и сбоку, в падении и в полете. Эта свобода изображения динамических ракурсов тоже совсем не детская.


Взрослый
Previous




Next
1 / 4
Никита Фаворский. Портрет Ирины Фаворской, двоюродной сестры художника. 1932 год
© Архив семьи художника
2 / 4
Никита Фаворский. Рисунок. 1939 год
© Архив семьи художника
3 / 4
Никита Фаворский. Пейзаж. 1940 год
© Архив семьи художника
4 / 4
Никита Фаворский. Пейзаж с колокольней лавры. 1940 год
© Архив семьи художника
Способность выстроить пространство тактильно и телесно останется у Никиты Фаворского навсегда. И это не просто профессиональное умение — скорее особенность человека, именно так ощущающего себя в мире. Все, кто вспоминает о Никите, так или иначе подчеркивают абсолютную уместность его пребывания где бы то ни было: такой негромкий, неторопливый, спокойный и основательный человек, свой повсюду и повсюду же отдельный. Замечателен рассказ его детского друга Вадима Рекста о том, как во время их совместных лесных походов вокруг Сергиева Посада Никита вырезал скульптуры и оставлял их на биваках, объясняя: «Это лесовику. Мы все ходим в лес для себя, что-нибудь взять — грибы, отдых, хотим получить, а не отдать. Я этим что-то даю»;

. Мария Владимировна Фаворская вспоминала, как ее сын, собираясь изобразить по памяти знакомую собаку, показывал ее пятна на себе. Конечно, ребенок отождествляет себя с тем, кого рисует, но в данном случае способность отождествления, пожалуй, сохранилась у взрослого художника. Это такой «реализм изнутри»: почти телесное вживание в то, что стремишься изобразить.


При этом Никита Фаворский хотел стать — и, собственно, стал — художником книги. Что предполагает и некоторые умозрительные навыки: умение мыслить структурно и видеть книгу как процессуально организованное целое, учитывая скорость чтения и перелистывания страниц. Иллюстрации должны задавать процессу темп и ритм, а заставки и концовки — организовывать паузы в движении. К тому же все понятия о логике и пространственной динамике книжного организма были сформулированы (теоретически и практически) отцом Никиты, безусловно, главным книжником своего (и не только своего) времени.


Первая книга
Previous




Next
1 / 4
Сборник «Сами писали». 1931 год
© Архив семьи художника
2 / 4
Сборник «Сами писали». Фронтиспис. 1931 год
© Архив семьи художника
3 / 4
Сборник «Сами писали». 1931 год
© Архив семьи художника
4 / 4
Сборник «Сами писали». 1931 год
© Архив семьи художника
Свою первую (изданную) книжку Никита Фаворский проиллюстрировал, когда ему было пятнадцать.


Короткие «рассказы из жизни», вошедшие в сборник «Сами писали», изданный в 1931 году в библиотечке журнала «Дружные ребята», составлены его примерными ровесниками, по тогдашней терминологии — деткорами. Иногда веселые, иногда жуткие (про детей, выброшенных на мороз по наущению злой мачехи), иногда идеологически назидательные (про пионеров, разоблачающих «религиозный дурман») — все они все в равной степени интонационно бесстрастные: события излагаются без авторских акцентов, в ритме то ли эпоса, то ли школьного сочинения. Этот пунктуационный минимализм восполняется гравюрами. Они раскиданы по страницам с абсолютно точным пониманием их сочетания с полосой набора и задают темп перелистыванию страниц — динамические сцены (бегут олени, лыжники съезжают с горы, дети гонятся за овцой) перемежаются почти эмблематическими заставками и концовками, композиционные движения вправо уравновешиваются движениями влево, — и штрих уверенно обозначает пространственные планы. Особенно это видно во фронтисписе;

, где пространство, обжитое лошадьми и коровами, с избами и пашнями разворачивается до горизонта, не нарушая при этом плоскости листа. И над этим профессионально выстроенным пространством сияет условное, как на детских рисунках, солнце с лучами — совсем юный художник отзывается на сказовую стилистику текстов, но одновременно демонстрирует и собственное, тоже во многом сказовое и органическое ощущение мира.


Советская школа
Previous






Next
1 / 8
Никита Фаворский. Разворот для книги «Колобок». Гравюра на линолеуме. 1934 год
© Архив семьи художника
2 / 8
Никита Фаворский. Разворот из эскизного макета книги «Колобок». 1934 год
© Архив семьи художника
3 / 8
Никита Фаворский. Илиада. Форзац. 1933 год
© Архив семьи художника
4 / 8
Никита Фаворский. Главный конвейер ГАЗа. 1935 год
Летняя рисовальная практика


© Архив семьи художника
5 / 8
Никита Фаворский. Иллюстрация к эпосу «Давид Сасунский». 1939 год
© Архив семьи художника
6 / 8
Никита Фаворский. Иллюстрация к эпосу «Джангар». 1939–1940 годы
© Архив семьи художника
7 / 8
Никита Фаворский. Иллюстрация к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. 1938 год
© Архив семьи художника
8 / 8
Никита Фаворский. Иллюстрация к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. 1938 год
© Архив семьи художника
Сказовая, эпическая стилистика всегда будет близка Никите Фаворскому. В институте он проиллюстрирует и сделает макет «Колобка», потом займется армянским эпосом «Давид Сасунский» и — совместно с отцом — калмыцким «Джангаром». Даже в «Капитанской дочке», выбранной для диплома, немало военной и эпической фактуры. Всякого рода сражения продолжают детские рисуночные битвы, но теперь это уже другие битвы: монументальные, происходящие в плотно прописанной предметно-пространственной среде. Эта перемена связана с переходом от «детского» творчества к «взрослому» — с институализацией.


С одной стороны, легко предположить, что годы учебы в Полиграфическом институте на отделении книжной графики (1932–1938) были для Никиты лишь корректирующим опытом. Графическими техниками (главным образом, ксилографией) он и до поступления владел в совершенстве, про книгу как организм все понимал; и учили его, кроме отца, тоже знакомые люди, друзья семьи — Павел Павлинов, Константин Истомин, Михаил Родионов. Но с другой стороны, это означало полную перемену контекста: гениальный ребенок, чье творчество воспринималось, так сказать, в собственном соку, теперь оказывался «молодым советским художником» — представителем «нового, правильного поколения», которому предъявлялся и новый канон, учитывающий требования времени. От книжной иллюстрации в тридцатые годы ожидали повествовательной подробности и пространственной заполненности — чтобы графическая картинка не отличалась от живописной, чтобы белое поле бумаги было целиком забито предметной материей. Минимализм и свобода почерка не поощрялись. Если раньше Фаворский творил как хотел и его ничего не сдерживало, то теперь ему предстояла системная социализация.


Previous



Next
1 / 3
Никита Фаворский. Золоченые лбы. Иллюстрация к «Сказкам» Бориса Шергина. 1939 год
© Архив семьи художника
2 / 3
Никита Фаворский. Данило и Ненила. Иллюстрация к «Сказкам» Бориса Шергина. 1939 год
© Архив семьи художника
3 / 3
Никита Фаворский. Варвара Ивановна. Иллюстрация к «Сказкам» Бориса Шергина. 1939 год
© Архив семьи художника
Полосные гравюрные иллюстрации к «Капитанской дочке» выполнены плотной штриховкой, поле листа, как полагается, предметно освоено — без пустот и лакун. Однако неизданные гравюры к «Сказкам» Бориса Шергина совсем другие, очень «фаворские» — лаконичные, весело-изобретательные, с игрой черного и белого. Такое впечатление, что прокламируемые правила советского искусства были Никите интересны, и к решению новых задач он подходил с обычной основательностью и спокойным любопытством. Трудно сказать, насколько своими и обязательными стали бы для него эти нормы и как развивался бы его талант, потому что началась война.


Война


Никита Фаворский. 1938 год
© Архив семьи художника
Никита Фаворский не подлежал призыву из-за порока сердца, но как доброволец был зачислен в московское ополчение. В 1941 году оттуда почти никто не вышел живым. В его письмах с фронта сквозит его всегдашняя спокойная созерцательность. 2 сентября 1941 года он писал однокурснице Александре Биль: «Cтрашно не то, что могут убить (хотя и это имеет значение для меня), а то, как сумеешь повести себя в трудных обстоятельствах. Ну это как Бог даст, я не унываю. <…> Пишу в шалаше на соломе, погода пасмурная, ветер шумит в елях, дождь, вечереет».


«Помню его счастливую, светлую улыбку, с которой он прощался с нами, уходя на войну, — вспоминает родственница Фаворских Нина Симонович-Ефимова. — Никита подошел ко мне около нашего садика… протянул весело руку — я посмотрела на него и вдруг увидела поразительное лицо. <…> Hа губах была веселая и добрая улыбка, точно он жалел всех, кто остается, кто не идет воевать. И юмор был в этой улыбке — как сверкают в бокале шампанского пузырики, веселыми струями поднимаясь вверх».


Previous



Next
1 / 2
Никита Фаворский. Концовка главы «Вожатый». Иллюстрация к «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. 1938 год
© Архив семьи художника
2 / 2
Никита Фаворский. Автопортрет на лыжах. 1923–1924 годы
© Архив семьи художника
Среди иллюстраций к «Капитанской дочке» есть концовка «Вожатый», одна из лучших ксилографий Никиты: человек в высокой шапке с трудом пробирается через игольчатую штриховую метель. Как ни странно, этот образ неожиданно сопрягается с совсем детским автопортретом, выполненным пером. На нем изображен задумчивый мальчик-лыжник «в лохматой черкесской шапке, в солнечный день ранней весны прочищающий палкой путь ручейку талой воды»;

.


Источники
Коровай И. О гравюре В. А. Фаворского «Семья за самоваром» («Чудо пятое»). Иллюстрация. М., 1988.
Никита Фаворский. Каталог выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина. М., 1991.
Фаворские Никита и Иван. Каталог. М., 2005.


\\


https://arzamas.academy/mag/719-favorsky


\\\\\\\\\


аворский Никита Владимирович (1915 - 1941) - русский художник-гравер.


В семейном архиве Фаворских сохранились иллюстрации четырехлетнего Никиты Фаворского к "Сказке о царе Салтане" Пушкина.
В 1938 г. он окончил Московский полиграфический институт, где дипломной его работой стала серия гравюр на дереве к "Капитанской дочке".
Эти иллюстрации вместе с иллюстрациями отца, В.А.Фаворского, были изданы уже после смерти талантливого художника.
("А.С.Пушкин в русской и советской иллюстрации", т.1, М., "Книга", 1987, с.110).


В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны Никита Владимирович Фаворский погиб на фронте. Было ему двадцать шесть лет.
По состоянию здоровья он был освобожден от воинской повинности, но ушел добровольцем в ополчение
в самые тяжелые для Москвы, для его Родины дни.


Первопубликация гравюр Н.Фаворского - в издании повести на английском языке (М., 1954).



Это эскизы для книги, выполненные двадцатилетним Никитой, студентом полиграфа


https://sergej-manit.livejournal.com/344825.html


\\\\\\\\\\\\\\\





Другие статьи в литературном дневнике: