Сергиевская загорская роспись с выжиганием

Раиса Бобрешова: литературный дневник

СЕРГИЕВСКАЯ (ЗАГОРСКАЯ) РОСПИСЬ С ВЫЖИГАНИЕМ
Роспись по дереву с выжиганием, созданная в Сергиево-посадской художественно-столярной мастерской в начале XX в.


История создания
Как часто бывает в мире ремёсел, к созданию чего-то нового мастера может подтолкнуть чья-то чужая идея, но на её основе создаётся совершенно новое начинание.


В XIX в. в Англии появился термин «пирография», так называли выжигание по дереву, впрочем само выжигание существовало задолго до появления этого термина.


В XVII в.выжигание по дереву было широко известно в Европе, а в XIX в. с изобретением специальных аппаратов это ремесло получило более широкое развитие. Деревянные предметы, украшенные выжиганием, появились и в России.


В 1891 году в Сергиевом Посаде были созданы учебные мастерские и Художественно-столярная мастерская Московского губернского земства. С 1902 года заведующим их был Владимир Иванович Соколов, а подчинялись мастерские Кустарному музею во главе с Сергеем Тимофеевичем Морозовым.


В Кустарном музее каждую неделю собирался художественный совет, на котором обсуждали новые идеи, утверждали новые разработки и рассматривали образцы.


Однажды на одном из еженедельных совещаний Морозов посетовал, что «французские шкатулки заполонили всю Москву», и призвал художников-кустарей создать что-то подобное, но безусловно лучше. Разработку поручили Владимиру Соколову.


Безусловно лучшее
Владимир Иванович Соколов — профессиональный художник, живописец и график. Работая над созданием нового стиля, он понимал, что, во-первых, нужен русский стиль, узнаваемый сразу; во-вторых, роспись нужно сделать несложной в исполнении, чтобы мастеровые могли быстро обучиться и приступить к производству.


Согласно сохранившимся воспоминаниям, Владимир Иванович сам говорил, что начальные идеи он взял с украшенных русских прялок из Русского музея. Это были контуры орнаментов, заполненные разноцветной и золотой краской, наподобие северных — борецких, пижемских, мезенских.


Помимо этого художник стал использовать собственные пейзажные зарисовки с видами Сергиево-Посадских улочек и Троице-Сергиевой лавры. Он изображал разные времена года и при этом ловко использовал контрасты и эффект деревянного фона.


Нарядно и красиво получалась зима с белоснежными крышами и чёрными контурами деревьев. Осень изображалась на почти незакрашенном фоне желтоватого дерева. Не менее красиво выглядели лето и весна.


Сергиевская роспись
Вскоре уже можно было с уверенностью сказать, что роспись удалась. Были обучены мастера, и мастерская стала производить множество разнообразных товаров, украшенных росписью с выжиганием, на которые возник немалый спрос.


Это были яйца, игрушки для детей, ёлочные игрушки, разнообразные шкатулки, декор мебели и предметы быта. Фантазии художников, казалось, не было границ.


Стиль новой росписи назвали «соколовский». На выставках в Петербурге, Париже, Льеже, Милане, Лейпциге изделия с «соколовской» росписью получали медали и почетные дипломы.


Шли годы. После революции 1917 г. многое стало меняться. Кустарей объединили в артель «Кустарь-художник», созданную ещё в 1910 г., но продолжившую работу. Спрос на изделия с выжиганием оставался.


После закрытия артели производство продолжилось на Загорской фабрике игрушек №1. По прежнему выпускались красивые шкатулки с пейзажами в «соколовской» технике, матрёшки и детские игрушки.


В наше время художественное мастерство сергиевской росписи с выжиганием продолжает существовать. Небольшой ассортимент шкатулок с выжиганием выпускается всё там же, на «фабрике №1», которая теперь называется ООО«Художественные изделия и игрушки». Традиции «соколовской» росписи продолжают опытные художники в мастерской В.А. Шведова.


Мастера, сотрудничающие с мастерской Шведова, в совершенстве владеют техникой росписи с выжиганием, примером тому работы В.В. Бакулиной.


Где купить
Купить изделия, декорированные сергиевской росписью с выжиганием в «соколовских» традициях, можно в интернет-магазине «Русские ремёсла»


Магазин «Русские ремесла» — интернет-магазин, где вы можете заказать изделия русских народных художественных промыслов 24/7/365. Мы вам позвоним или напишем, уточним заказ и договоримся о доставке.


Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.
Фото: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.


https://ru.russianarts.online/crafts/131999-sergievskaya-zagorskaya-rospis-s-vyzhiganiem/



\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\



ПИРОГРАФИЯ
Искусство выжигания по дереву называется пирографией. Слово образовалось от греческих терминов: «пиро» — огонь и «графия» — письмо, писать.


Конкретно термин известен со времён викторианской эпохи в Англии (1837—1901),но выжигание человек использовал уже в 700 г. до н.э.


В XVII веке рисование выжиганием широко применялось в Европе. Украшали в основном предметы быта, деревянную посуду, мебель. Для этого использовали раскалённые металлические стержни.


Позднее придумали выжигательные аппараты на газу или на спирту, а так же на керосине. Такими аппаратами пользовались поначалу и в Сергиевом Посаде. Переняли этот метод украшения и в Полховском Майдане, где одно время наводили контур с помощью выжигательного аппарата, а затем перешли на обводку (наводку) тушью.


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


МОРОЗОВ, СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
Он положил начало коллекции Кустарного музея и впоследствии стал его попечителем



\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\



ХУДОЖНИК СОКОЛОВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ
Русский художник, работал в области декоративно-прикладного искусства и создал стиль «роспись с выжиганием»


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\



Путь к известности
Владимир Иванович родился в Рыбинском уезде Ярославской губернии в крестьянской семье. Брат, Василий Иванович, тоже художник, резчик по дереву.


Учился сначала в Строгановском училище, а затем окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где его учителями были Исаак Левитан, Василий Поленов, Валентин Серов.


Уже во время учебы он принимал участие в учебных выставках, а затем и в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, выставках Московского общества любителей художеств, Галерее Лемерсье и многих других.


В первой выставке участвовал в 1899 году. К началу 1900-х годов Соколов был уже признанным художником, участник многих выставок, обладатель премий и призов.


Земская учебная мастерская
В 1902 году В.И. Соколов познакомился с С.Т. Морозовым, попечителем кустарных промыслов Московского губернского земства.


По просьбе мецената С. Т. Морозова Соколов стал руководить мастерскими народных ремесел в Сергиевом Посаде и остался в этом городе до конца жизни.


Он заведовал учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства с 1903 по 1920 годы. Владимир Иванович , помимо живописи, самостоятельно освоил техники литографии и ксилографии. Он много рисовал Сергиев Посад, сохранилось немало работ с пейзажами города.


Город, с его кустарными промыслами, впечатлил художника, он писал:


Вещи кустарей были оригинальны, цветисты, примитивны, и редкий богомолец не нес из Посада коня или куклу, свисток или ложку


Ему приходилось много работать в качестве администратора: закупать древесину, следить за просушкой, принимать работы от местных кустарей, распределять заказы.


Каждую неделю Сергей Морозов собирал совещания в кустарном музее, где обсуждались и утверждались новые изделия и Владимиру Ивановичу приходилось ездить туда. Кроме того, он отвечал за расчеты с мастерами и наблюдал за работой школы рисования.


На одном из таких заседаний было принято решение разработать создание сувениров, украшенных росписью с выжиганием. За разработку эскизов взялся Соколов.


Роспись с выжиганием
Владимир Соколов создал эскизы для росписи произведений декоративно-прикладного искусства в так называемом «соколовском стиле», сочетающем на дереве выжигание контуров с раскрашиванием.


Он использовал собственные пейзажные зарисовки, а так же орнаменты с северных прялок из Русского музея. Особенно эффектно получались белые крыши, покрытые снегом, нарисованные яркой белой краской. Так же, при раскрашивании орнаментов использовали золотую краску.


Перчаточница с рисунком В.И. Соколова.
Сохранить Перчаточница с рисунком В.И. Соколова.
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Главной целью Соколова было создание простой, и при этом красивой росписи, доступной для кустарей, не имеющих художественного образования. Ему это удалось и вскоре начали выпуск шкатулок, игрушек, сувениров, елочных игрушек и пасхальных яиц.


Перемены в жизни
В 1914 году началась Первая мировая война. Производство кустарных художественных изделий было прервано, а кустарям пришлось изготавливать костыли и мебель для госпиталей.


Владимир Иванович стал всё больше времени уделять собственному творчеству. В конце войны, в 1916 году Соколов много общался с художником И.Н. Павловым, который писал про Соколова:


Живопись Соколова, ученика Левитана и Переплетчикова, – писал Павлов, – полная лиризма и глубокого понимания пейзажа, крепко запала в мое сознание, и я многому в ней учился в смысле постижения поэзии отдельных уголков природы.


Павлов убедил Соколова заняться гравюрой, правда не сразу. Ему удалось продемонстрировать художнику как смотрится его рисунок в литографии и уже через год Владимир Иванович серьёзно начал трудиться над своими литографиями. В 1917 году он издал первый альбом «Троице-Сергиева лавра». Работы поразили знатоков своей чёткостью и аккуратностью.


Об альбоме литографий Соколова «Сергиев Посад» Сергей Глаголь писал во вступительной статье:


Владимир Иванович Соколов не историк и не архитектор, и потому не ищите в его рисунках ни главнейших достопримечательностей Лавры, ни ее наиболее ценных исторических или религиозных памятников.


Не их он хочет показать в своем альбоме, – он только художник, чуткий к красотам родной старины, и вот он точно подошел к вам и зовет пойти с ним сделать прогулку по Лавре, Посаду и окрестностям. Пойдемте, – зовет он, я покажу вам, какая здесь повсюду красота, и сколько в красоте этой родного искусства.


Соколов увлекся также линогравюрой, брал уроки у И.Н. Павлова.


Сергиев посад, картина. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Сохранить Сергиев посад, картина. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В.И. Соколов, CC BY-SA 3.0
В 1920-х годах Соколов возглавляет комиссию по охране памятников старины, работает в Сергиевском историко-художественном музее помощником хранителя. В этот период он учавствует в создании ряда выставок: художественной, кустарной, архитектурной, шитья и тканей XIX века, а также кабинета гравюр.


В 1941 году Соколов тяжело заболел и был надолго прикован к постели. Умер в 1946 году в Загорске.


Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.


ФОТОГАЛЕРЕЯ
Годы жизни: 1872-1946


ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Владимир Иванович Соколов


РАБОТЫ ХУДОЖНИКА
В.И. Соколов автор ряда произведений, связанных с Сергиевым Посадом:


«Осень в Сергиевом Посаде. Первый снег» (1915)
«Революционный парад в Сергиевом Посаде. Февраль. 1917»
«Загорск в 1942» (1942)
ксилография: «Постройка памятника В. И. Ленину в Загорске в 1925 году».
альбомы: «Сергиев Посад» (1917, цветная литография), «Сергиев» (1921, линогравюра) и другие.
В 1927 году Соколов создал иллюстрированный путеводитель по Сергиевскому историко-художественному музею. Автор около 50 экслибрисов в технике ксилографии.


Его произведения хранятся в ГТГ, Художественно-педагогическом музее игрушки РАО, СПГИХМЗ. Некоторые живописные работы имеются в музеях Иркутска («Покинутая усадьба», 1900), Нижнего Тагила («У ворот», 1904).


ИНТЕРЕСНО
Морозов, Сергей Тимофеевич
МОРОЗОВ, СЕРГЕЙ ТИМОФЕЕВИЧ
Он положил начало коллекции Кустарного музея и впоследствии стал его попечителем


Город Сергиев-Посад
ГОРОД СЕРГИЕВ-ПОСАД
Город в Подмосковье, ставший центром многих ремёсел


Сергиевская маховая резьба
СЕРГИЕВСКАЯ МАХОВАЯ РЕЗЬБА
По преданию, родоначальником стиля сергиевской резьбы, является преподобный Сергий Радонежский


Музей игрушки (Сергиев Посад)
МУЗЕЙ ИГРУШКИ (СЕРГИЕВ ПОСАД)
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Художественно-педагогический музей игрушки», расположенный в Сергиевом Посаде


РЕКЛАМА



Информация о сайте
Оферта Условия использования


https://ru.russianarts.online/people/131833-xudozhnik-sokolov-vladimir-ivanovich/


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


СЕРГИЕВСКАЯ МАХОВАЯ РЕЗЬБА
По преданию, родоначальником стиля сергиевской резьбы является преподобный Сергий Радонежский


https://ru.russianarts.online/crafts/23570-sergievskaya-maxovaya-rezba/


Немного истории
Художественный промысел резьбы по дереву, существовавший в Сергиевом Посаде со времён прп. Сергия Радонежского, известен теперь лишь немногим специалистам. Эта техника почти забыта. Почти нет мастеров, которые ею владеют.


Ведучка, неизвестный мастер
Сохранить Ведучка, неизвестный мастер
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Изначально в Сергиево-Посадской Свято-Троицкой Лавре, монахи начали резать кресты, иконки, иконостасы. Археологи до сих пор находят резные предметы, относящиеся к XIV–XV вв.


Барыня в кокошнике
Сохранить Барыня в кокошнике
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
По одной из версий, активное изготовление резных фигурок началось в середине XVIII века. Тогда, как известно, в России в моду вошёл саксонский фарфор. Основная тематика саксонских фигурок — барышня и кавалер, была настолько популярна, что Сергиево-Посадские резчики быстро реализовали её в своих работах.


Офицер, вид сбоку
Сохранить Офицер, вид сбоку
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
В вотчине монастыря, селе Богородское, фигурки резали, а «красилка» была в г. Сергиев Посад. Это были в основном, большие и маленькие фигурки, изображающие парочки — гусар и барышня, а также монахов и солдатиков.


О маховой резьбе
Материалом для резных игрушек служит мягкая, податливая древесина ольхи, липы, осины. По традиции, богородские резчики всегда работали без эскизов и набросков, «с маху» — отсюда второе название богородской резьбы — маховая.


Барыня и офицер, XVIII в
Сохранить Барыня и офицер, XVIII в
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Один из композиционных приемов богородской резьбы — резьба из трехгранного чурбака, получаемого при раскалывании полена. При резьбе основным инструментом мастера-резчика является острый нож своеобразной формы, получивший название богородского ножа.


Офицер
Сохранить Офицер
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0
Фигурки могут быть не раскрашены, но в основном раскрашиваются. По традиции их «левкасили» — покрывали левкасом, специальным составом, который используют в иконописи.


Период забвения
После прихода к власти большевиков, в Сергиевом Посаде и Лавре многое изменилось. Активно уничтожалось всё, что могло напомнить о «барской» жизни. Отныне, «барышня и гусар», а с ними и фигурки монахов стали под идеологическим запретом.


Игрушка-развод, Александр Варганов
Сохранить Игрушка-развод, Александр Варганов
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Вот так, фактически уничтожали целую культуру маховой резьбы, взявшую начало от Сергия Радонежского.


Старец, авт. Александр Варганов
Сохранить Старец, авт. Александр Варганов
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
И всё же, как вид, сохранилась и развилась богородская резьба, но она отличается от маховой. Такая резьба более гладкая, в работе мастер использует несколько другие методы. Можно сказать, что в том виде, который знаком нам сейчас, богородская резьба утратила свою аутентичность.


Где купить?
Посмотреть, выбрать и приобрести изделия сергиевской маховой резьбы можно в интернет-магазине «Русские ремёсла».


Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 4.0.
Фото: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.


ФОТОГАЛЕРЕЯ
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
выдающийся мастер богородской и сергиевской резьбы.


Восстановил русскую маховую резьбу, а на ее основе — некогда знаменитую сергиевскую игрушку, старобогородскую скульптуру-игрушку и православную резную икону, а также создал круглую уникальную православную скульптуру.


Делает также традиционные сергиевские игрушки из папье-маше.


Варганов — одаренный скульптор, он не просто воссоздает старинные фигурки, художник обладает своим собственным стилем. Прекрасно чувствует фактуру дерева, использует ее виртуозно. Его игрушки живые и динамичные. Свой стиль Александр Варганов почти в шутку называет "кубизмом".


\\\



Варганов — одаренный скульптор, он не просто воссоздает старинные фигурки, художник обладает своим собственным стилем. Прекрасно чувствует фактуру дерева, использует ее виртуозно. Его игрушки живые и динамичные. Свой стиль Александр Варганов почти в шутку называет "кубизмом".


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


ТЕХНИКА РЕЗЬБЫ
Берётся чурбак дерева мягких пород. Раскалывается по волокнам, вдоль. Затем резчик приступает к резьбе.


Нет никаких эскизов, мастер как бы сливается в работе с ощущением дерева.


«С маху», одним острым ножом, режет фигурку, почти не обрабатывая её, лишь придавая форму деревянному чурбачку.


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


РАДИЦИИ СО ВРЕМЁН ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
По преданию, игумен Сергий искусно вырезал деревянные игрушки, заложив традицию дарить их детям, приходившим с родителями на богомолье.


Из истории известно, что первые поселения вокруг Сергиева монастыря славились народными промыслами — деревянной резьбой и изготовлением игрушек.


\\\\\\\\\\\\\\



БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА
Изготовление резных фигурок из дерева в посёлке Богородское



https://ru.russianarts.online/crafts/612-bogorodskaya-rezba/



Немного истории
Сергиев Посад и его окрестности издавна считались историческим центром игрушечного дела в России. Иногда его называли «русской игрушечной столицей» или «столицей игрушечного царства».


Экспонат из Музея игрушки, Сергиев Посад
Сохранить Экспонат из Музея игрушки, Сергиев Посад
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Самым знаменитым стало село Богородское, расположенное приблизительно в 29 километрах от Сергиева Посада. Игрушечные промыслы Сергиева Посада и села Богородского специалисты называют двумя ветвями на одном стволе.


Действительно промыслы имеют общие корни: традиции древней столпообразной пластики и школы объемной, рельефной резьбы по дереву при Троице-Сергиевой Лавре, известной с XV столетия.


1979 CPA 4967.jpg1,21 МБ
Сохранить 1979 марка
И. Мартынов, Н. Черкасов, CC BY-SA 3.0
Сперва промысел представлял собой типичное крестьянское производство. Изделия изготовлялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны, то есть когда наступал перерыв в сельскохозяйственных работах.


Долгое время богородские резчики находились в прямой зависимости от Сергиевского промысла, работая непосредственно по заказам сергиевских скупщиков и изготавливая, в основном, так называемый «серый» товар, который окончательно отделывали и раскрашивали в Сергиевом Посаде.


Резчик за работой
Сохранить Резчик за работой
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Промысел возник в сугубо крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры — посадским. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший на себе влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников — живописцев.


Следующий этап развития игрушечного дела в Богородском связан с деятельностью в этой области Московского губернского земства в 1890—1900 годах. В 1891 году в Сергиевом Посаде организуется учебно-показательная мастерская, объединившая в себе функции научно-исследовательского и учебного заведений, а также осуществлявшая сбыт игрушек в России и за рубежом.


«Сажают деревце»
Сохранить «Сажают деревце»
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
В 1913 году в Богородском была организована артель. Это помогло богородчанам приобрести экономическую независимость от сергиевских скупщиков.


В советский период, мастерам называли темы, чуждые крестьянской природе и народному пониманию красоты. В Богородском реакцией на идеологический прессинг стало развитие сказочной темы.


«Каша из топора», музей Богородской фабрики
Сохранить «Каша из топора», музей Богородской фабрики
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Условность богородской резьбы как нельзя лучше способствовала выражению необычного в сказке, созданию ярких и запоминающихся образов.


Историческая тема в эти годы значительно сузилась, локализовалась. В первую очередь в ней нашли отражение события Великой Отечественной войны.


«Рождённая бурей», автор Бадаев Н.Н.
Сохранить «Рождённая бурей», автор Бадаев Н.Н.
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Богородская резьба в наше время
В селе Богородское и сейчас продолжают развивать традиционную резьбу. Все желающие могут обучаться в Богородском художественно-промышленном техникуме. Это старейшее учебное заведение, сохраняющее русские национальные традиции резьбы.


Медведь - один из символов села Богородское
Сохранить Медведь — один из символов села Богородское
Eugeny1988, CC BY-SA 3.0
С 1960 года в посёлке работает ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву». К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности: участок резной белой игрушки, участок скульптуры, участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи, участок смешанных стилей и направлений, в основном щепная и крашеная игрушка, матрешка. С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.


При фабрике создан Музей Богородского Промысла, где собрана большая коллекция работ старинных и современных мастеров, работавших на фабрике.


ГДЕ КУПИТЬ?
Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».


Статья подготовлена по материалам: Wikipedia, CC BY-SA 3.0.
Фото: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.


ФОТОГАЛЕРЕЯ
ГДЕ КУПИТЬ?
Посмотреть, выбрать и приобрести изделия Богородской резьбы можно в интернет-магазине «РУССКИЕ РЕМЁСЛА».


ПРЕДАНИЕ
Аука
По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить малых детей. Вырезала она из чурбачка фигурку "ауку". Дети порадовались, поиграли и забросили "ауку" на печь.


Раз муж стал собираться на базар и говорит: "Возьму-ка я „ауку“ да и покажу на базаре торгашам". "Ауку" купили и еще заказали. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском. И стала она называться "богородской".


Татыга
Но есть и другая версия, другая легенда, в которой — главный герой Татыга, глухонемой мастер.


Это было еще в четырнадцатом веке... Жил в те времена великий русский подвижник Сергий Радонежский, который благословил московского князя Дмитрия перед знаменитой Куликовской битвой.


Жил он в монашеском уединении и полюбил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь — Троице-Сергиева лавра.


И повелась у монахов лавры традиция изготовления поделок для детей. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без игрушек. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». Об этом рассказывает легенда.


Другая легенда говорит нам т об иной отправной точке в истории посадских игрушек. По преданию, в Сергиевом Посаде жил глухонемой мастер по прозвищу Татыга, который однажды вырезал куклу из липы и продал ее для украшения в лавку купца, что торговал у стен монастыря кушаками, рукавицами и прочей надобностью.


Скоро на куклу нашелся покупатель. Тогда предприимчивый торговец сделал Татыге заказ на резные деревянные куклы, а тот сообразил, что дело выгодное, стал набирать учеников из посадских детей. Ремесло это переняли другие мастеровитые жители, и начался здесь "потешный" промысел.


ДАТА ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Реальную дату возникновения промысла определить достаточно сложно. Долгое время большинство исследователей считали, что уже с XVII века в Богородском занимались объемной резьбой по дереву.


Основанием для таких утверждений служили дворцовые книги царя Алексея Михайловича, где говорится о покупке игрушек для царских детей по дороге в Троице-Сергиев монастырь. Но эти сведения не точны.


Считается что самые ранние из сохранившихся произведений богородского промысла датируются началом XIX века. Вероятнее всего, правомерным будет отнести зарождение резной богородской игрушки к XVII—XVIII векам, а становление промысла к концу XVIII — началу XIX веков.


ШЕДЕВРЫ
Уже на первоначальном этапе становления богородского промысла стали появляться произведения, считающиеся шедеврами народного искусства, среди которых: "Пастушок", ставший своеобразной богородской классикой, львы со львятами, собаки со щенками.


КУСТАРНЫЙ МУЗЕЙ
В Москве, при поддержке С. Т. Морозова, был открыт Московский Кустарный музей. Фактически это было целое движение, возрождающее и поддерживающее в угасавшем народном искусстве национальную основу.


В развитии богородского промысла значительную роль сыграли такие деятели земства и художники как Н. Д. Бартрам, В. И. Боруцкий, И. И. Овешков.


«ПЛАН» И «ВАЛ»
Одной из самых трагических дат в истории богородского промысла можно назвать 1960 год, когда была ликвидирована традиционная для художественных промыслов артельная организация труда и заменена фабричной.


С этого времени начинает медленно умирать промысел, а на смену ему приходят понятия "художественная промышленность", "план", "вал" и другие абсолютно чуждые понятия.


ОСОБЕННОСТИ ПРОМЫСЛА
Богородская резьба выполняется при помощи специального "богородского" ножа ("щучка"). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек.


Наиболее известна игрушка "Кузнецы", обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой, по некоторым данным, превышает 300 лет, стала символом, как богородского промысла, так и самого Богородского, войдя в герб посёлка.


ИНТЕРЕСНО ПО ТЕМЕ
Сергиевская маховая резьба
СЕРГИЕВСКАЯ МАХОВАЯ РЕЗЬБА
По преданию, родоначальником стиля сергиевской резьбы, является преподобный Сергий Радонежский


Ярослав Аршинов
ЯРОСЛАВ АРШИНОВ
Мастер, продолжающий и развивающий традиции богородской резьбы


Александр Варганов
АЛЕКСАНДР ВАРГАНОВ
Он восстановил великую русскую маховую резьбу, а на её основе — некогда знаменитую сергиевскую игрушку


Кружок декоративной резьбы по дереву Я.В. Аршинова
КРУЖОК ДЕКОРАТИВНОЙ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ Я.В. АРШИНОВА
Руководитель кружка Ярослав Валентинович Аршинов, известный богородский резчик


Музей богородской резьбы
МУЗЕЙ БОГОРОДСКОЙ РЕЗЬБЫ
Здесь собраны лучшие образцы резьбы богородских резчиков


О МАТЕРИАЛЕ
Липа
ЛИПА
Это уникальное дерево, которое можно использовать полностью, без остатка, поэтому так много ремёсел, где оно используется


Осина
ОСИНА
Легка в обработке, не боится влаги, имеет светлый тон, — одним словом, любима ремесленниками-деревянщиками


РЕКЛАМА



Информация о сайте


\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\


МУЗЕЙ БОГОРОДСКОЙ РЕЗЬБЫ
Здесь собраны лучшие образцы резьбы богородских резчиков
https://ru.russianarts.online/attractions/67796-muzej-bogorodskoj-rezby/


История
История Музея богородской резьбы тесно связана с историей Богородской фабрики. В XVII веке, когда была создана артель «Богородский резчик», лучшие образцы изделий стали собирать, чтобы потом была возможность повторить, или показать ученикам, или заказ принять. Таким образом формировалось собрание образцов для внутреннего пользования.


«Барышня и гусар»
Сохранить «Барышня и гусар»
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Артель «Богородский резчик» стала профессионально-технической школой и «ассортиментный кабинет» открыли для всех с целью передачи накопленного опыта в сфере художественной резьбы по дереву и обучения молодых мастеров.


«Лиса и журавль»
Сохранить «Лиса и журавль»
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Датой создания официального музея принято считать начало 1980-х годов, когда фабрика расширилась, была введена в эксплуатацию её основное здание. В период этих изменений было определено место для выставки фабричной продукции, представленной более, чем 3 000 экспонатов.


Подчасник «Медвежата с бочкой»
Сохранить Подчасник «Медвежата с бочкой»
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
Экспозиция музея
В музее можно познакомиться с историей возникновения промысла, с основными приемами и стадиями резьбы богородских резчиков.


Экспонаты размещены в двух залах:


первый экспонирует более старые игрушки работы первых мастеров (ХХ век);
во втором — изделия, сделанные современными мастерами в период с 2000 г.
«Три богатыря», мастер Лазнев Г.Н.
Сохранить «Три богатыря», мастер Лазнев Г.Н.
Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0
В музейной экспозиции представлены старинные фигурки авторов: Чушкина А. Я., Пронина А. А., Зинина Л. А., сохранившиеся до наших дней, а также современные работы: «Крестьянский двор», «Чаепитие» авт. Польский И. М.; «Буренка», «Лихой ямщик» авт. Глущенков О.В.; «Будни», «Во поле береза стояла» авт. Паутов С. А.; «Карусель» авт. Михайлов О. И.; «Три богатыря» авт. Лазнев Г. А.


Статья подготовлена по материалам: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.
Фото: Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0.


ФОТОГАЛЕРЕЯ





Другие статьи в литературном дневнике: