Союз Художников России. Сергиев Посад.

Раиса Бобрешова: литературный дневник

«Магнитом» назвал Сергиевскую землю в одном из своих стихотворений талантливый местный поэт А.Ф. Чиков. Это определение, как нельзя лучше характеризует то качество нашего края, которое заставляло многих художников России возвращаться сюда, оставаться, переезжать навсегда… Магнетизм, необычайная притягательность, которой обладает город и его окрестности уже не раз служили предметом обсуждения…


Сегодня речь пойдет о местной художественной жизни, которая формировалась теми, кто испытал на себе притяжение Сергиева Посада, кто создавал на этой земле свои произведения, кто сплачивал творческие силы в единую организацию.


Среди отделений Союза художников России — Сергиево-Посадское — несомненно, занимает одно из ведущих мест, как по численности, так и творческой устремлённости художественного коллектива.
Свой юбилей оно встретило в сложное для Родины время. Перемены в российской жизни повлияли на художественную культуру города, на творчество местных мастеров искусства. Однако ничто не властно разрушить один из самобытных родников изобразительного искусства на Сергиевской земле.


Её историческое прошлое знаменательно многими событиями, связанными с многовековыми традициями России, сложными и противоречивыми, трагическими и героическими перекрёстками судеб русского народа. Культурные корни здесь вплетены в духовную мощь исторического прошлого Родины. И сегодня дарование выдающихся сергиевопосадцев неизменно вызывает восторженные отклики среди любителей искусства.


Особой притягательностью обладал Сергиевский посад для мастеров отечественного искусства.

Одни видели в нём воплощение могучего русского духа и русского менталитета, другие ценили его как своеобразную книгу истории искусства, которую можно как бы перелистывать, переходя от памятника к памятнику, третьи открывали в своих работах особый поэтический смысл этого провинциального подмосковного города.

Здесь ещё одной своей гранью раскрылся мощный полифонический талант К.Ф. Юона. Многократно запечатлённые на его полотнах, Троице-Сергиева Лавра и Сергиевский посад, предстают перед сегодняшними зрителями не как величайшие и величественные архитектурные комплексы, а как поэтические метафоры прошлого.


Навсегда останется в памяти однажды увиденный небольшой «прозрачный» холст «Купола и ласточки». Неоднократно повторенные сюжеты: «Лавра с Блинной горы», «К Троице», «Уголок Сергиевского посада», «Внутренний вид лавры» сложились у художника в целый графический альбом, уникальный экземпляр которого с авторской раскраской хранится в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника. Там же находится и небольшое полотно с изображением внутреннего лаврского дворика.


М.В. Нестеров бывал здесь, пожалуй, не меньше К.Ф. Юона. Глубокая религиозность и острота восприятия исторических сюжетов, умение как бы приблизить прошлое, материализовать его в зримых образах, позволили мастеру создать поистине великие произведения. И в этом художественном процессе Сергиевский посад, как арена многих значительных событий русской истории, был для него незаменимым. «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия», «Философы», «Под благовест», «Пустынник» — вот далеко не полный перечень полотен, замысел которых и эскизы к которым делались в посаде и его окрестностях. Останавливаясь в гостинице Черниговского скита или на Вифанке у «бабы Бизяихи», он слал в Москву родным письма, полные любви к этим местам, в которых, например, есть такие строки: «Вот я и снова под Москвой, у «Сергия». Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество.


Сегодня видел оригинал ёлочки для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой стройной. Правда за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно».

А потом, он вновь и вновь, как заколдованный, возвращался сюда. Существуют предания, что юного Варфоломея он писал с больной девочки, встреченной им в деревне Хомяково, пейзаж для этого полотна — в Радонеже, а изображения о. Павла Флоренского и Булгакова для «Философов» — в саду дома на Дворянской улице. Именно в Посаде возник замысел ещё одного известного произведения М.В. Нестерова — «За приворотным зельем» и были сделаны его эскизы.


Если К.Ф. Юон и М.В. Нестеров, влюблённые в это место неоднократно бывали здесь и до, и после революционных бурь, то Б.М. Кустодиев оказался здесь всего один раз 12-15 апреля 1912 г., когда перед ним обозначилась проблема написания заказанного ему автопортрета для галереи Уффици.


Хорошо понимая, что такими заказами не пренебрегают, он, по-видимому, долго размышлял над тем, как подать миру свой образ. Решение пришло неожиданно, когда художник оказался в Сергиевском посаде.
«Автопортрет на фоне Красной башни» (имеется в виду Пятницкая, которая в ту пору имела красную расцветку) достойно представил художника в сокровищнице мирового искусства.


Меньше десятка русских мастеров удостоились этой чести быть принятыми в галерее автопортретов Уффици, и среди них — прекрасный русский живописец Б.М. Кустодиев. В 1893 г. и В.И. Суриков написал в Посаде свою акварель «У Троицы», о которой со слов дочери художника А.В. Кончаловской, вспоминал П.И. Нерадовский.

Кстати, последний также несколько лет провел в Загорске: впервые — с 1943 г., когда благодаря И.Э. Грабарю он был приглашен возглавить Загорский филиал Центральной художественно-реставрационной мастерской. Одновременно он заведовал одним из отделов Историко-художественного музея-заповедника. В обширных фондах музея он тогда обратил внимание на портрет царицы Прасковьи Фёдоровны и определил его как работу Ивана Никитина.


С 1950 г. он работал на экспериментально-строительной площадке Академии архитектуры СССР, занимаясь изучением и реставрацией памятников Троице-Сергиевой лавры. Среди повседневных дел он всегда находил время для творчества. В Загорске им было написано много портретов, пейзажей, натюрмортов, видов архитектурных ансамблей. Свои произведения он показывал на выставках, проходивших в Загорске.

Значителен вклад в русское искусство выдающегося отечественного художника-графика В.А. Фаворского, прожившего в нашем городе два десятилетия своей жизни с 1919 по 1939 гг. Эти годы сложились для художника в отдельную главу его жизни. Здесь родились его дети, здесь жили его друзья М.М. Пришвин, П.А. Флоренский, здесь у Фаворских бывало много гостей. Часто посещали своего профессора ученики М.И. Пиков и А.Д. Гончаров, приезжали Эль Лисицкий, Л.А. Бруни, П.Я. Павлинов, П.Д. Эттингер, А.Д. Чегодаев.


В Сергиеве часто бывали художники И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова. После одного из таких приездов Нина Яковлевна написала: «Я ездила в Загорск на три дня. Никогда не дышала таким ароматным воздухом. Должна была вернуться сегодня утром, но всё пропускала и пропускала поезда и оставалась…».


Виртуозная ксилография В.А. Фаворского «Сергиев Посад» (1919 г.), отмеченная авторским отношением к городу, навсегда вошла в сокровищницу отечественной графики. В ней, одной из первых послереволюционных гравюр художника, «круто и упруго нарезанной, колокольня и древние купола, гордо парящие над взрытой землей, воспринимаются как образ старой России, двинувшейся на всех парусах в далёкое неведомое плавание». (Е.Б. Мурина). Недаром В.А. Фаворский, придавая такое большое значение архитектурному образу лавры, замечал, что «хорошая архитектура заменяет природу». «Мы оценили верность этого замечания, — писала его жена М.В. Фаворская, — прожили в стенах Сергиевского Кремля три с половиной года и не скучали по природе… Вся эта прекрасная старинная архитектура менялась от времени года, от часов дня или ночи, от освещения, от погоды…».

А.И. Лактионов, создал в Загорске целый ряд своих произведений, в том числе, одно из знаковых полотен XX в. — «Письмо с фронта». «Я с моей большой семьей жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушек, а впоследствии устроена большая келья». Именно здесь в сводчатом помещении стены изобразил себя художник в кругу своей семьи (1945 г.).

Многие старожилы города сохранили воспоминания о тогдашнем быте художника в Загорске. Да и сам он вспоминал: «До получения заказа на картину «Письмо с фронта» и успеха её на выставке жить с семьей мне было довольно трудно… Я был одинок, у меня не было мастерской, жил с семьей в плохой квартире. И всё же, несмотря на эти трудности, я не падал духом, верил в искусство, беззаветно любил его и знал, что иду по верному пути».

С 1944 по 1952 гг. ежегодно подолгу бывал в Загорске А.А. Осмёркин, бывший «в плену загорских очарований». Там он нашёл неповторимую гармонию русской архитектуры и пейзажа, которая удовлетворяла его стремление к анализу и давала простор для поэтических откровений в живописи» (В.К. Тетерин).

Уже во время войны приехала впервые в Загорск Т.А.Маврина и написала: «В 41-м году среди чудесной Загорской пестроты и красоты (несмотря на войну, ведь всё равно, на зло всему на свете башни стояли ярко-розовые, старинные храмы — умопомрачительно прекрасные)». А затем, из года в год возвращалась художница в наш город, чтобы запечатлеть мгновения его жизни в многочисленных ярких акварелях, гуашах, рисунках. Загорск занял в её искусстве особое место, он дал ей творческий импульс для самого пристального и любовного изучения русской архитектуры.


Характерно также, что многие загорские акварели художницы стали для неё ещё и источником иллюстраций к сказкам. Так, например, образ города в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина возник из акварели «Белые облака над Загорском» (1944 г.).


Привлекал Т.А. Маврину и хлопотливый Загорский быт. В этих графических листах город предстаёт живым, праздничным, реальным. Изображая старое и новое в облике города как единый цельный образ, она показывает, что красота старой русской архитектуры совершенно органично входит в повседневную жизнь.



Здесь в Посаде начинали свою творческую биографию и его уроженцы: С.И. Вашков — художник прикладного искусства и художественный критик, главный редактор журнала церковного искусства «Светильник» и художественный руководитель фирмы братьев Оловянишниковых; а также академик живописи А.А. Киселёв — участник Абрамцевского художественного кружка, друг и сподвижник В.Д.Поленова.


Велико творческое наследие резчиков: А.А. Рыжова, И.С. Хрустачёва, В.П. Ворноскова, народного скульптора С.М. Чуракова — родоначальников династий известных деятелей культуры, среди которых: художники В.И. и Н.И.Хрустачёвы, народные мастера И.А. Рыжов (старший), И.А. Рыжов (младший), К.А., И.К, Н.И. Рыжовы, реставраторы С.С. Чураков и Е.С. Чуракова, художник-керамист И.С. Чураков, тонкий лиричный художник-график М.С.Чуракова.

Р.Р. Фальк, А.И. Архипов, А.В. Лентулов, Н.Н. Дубовской, П.Я. Павлинов, В.Н. Чулович, Э.Я. Выржиковский, В.Н. Корбаков, К.Н. Бритов, В.Г. Кокурин, В.Е. Попков, В.П. Полотнов — разве можно даже перечесть всех, кто оставил свой след в художественной истории Сергиева Посада и в творческой судьбе которых оставил свой неизгладимый след Сергиев Посад…


Живые нити времени связывают сегодня творчество современных сергиевских художников с реалистическими традициями русского искусства XIX и начала XX вв. Наглядным примером тому явились художественные выставки, которые были устроены в Сергиевском посаде, основанным здесь Троице-Сергиевским художественным обществом. Они сыграли большую роль в оживлении творческой жизни уездного города. Первая из них открылась 30 марта 1914 г., последующие прошли в 1915, 1916 и 1917 гг.

Общество было утверждено властями 26 марта 1914 г. В опубликованном в 1915 г. его Уставе записано: «Настоящая надпись сделана согласно ст. 24 Высочайше утвержденного 4 марта 1906 г. Мнения Государственного Совета в удостоверение того, что Троице-Сергиевское Художественное Общество в Сергиевском Посаде на основании определения Московского Губернского по делам об обществах Присутствия внесено в реестр обществ Московской губернии по №290. Марта 26 дня 1914 г. И. д. Губернатора Вице-губернатор А. Устинов. Непременный Член Присутствия Муравьёв, заведующий делопроизводством Присутствия Куницкий».

Указанные в Уставе цели и задачи Общества не потеряли своей актуальности и по сегодняшний день:
«а) объединение на почве служения чистому и прикладному искусству, интересующихся художественной литературой, музыкой, живописью, ваянием, графическими искусствами, кустарным делом и другими отраслями художественного знания; б) проведение искусств, как важных факторов культуры страны, в общественную жизнь».

Произведения, представленные на выставках Сергиевского общества, посвящались главным образом Подмосковью. В них воспевалась красота русской природы, памятники древнерусского зодчества и, в первую очередь, Троице-Сергиевой лавры. В ряде работ этого времени встречаются редкие жанровые сцены из жизни современников.
Под влиянием таких выставок стало сплачиваться местное художественное сообщество, включившее в себя около двух десятков мастеров.


К участию в экспозициях привлекались художественные силы Москвы, Ярославля, Ростова. Выставки повлияли и на становление и развитие преподавания изобразительного искусства в учебных заведениях и студиях города. Это стало своеобразной формой приобщения учащейся молодежи к искусству.


Обучением занимались приехавшие в Сергиевский посад в начале XX в., братья В.И. и В.И. Соколовы, И.И. Овешков, В.И. Быстренин, В.П. Трофимов, уроженцы Сергиевского посада М.Н. и С.Н. Чумаковы, В.В. Рассказов. Наверное, многие старожилы города не раз с благодарностью вспоминали их, зародивших во многих душах фундаментальные жажду постижения прекрасного.
НравитсяПоказать список оценившихОтветить


Ещё в начале XX в. руководить Учебной игрушечной резной мастерской стал оказавшийся в Посаде в 1901 г. И.И. Овешков, а Художественно-столярной резной мастерской — ученик И.И. Левитана Вл.И. Соколов (в городе с 1902 г.).


Одним из организаторов земской учебной мастерской в деревне Богородской стал В.И. Быстренин, живший в Сергиевом посаде с 1913 г. С деятельностью учебных мастерских были связаны и Н.П. Яныченко, и, вышедшие из семей потомственных кустарей-резчиков, С.И. Пичугин и В.И. Хрустачёв.

Уникальный опыт в обучении рисованию и черчению приобрёл в школах города и в училище игрушки (ныне — Российский художественно-технический колледж игрушки) М.Н. Чумаков. Выходец из семьи сергиевских серебряников и иконописцев (его отец Н.И. Чумаков держал иконную лавку на Красногорской площади), он ещё до революции был заведующим художественно-ремесленной школой Министерства торговли и промышленности, а в советское время посвятил свой талант школьникам. Учебное пособие «Планы уроков по черчению в YII классе средней школы: Из опыта работы», изданное в 1953 г. — достойный венец его педагогической карьеры. Большое значение для художественной жизни города имело и образование филиала Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища, открытие которого состоялось в начале XX в. В 1909-1911 гг. его руководителем был бывший ученик этого училища, а затем его преподаватель В.П. Трофимов.


«Строгановку» окончило ещё несколько местных художников, в том числе уже упоминавшиеся, С.И. Вашков, С.Н. и М.Н. Чумаковы, а также В.Ф. Мей; Императорскую академию художеств — В.И. Быстренин, а С.И. Пичугин, М.В. Боскин, Вл.И. Соколов и Н.П. Яныченко — Московское училище живописи, ваяния и зодчества.



Таким образом, в первой половине 1910-х гг. в Сергиевском посаде сложился довольно многочисленный и профессиональный коллектив художников, основавших своё сообщество. Первым его председателем стал М.Н. Чумаков. Собрания членов Общества проходили в залах кинотеатра «Модерн» и Ремесленной школы на Московской улице, которые снимались специально для этих целей.


Там же проходили знаменитые «субботники» (1916-1917 гг.), на которых слушались доклады и выступления деятелей художественной культуры Сергиева Посада, Москвы и Петербурга, решались разнообразные проблемы творческой практики. Деятельность Общества, к сожалению, до настоящего времени ещё мало изучена.


Однако уже сейчас ясно, что это была первая организованная художественная группировка города, заложившая основы для дальнейших творческих объединений Сергиева Посада.

И тогда, на заре местной художественной жизни, и позже художники города не существовали изолировано от тех творческих процессов, которые проходили в стране в разные моменты её истории.


Стараясь включиться в строительство отечественной культуры, некоторые из них (В.Д.Дервиз, Вл.И. Соколов, В.И. Хрустачёв, М.В. Боскин), активно сотрудничали в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Под эгидой этой организации они устроили в помещении монастыря «Выставку архитектурных мотивов Лавры в картинах, рисунках и графике», которая стала первой весточкой возрождающейся художественной жизни города, на новом послереволюционном этапе развития. В её экспозицию вошли литографии учеников Первой государственной художественно-промышленной мастерской печатного дела. (Примечательно, что студенты работали в лавре как раз в момент пожара, который и запечатлели на своих листах).


Здесь же были работы В.Ф. Мея, Вл.И. и Вас.И. Соколовых, А.А. Кеслера, В.И. Хрустачёва.


Из публикаций мы узнаём, что также на выставке были представлены произведения М.В. Нестерова и К.Ф. Юона. Анализируя экспозицию, известный историк искусства Н.М. Щёкотов пишет: «Мы называем эту выставку первой, так как за ней должен последовать ряд других выставок, посвящённый искусству старых и новых времён.


Комиссия по охране Троице-Сергиевой лавры при поддержке музеев Наркомпроса, решила не ограничиться только выставкой тех коллекций древнерусского искусства, которыми богат Сергиевский музей, но поставила себе задачей также периодически устраивать выставки произведений искусства наших дней. Первая из подобных выставок посвящена лавре, её красочному облику и её особенной красоте многогранно отражавшейся в понимании разных художественных индивидуальностей».

Сохранился текст афиши этой выставки, в которой указано её название и местонахождение — помещение бывшей живописной мастерской в здании Казначейского корпуса, а также обозначен ряд фамилий участвовавших на ней художников.
Журналист В.И. Шатагин, посетивший экспозицию, переполнен впечатлениями: «Закоулками, через многочисленные двери пробираемся с гостеприимным Щёкотовым в бывший Казначейский корпус, — на выставку. Холодно. На белых щитах разбросаны прямоугольники, то ярких, ковровых, то серых пятен.

Первый направо — Мей. Наш. Молодой, хороший, красочный, любящий, тонко чувствующий и мастерски умеющий трактовать свою любовь — Лавру. Василий Соколов просится в дорогую книгу иллюстраций. Хорош осенний Хрустачёв. Архитектор Кессель (правильно — «Кеслер» — А.Г.) изумителен своим пером — великолепный гравер…».



«От молодёжи мы ждём нового, истинно народного искусства», — замечает здесь же Н.М. Щёкотов. Из его статьи известно, что Комиссией предполагалось устройство и других, не менее интересных художественных экспозиций. Например, «следующую, вторую выставку предполагается посвятить произведениям Кончаловского, Машкова, Лентулова, т.е. той группе живописцев, которая является в наши дни вершиной в области художественного творчества».
К сожалению, она не состоялась. Однако одному из художников, работавших в Комиссии — Вл.И. Соколову удалось создать экспозиции двух выставок древнего искусства, устроенных в 1921 г.


Но интерес к современному искусству не угасает. Например, 7 ноября этого же года Комиссия открывает выставку произведений художника Р. Тер-Аракеляна «Революция в жизни и красках». В декабре 1923-январе 1924 гг. — проводит выставку картин членов художественной студии — следующую после выставки 1920 г. экспозицию объединившую и представившую зрителям произведения местных художников.Воодушевлённые первыми успехами, сергиевские живописцы делают попытку воссоздания художественного общества, подав 7 июня 1923 г. заявление на регистрацию («Приходил ко мне Аммосов и мы вкупе с Дервизом подали заявление о внесении кружка местных художников в Сергиевский Всерабис».
Однако 14 июля был получен отказ («в Рабисе получили афронт. Предложено подавать заявление в Рабпрос. Вечером в моей комнате состоялось собрание экспонентов (8 человек) и постановили подать заявление в Рабпрос о восстановлении общества Сергиевских художников» (Е.И. Столица).

Благодаря скупым строчкам из дневника художника наполняется биением жизни сухая хроника художественной жизни 1920-х гг. «Я встретился с Аммосовым в булочной и затащил его к себе. В эту субботу (25 ноября 1923 г. — А.Г.) в три часа дня мы решили созвать повестками общее собрание Сергиевских художников, для того, чтобы получить подписи на протоколе собрания и представить его вместе с проектом Художественного общества в Сергиевский отдел. Собрание состоится в архитектурном отделе музея (против квартиры Дервиза). Помещение это любезно предоставил нам новый комиссар музея Захаров, к которому я с Аммосовым обратились с просьбой», — продолжает Е.И.Столица.


Первая выставка картин общества открылась 25 декабря 1923 г. На ней главенствовали члены художественной студии при Доме Профсоюзов**. Среди экспонентов, академик живописи Е.И. Столица выделил С.А. Осташкина: «Побывал сегодня на выставке «студийцев», среди которых выделяются работы 16-летнего Осташкина, хорошего рисовальщика и колориста… Из него может выйти серьезный художник».


Мастерскую Е.И. Столицы, которая находилась в Казначейском корпусе келий лавры, часто посещали молодые художники, приносившие ему свои работы. Стареющий и часто недомогавший художник, всё же находил возможность и время (он работал на должности реставратора в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры) беседовать с молодежью, стремясь передать ей свой богатый опыт. Большую пользу молодежи приносило и наблюдение за приемами работы маститого живописца, ученика А.И. Куинджи.


В мае следующего 1924 г. в Сергиеве была открыта выставка картин под названием «Клич» Сергиевского художественного общества.


В те сложнейшие годы организаторам удалось издать небольшой каталог, оставшийся зримым свидетельством их творческого подвига. Инициаторами этого нового объединения были всё те же студийцы Дома Профсоюзов — ученики В.Ф. Мея.


Выставка была открыта в помещении художественного музея в стенах Троице-Сергиевой лавры. Она отличалась как обилием имён художников (27 человек), так и разнообразием и числом произведений (280 экспонатов), из которых, по мнению современников, было немало удачных. Наибольшее внимание посетителей привлекали пейзажи Е.И. Столицы, картины и архитектурные проекты М.К. Аммосова, полотна В.Ф. Мея, акварели В.Д. Дервиза, картины и гравюры Вл.И. Соколова, рисунки А.А. Кеслера.


Рецензенты также отмечали работы В.А. Комаровского и Н.П. Яныченко как наиболее яркие проявления тенденций современной живописи.«Наша выставка, — писал Е.И. Столица, — посещается, главным образом, учащейся молодежью и экскурсантами из Москвы. Сейчас во дворе Лавры бродит одна из таких экскурсий (полсотни девиц) и, надо полагать, скуки ради забредёт на нашу выставку, благо, это стоит всего гривенник с человека.
Ещё ожидается экскурсия двухсот рабочих, которые состоят шефами местной военно-ветеринарной школы. Сегодня (25 мая — А.Г.) в местной газете «Плуг и молот» должна появиться рецензия о нашей выставке, которую собирается написать местный старожил Александров, бывший доцент Московского университета, редактор большой газеты «Русское слово» и других изданий… Мой моральный успех на выставке довольно большой; он был бы ещё больше, если бы сопровождался материальным успехом, но этого, к сожалению, пока нет. Ни одна работа на выставке не продана».


Выставка была открыта в Казначейском корпусе по соседству с мастерской Е.И. Столицы, поэтому ему проще, чем кому-либо было выполнять обязанности смотрителя и контролёра, о чём он тоже пишет в своих письмах. В экспозицию выставки он представил наибольшее количество произведений — 36. За небольшим исключением это были пейзажи, написанные в Сергиеве и его окрестностях.

Август 1924 г. художник проводит в с. Благовещенском, где создаёт этюд «Небо хмурится», с которого позже пишет картину с таким же названием, выставляя её на YIII выставке АХРР вместе с картиной «Зимняя лунная ночь», написанной по этюду, сделанному в д. Архарово близ Сергиева. Про эти работы ему написал в письме старинный друг и сокурсник по Академии художеств А.А. Рылов: «Обе твои картины («Небо хмурится» и «Зимняя лунная ночь») мне очень нравятся, не знаю которая лучше, пожалуй, первая, настолько она правдива».


\\\\


В далёкие семидесятые годы в Загорске существовала творческая мастерская, которая входила в состав областной организации художников.


Благодаря этому объединению художники получали государственные заказы и постоянно были обеспечены работой.


Художественная мастерская Сергиева Посада в начале девяностых отделилась от областной организации и вошла в состав Союза художников России.




Другие статьи в литературном дневнике: