Сергиевская загорская роспись с выжиганиемСЕРГИЕВСКАЯ (ЗАГОРСКАЯ) РОСПИСЬ С ВЫЖИГАНИЕМ История создания В XIX в. в Англии появился термин «пирография», так называли выжигание по дереву, впрочем само выжигание существовало задолго до появления этого термина. В XVII в.выжигание по дереву было широко известно в Европе, а в XIX в. с изобретением специальных аппаратов это ремесло получило более широкое развитие. Деревянные предметы, украшенные выжиганием, появились и в России. В 1891 году в Сергиевом Посаде были созданы учебные мастерские и Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. С 1902 года заведующим их был Владимир Иванович Соколов, а подчинялись мастерские Кустарному музею во главе с Сергеем Тимофеевичем Морозовым. В Кустарном музее каждую неделю собирался художественный совет, на котором обсуждали новые идеи, утверждали новые разработки и рассматривали образцы. Однажды на одном из еженедельных совещаний Морозов посетовал, что «французские шкатулки заполонили всю Москву», и призвал художников-кустарей создать что-то подобное, но безусловно лучше. Разработку поручили Владимиру Соколову. Безусловно лучшее Согласно сохранившимся воспоминаниям, Владимир Иванович сам говорил, что начальные идеи он взял с украшенных русских прялок из Русского музея. Это были контуры орнаментов, заполненные разноцветной и золотой краской, наподобие северных — борецких, пижемских, мезенских. Помимо этого художник стал использовать собственные пейзажные зарисовки с видами Сергиево-Посадских улочек и Троице-Сергиевой лавры. Он изображал разные времена года и при этом ловко использовал контрасты и эффект деревянного фона. Нарядно и красиво получалась зима с белоснежными крышами и чёрными контурами деревьев. Осень изображалась на почти незакрашенном фоне желтоватого дерева. Не менее красиво выглядели лето и весна. Сергиевская роспись Это были яйца, игрушки для детей, ёлочные игрушки, разнообразные шкатулки, декор мебели и предметы быта. Фантазии художников, казалось, не было границ. Стиль новой росписи назвали «соколовский». На выставках в Петербурге, Париже, Льеже, Милане, Лейпциге изделия с «соколовской» росписью получали медали и почетные дипломы. Шли годы. После революции 1917 г. многое стало меняться. Кустарей объединили в артель «Кустарь-художник», созданную ещё в 1910 г., но продолжившую работу. Спрос на изделия с выжиганием оставался. После закрытия артели производство продолжилось на Загорской фабрике игрушек №1. По прежнему выпускались красивые шкатулки с пейзажами в «соколовской» технике, матрёшки и детские игрушки. В наше время художественное мастерство сергиевской росписи с выжиганием продолжает существовать. Небольшой ассортимент шкатулок с выжиганием выпускается всё там же, на «фабрике №1», которая теперь называется ООО«Художественные изделия и игрушки». Традиции «соколовской» росписи продолжают опытные художники в мастерской В.А. Шведова. Мастера, сотрудничающие с мастерской Шведова, в совершенстве владеют техникой росписи с выжиганием, примером тому работы В.В. Бакулиной. Где купить Магазин «Русские ремесла» — интернет-магазин, где вы можете заказать изделия русских народных художественных промыслов 24/7/365. Мы вам позвоним или напишем, уточним заказ и договоримся о доставке. Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0. https://ru.russianarts.online/crafts/131999-sergievskaya-zagorskaya-rospis-s-vyzhiganiem/
Конкретно термин известен со времён викторианской эпохи в Англии (1837—1901),но выжигание человек использовал уже в 700 г. до н.э. В XVII веке рисование выжиганием широко применялось в Европе. Украшали в основном предметы быта, деревянную посуду, мебель. Для этого использовали раскалённые металлические стержни. Позднее придумали выжигательные аппараты на газу или на спирту, а так же на керосине. Такими аппаратами пользовались поначалу и в Сергиевом Посаде. Переняли этот метод украшения и в Полховском Майдане, где одно время наводили контур с помощью выжигательного аппарата, а затем перешли на обводку (наводку) тушью. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ МОРОЗОВ, СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
Учился сначала в Строгановском училище, а затем окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его учителями были Исаак Левитан, Василий Поленов, Валентин Серов. Уже во время учебы он принимал участие в учебных выставках, а затем и в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, выставках Московского общества любителей художеств, Галерее Лемерсье и многих других. В первой выставке участвовал в 1899 году. К началу 1900-х годов Соколов был уже признанным художником, участник многих выставок, обладатель премий и призов. Земская учебная мастерская По просьбе мецената С. Т. Морозова Соколов стал руководить мастерскими народных ремесел в Сергиевом Посаде и остался в этом городе до конца жизни. Он заведовал учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства с 1903 по 1920 годы. Владимир Иванович , помимо живописи, самостоятельно освоил техники литографии и ксилографии. Он много рисовал Сергиев Посад, сохранилось немало работ с пейзажами города. Город, с его кустарными промыслами, впечатлил художника, он писал: Вещи кустарей были оригинальны, цветисты, примитивны, и редкий богомолец не нес из Посада коня или куклу, свисток или ложку Ему приходилось много работать в качестве администратора: закупать древесину, следить за просушкой, принимать работы от местных кустарей, распределять заказы. Каждую неделю Сергей Морозов собирал совещания в кустарном музее, где обсуждались и утверждались новые изделия и Владимиру Ивановичу приходилось ездить туда. Кроме того, он отвечал за расчеты с мастерами и наблюдал за работой школы рисования. На одном из таких заседаний было принято решение разработать создание сувениров, украшенных росписью с выжиганием. За разработку эскизов взялся Соколов. Роспись с выжиганием Он использовал собственные пейзажные зарисовки, а так же орнаменты с северных прялок из Русского музея. Особенно эффектно получались белые крыши, покрытые снегом, нарисованные яркой белой краской. Так же, при раскрашивании орнаментов использовали золотую краску. Перчаточница с рисунком В.И. Соколова. Перемены в жизни Владимир Иванович стал всё больше времени уделять собственному творчеству. В конце войны, в 1916 году Соколов много общался с художником И.Н. Павловым, который писал про Соколова: Живопись Соколова, ученика Левитана и Переплетчикова, – писал Павлов, – полная лиризма и глубокого понимания пейзажа, крепко запала в мое сознание, и я многому в ней учился в смысле постижения поэзии отдельных уголков природы. Павлов убедил Соколова заняться гравюрой, правда не сразу. Ему удалось продемонстрировать художнику как смотрится его рисунок в литографии и уже через год Владимир Иванович серьёзно начал трудиться над своими литографиями. В 1917 году он издал первый альбом «Троице-Сергиева лавра». Работы поразили знатоков своей чёткостью и аккуратностью. Об альбоме литографий Соколова «Сергиев Посад» Сергей Глаголь писал во вступительной статье: Владимир Иванович Соколов не историк и не архитектор, и потому не ищите в его рисунках ни главнейших достопримечательностей Лавры, ни ее наиболее ценных исторических или религиозных памятников. Не их он хочет показать в своем альбоме, – он только художник, чуткий к красотам родной старины, и вот он точно подошел к вам и зовет пойти с ним сделать прогулку по Лавре, Посаду и окрестностям. Пойдемте, – зовет он, я покажу вам, какая здесь повсюду красота, и сколько в красоте этой родного искусства. Соколов увлекся также линогравюрой, брал уроки у И.Н. Павлова. Сергиев посад, картина. Нижнетагильский музей изобразительных искусств. В 1941 году Соколов тяжело заболел и был надолго прикован к постели. Умер в 1946 году в Загорске. Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. ФОТОГАЛЕРЕЯ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ РАБОТЫ ХУДОЖНИКА «Осень в Сергиевом Посаде. Первый снег» (1915) Его произведения хранятся в ГТГ, Художественно-педагогическом музее игрушки РАО, СПГИХМЗ. Некоторые живописные работы имеются в музеях Иркутска («Покинутая усадьба», 1900), Нижнего Тагила («У ворот», 1904). ИНТЕРЕСНО Город Сергиев-Посад Сергиевская маховая резьба Музей игрушки (Сергиев Посад) РЕКЛАМА
https://ru.russianarts.online/people/131833-xudozhnik-sokolov-vladimir-ivanovich/ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ СЕРГИЕВСКАЯ МАХОВАЯ РЕЗЬБА https://ru.russianarts.online/crafts/23570-sergievskaya-maxovaya-rezba/ Немного истории Ведучка, неизвестный мастер Барыня в кокошнике Офицер, вид сбоку О маховой резьбе Барыня и офицер, XVIII в Офицер Период забвения Игрушка-развод, Александр Варганов Старец, авт. Александр Варганов Где купить? Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0. ФОТОГАЛЕРЕЯ Восстановил русскую маховую резьбу, а на ее основе — некогда знаменитую сергиевскую игрушку, старобогородскую скульптуру-игрушку и православную резную икону, а также создал круглую уникальную православную скульптуру. Делает также традиционные сергиевские игрушки из папье-маше. Варганов — одаренный скульптор, он не просто воссоздает старинные фигурки, художник обладает своим собственным стилем. Прекрасно чувствует фактуру дерева, использует ее виртуозно. Его игрушки живые и динамичные. Свой стиль Александр Варганов почти в шутку называет "кубизмом". \\\ Варганов — одаренный скульптор, он не просто воссоздает старинные фигурки, художник обладает своим собственным стилем. Прекрасно чувствует фактуру дерева, использует ее виртуозно. Его игрушки живые и динамичные. Свой стиль Александр Варганов почти в шутку называет "кубизмом". \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ТЕХНИКА РЕЗЬБЫ Нет никаких эскизов, мастер как бы сливается в работе с ощущением дерева. «С маху», одним острым ножом, режет фигурку, почти не обрабатывая её, лишь придавая форму деревянному чурбачку. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ РАДИЦИИ СО ВРЕМЁН ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ Из истории известно, что первые поселения вокруг Сергиева монастыря славились народными промыслами — деревянной резьбой и изготовлением игрушек. \\\\\\\\\\\\\\
Экспонат из Музея игрушки, Сергиев Посад Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия. 1979 CPA 4967.jpg1,21 МБ Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде. Резчик за работой Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом. «Сажают деревце» В советский период, мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы. «Каша из топора», музей Богородской фабрики Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны. «Рождённая бурей», автор Бадаев Н.Н. Медведь - один из символов села Богородское При фабрике создан Музей Богородского Промысла, где собрана большая коллекция работ старинных и современных мастеров, работавших на фабрике. ГДЕ КУПИТЬ? Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0. ФОТОГАЛЕРЕЯ ПРЕДАНИЕ Раз муж стал собираться на базар и говорит: "Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам". "Ауку" купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться "богородской". Татыга Это было еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой. Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра. И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда. Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью. Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь "потешный" промысел. ДАТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны. Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков. ШЕДЕВРЫ КУСТАРНЫЙ МУЗЕЙ В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков. «ПЛАН» И «ВАЛ» С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия "художественная промышленность", "план", "вал" и другие абсолютно чуждые понятия. ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛА Наиболее известна игрушка "Кузнецы", обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка. ИНТЕРЕСНО ПО ТЕМЕ Ярослав Аршинов Александр Варганов Кружок декоративной резьбы по дереву Я.В. Аршинова Музей богородской резьбы О МАТЕРИАЛЕ Осина РЕКЛАМА
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ МУЗЕЙ БОГОРОДСКОЙ РЕЗЬБЫ История «Барышня и гусар» «Лиса и журавль» Подчасник «Медвежата с бочкой» Экспонаты размещены в двух залах: первый экспонирует более старые игрушки работы первых мастеров (ХХ век); Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0. ФОТОГАЛЕРЕЯ
© Copyright: Раиса Бобрешова, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|