***

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Газета "Вперед" г. Сергиев Посад от 18 июня 1998 года.



" ПАТРИАРХ "


" Нам всем не хватает простодушия,


чтобы делать искусство".


Шопенгауэр.



Николай Иванович переживал, что после открытия его выставки накануне Дня города люди как-то рано разошлись по своим делам и картины остались без зрителей. Напрасно! На следующий день, 7 июня, в Конном дворе, случился аншлаг, если это слово применимо к изобразительной выставке. На Барченкова было паломничество! Нет сомнения, что к этим картинам "не зарастет народная тропа" во все месяцы экспонирования.


"Патриарх"- промелькнуло в одном альбоме. Барченков – первый, если не единствеенный из наших художников, кто по праву и легко несет свой звучный титул.


На вернисаже 6 июня народный художник России, почетный член итальянской Академии художеств, почетный гражданин Сергиево Посада, один из создателей Сергиево Посадской организации союза художников помещался с супругой Людмилой Николаевной в старинных креслах абрамцевской школы (сам – в фондовом "кресле Ивана Грозного"- музей может щегольнуть такими "мелочами"). Цветов было столько, что их просто клали вповалку на пол. В ворохе не затерялся букетик сирени - знаменитой сирени Барченкова. Играли классику ХХ века.


" Этот автор не нуждается в комментариях. Оценка его творчества давно всем известна, оно заслужило самых высоких похвал, - сказал глава района В.Д. Гончаров. - Его патриотизм - в любви к месту, где живешь, к своему краю, притом патриотизм не абстрактный, а тот, что материализуется в дела".


Председатель областного Комитета по культуре С.В. Гужаев обещал поддержать выпуск каталога выставки.


Директор музея К.В. Бобков напомнил, что именно выставкой Барченкова открылся пять лет назад "Конный двор". Назвал настоящую экспозицию совместным "подарком художника и музея городу к его Дню".


Заведующая отделом музея, создатель экспозиции Е. Куценко привела цифры: развешены 90 картин и еще несколько десятков произведений, главным образом, графика и наброски, выставлены в витринах. Экспозиция охватывает более чем полувековой период - с 1943 года по конец 90-х. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж.


* * *


Говори о чем захочешь, лишь бы только


О БАРЧЕНКОВЕ


Елена Куценко, искусствовед: Николай Барченков - художник, которого знают с детства. Вначале планировали выставить вещи из собрания музея - у нас хранятся лучшие полотна Николая Ивановича. Но когда побывали в мастерской, увидели совершенно потрясающие этюды, зарисовки - богатейший рабочий материал, который позволил написать многие знаменитые картины, - решили, что это надо обязательно показать, ибо в них дух времени. Искренность, с какой это написано, просто поражает! Многие вещи зрители видят впервые. Я знаю, что Николаю Ивановичу выставка понравилась.



Валерий СЕКРЕТ, художник: Николай Барченков всегда делал то, во что верил. У его живописи неповторимое качество, которое нельзя выразить словами. Надо смотреть и чувствовать ее обаяние. Кировская улица Барченкова - это образ всего Посада, всей России. Я хотел бы, чтобы лучшие вещи мастера остались у нас в городе.



Михаил ГЛИНКИН, искусствовед: У него от матери целеустремленная любовь к городу, к России, к семье. Эти краеугольные камни обеспечили его успех как художника. Барченков шел не по пустому месту, его предшественники в изображении города - Юон, Соколов.


Я хотел бы сказать о его маме, ведь, сегодня родительская суббота. Мы все ее любили. Зимой 41-го года, когда войска шли на Дмитров, дом Барченковых был открыт, самовар со стола не убирался. Это мама. Это был и остается гостеприимный дом, открытый для всех.



Анатолий ВЛАСОВ, художник: У Барченкова - филигранная точность в передаче чувств. Ощущения от каждой картины разные - признак того, что цель решена. Те же сюжеты, что в каждом салоне: пейзажи, домики, цветы. Но в салоне имитация, а здесь искусство, потому что картины поражают чувства и душу.


Суриков говорил, что хорошая работа проверяется на расстоянии. Отходишь, а она "работает". У Барченкова любая вещь на удалении держится, не проигрывает, потому что в ней не только изобразительная, но художественная правда. Рембрандта иногда называют великим абстракционистом: там найдено каждое пятно, издали и видны только пятна, но это же и есть абстрактность! Тот же эффект наблюдаем у Барченкова - признак большого искусства.



Владимир ПЕТРОВ, художник: Он сохранил традиции великих реалистов ХIХ века, в этом его заслуга. Не потерял язык и метод. Утрата основ очень опасна.



Иван САНДЫРЕВ, заслуженный художник России: Барченков - художник со счастливой судьбой. Он не мучился над темой - остался верен городу - не искал форму. Барченков созерцает этот мир. Мы чуть моложе. Если раньше художник сидел в цирке и наблюдал жизнь, то в 60-е годы он вышел на арену, стал участником жизни…



Николай Бухонов, педагог: Николай Иванович - продолжатель традиции реалистической московской школы живописи. Отсюда - выбор натуры, любовь к изображаемому, особая эмоциональная теплота.



Николай БЕЛЯЕВ, заслуженный художник России: Я пришел на выставку раньше всех и вошел сюда как в храм искусства. Знаю его хорошо с 36-го года и все равно не перестаю удивляться таланту, который содержится в каждой работе!


Когда я вернулся с фронта без руки, на костылях, когда не было никаких перспектив, он встретил меня и сказал: "Коля, работай". Если бы не он, меня бы, может быть, и не было, честно!..



Людмила БАРЧЕНКОВА, супруга мастера: Он труженик большой. Бывало, летом я еще сплю, а он встанет в 4 утра, глядишь, уже с этюдом идет.



Николай БАРЧЕНКОВ: Вы спрашиваете, что главное в жизни? Возможность сказать.



Игорь Борисов.





Другие статьи в литературном дневнике: