Союз Художников России. Сергиев Посад.«Магнитом» назвал Сергиевскую землю в одном из своих стихотворений талантливый местный поэт А.Ф. Чиков. Это определение, как нельзя лучше характеризует то качество нашего края, которое заставляло многих художников России возвращаться сюда, оставаться, переезжать навсегда… Магнетизм, необычайная притягательность, которой обладает город и его окрестности уже не раз служили предметом обсуждения… Сегодня речь пойдет о местной художественной жизни, которая формировалась теми, кто испытал на себе притяжение Сергиева Посада, кто создавал на этой земле свои произведения, кто сплачивал творческие силы в единую организацию. Среди отделений Союза художников России — Сергиево-Посадское — несомненно, занимает одно из ведущих мест, как по численности, так и творческой устремлённости художественного коллектива. Её историческое прошлое знаменательно многими событиями, связанными с многовековыми традициями России, сложными и противоречивыми, трагическими и героическими перекрёстками судеб русского народа. Культурные корни здесь вплетены в духовную мощь исторического прошлого Родины. И сегодня дарование выдающихся сергиевопосадцев неизменно вызывает восторженные отклики среди любителей искусства. Особой притягательностью обладал Сергиевский посад для мастеров отечественного искусства. Навсегда останется в памяти однажды увиденный небольшой «прозрачный» холст «Купола и ласточки». Неоднократно повторенные сюжеты: «Лавра с Блинной горы», «К Троице», «Уголок Сергиевского посада», «Внутренний вид лавры» сложились у художника в целый графический альбом, уникальный экземпляр которого с авторской раскраской хранится в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника. Там же находится и небольшое полотно с изображением внутреннего лаврского дворика. М.В. Нестеров бывал здесь, пожалуй, не меньше К.Ф. Юона. Глубокая религиозность и острота восприятия исторических сюжетов, умение как бы приблизить прошлое, материализовать его в зримых образах, позволили мастеру создать поистине великие произведения. И в этом художественном процессе Сергиевский посад, как арена многих значительных событий русской истории, был для него незаменимым. «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Труды преподобного Сергия», «Философы», «Под благовест», «Пустынник» — вот далеко не полный перечень полотен, замысел которых и эскизы к которым делались в посаде и его окрестностях. Останавливаясь в гостинице Черниговского скита или на Вифанке у «бабы Бизяихи», он слал в Москву родным письма, полные любви к этим местам, в которых, например, есть такие строки: «Вот я и снова под Москвой, у «Сергия». Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество. Сегодня видел оригинал ёлочки для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой стройной. Правда за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно». Если К.Ф. Юон и М.В. Нестеров, влюблённые в это место неоднократно бывали здесь и до, и после революционных бурь, то Б.М. Кустодиев оказался здесь всего один раз 12-15 апреля 1912 г., когда перед ним обозначилась проблема написания заказанного ему автопортрета для галереи Уффици. Хорошо понимая, что такими заказами не пренебрегают, он, по-видимому, долго размышлял над тем, как подать миру свой образ. Решение пришло неожиданно, когда художник оказался в Сергиевском посаде. Меньше десятка русских мастеров удостоились этой чести быть принятыми в галерее автопортретов Уффици, и среди них — прекрасный русский живописец Б.М. Кустодиев. В 1893 г. и В.И. Суриков написал в Посаде свою акварель «У Троицы», о которой со слов дочери художника А.В. Кончаловской, вспоминал П.И. Нерадовский. С 1950 г. он работал на экспериментально-строительной площадке Академии архитектуры СССР, занимаясь изучением и реставрацией памятников Троице-Сергиевой лавры. Среди повседневных дел он всегда находил время для творчества. В Загорске им было написано много портретов, пейзажей, натюрмортов, видов архитектурных ансамблей. Свои произведения он показывал на выставках, проходивших в Загорске. В Сергиеве часто бывали художники И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова. После одного из таких приездов Нина Яковлевна написала: «Я ездила в Загорск на три дня. Никогда не дышала таким ароматным воздухом. Должна была вернуться сегодня утром, но всё пропускала и пропускала поезда и оставалась…». Виртуозная ксилография В.А. Фаворского «Сергиев Посад» (1919 г.), отмеченная авторским отношением к городу, навсегда вошла в сокровищницу отечественной графики. В ней, одной из первых послереволюционных гравюр художника, «круто и упруго нарезанной, колокольня и древние купола, гордо парящие над взрытой землей, воспринимаются как образ старой России, двинувшейся на всех парусах в далёкое неведомое плавание». (Е.Б. Мурина). Недаром В.А. Фаворский, придавая такое большое значение архитектурному образу лавры, замечал, что «хорошая архитектура заменяет природу». «Мы оценили верность этого замечания, — писала его жена М.В. Фаворская, — прожили в стенах Сергиевского Кремля три с половиной года и не скучали по природе… Вся эта прекрасная старинная архитектура менялась от времени года, от часов дня или ночи, от освещения, от погоды…». Характерно также, что многие загорские акварели художницы стали для неё ещё и источником иллюстраций к сказкам. Так, например, образ города в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина возник из акварели «Белые облака над Загорском» (1944 г.). Привлекал Т.А. Маврину и хлопотливый Загорский быт. В этих графических листах город предстаёт живым, праздничным, реальным. Изображая старое и новое в облике города как единый цельный образ, она показывает, что красота старой русской архитектуры совершенно органично входит в повседневную жизнь.
Велико творческое наследие резчиков: А.А. Рыжова, И.С. Хрустачёва, В.П. Ворноскова, народного скульптора С.М. Чуракова — родоначальников династий известных деятелей культуры, среди которых: художники В.И. и Н.И.Хрустачёвы, народные мастера И.А. Рыжов (старший), И.А. Рыжов (младший), К.А., И.К, Н.И. Рыжовы, реставраторы С.С. Чураков и Е.С. Чуракова, художник-керамист И.С. Чураков, тонкий лиричный художник-график М.С.Чуракова. Живые нити времени связывают сегодня творчество современных сергиевских художников с реалистическими традициями русского искусства XIX и начала XX вв. Наглядным примером тому явились художественные выставки, которые были устроены в Сергиевском посаде, основанным здесь Троице-Сергиевским художественным обществом. Они сыграли большую роль в оживлении творческой жизни уездного города. Первая из них открылась 30 марта 1914 г., последующие прошли в 1915, 1916 и 1917 гг. К участию в экспозициях привлекались художественные силы Москвы, Ярославля, Ростова. Выставки повлияли и на становление и развитие преподавания изобразительного искусства в учебных заведениях и студиях города. Это стало своеобразной формой приобщения учащейся молодежи к искусству. Обучением занимались приехавшие в Сергиевский посад в начале XX в., братья В.И. и В.И. Соколовы, И.И. Овешков, В.И. Быстренин, В.П. Трофимов, уроженцы Сергиевского посада М.Н. и С.Н. Чумаковы, В.В. Рассказов. Наверное, многие старожилы города не раз с благодарностью вспоминали их, зародивших во многих душах фундаментальные жажду постижения прекрасного. Ещё в начале XX в. руководить Учебной игрушечной резной мастерской стал оказавшийся в Посаде в 1901 г. И.И. Овешков, а Художественно-столярной резной мастерской — ученик И.И. Левитана Вл.И. Соколов (в городе с 1902 г.). Одним из организаторов земской учебной мастерской в деревне Богородской стал В.И. Быстренин, живший в Сергиевом посаде с 1913 г. С деятельностью учебных мастерских были связаны и Н.П. Яныченко, и, вышедшие из семей потомственных кустарей-резчиков, С.И. Пичугин и В.И. Хрустачёв. «Строгановку» окончило ещё несколько местных художников, в том числе уже упоминавшиеся, С.И. Вашков, С.Н. и М.Н. Чумаковы, а также В.Ф. Мей; Императорскую академию художеств — В.И. Быстренин, а С.И. Пичугин, М.В. Боскин, Вл.И. Соколов и Н.П. Яныченко — Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Там же проходили знаменитые «субботники» (1916-1917 гг.), на которых слушались доклады и выступления деятелей художественной культуры Сергиева Посада, Москвы и Петербурга, решались разнообразные проблемы творческой практики. Деятельность Общества, к сожалению, до настоящего времени ещё мало изучена. Однако уже сейчас ясно, что это была первая организованная художественная группировка города, заложившая основы для дальнейших творческих объединений Сергиева Посада. Стараясь включиться в строительство отечественной культуры, некоторые из них (В.Д.Дервиз, Вл.И. Соколов, В.И. Хрустачёв, М.В. Боскин), активно сотрудничали в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Под эгидой этой организации они устроили в помещении монастыря «Выставку архитектурных мотивов Лавры в картинах, рисунках и графике», которая стала первой весточкой возрождающейся художественной жизни города, на новом послереволюционном этапе развития. В её экспозицию вошли литографии учеников Первой государственной художественно-промышленной мастерской печатного дела. (Примечательно, что студенты работали в лавре как раз в момент пожара, который и запечатлели на своих листах). Здесь же были работы В.Ф. Мея, Вл.И. и Вас.И. Соколовых, А.А. Кеслера, В.И. Хрустачёва. Из публикаций мы узнаём, что также на выставке были представлены произведения М.В. Нестерова и К.Ф. Юона. Анализируя экспозицию, известный историк искусства Н.М. Щёкотов пишет: «Мы называем эту выставку первой, так как за ней должен последовать ряд других выставок, посвящённый искусству старых и новых времён. Комиссия по охране Троице-Сергиевой лавры при поддержке музеев Наркомпроса, решила не ограничиться только выставкой тех коллекций древнерусского искусства, которыми богат Сергиевский музей, но поставила себе задачей также периодически устраивать выставки произведений искусства наших дней. Первая из подобных выставок посвящена лавре, её красочному облику и её особенной красоте многогранно отражавшейся в понимании разных художественных индивидуальностей».
Но интерес к современному искусству не угасает. Например, 7 ноября этого же года Комиссия открывает выставку произведений художника Р. Тер-Аракеляна «Революция в жизни и красках». В декабре 1923-январе 1924 гг. — проводит выставку картин членов художественной студии — следующую после выставки 1920 г. экспозицию объединившую и представившую зрителям произведения местных художников.Воодушевлённые первыми успехами, сергиевские живописцы делают попытку воссоздания художественного общества, подав 7 июня 1923 г. заявление на регистрацию («Приходил ко мне Аммосов и мы вкупе с Дервизом подали заявление о внесении кружка местных художников в Сергиевский Всерабис». Первая выставка картин общества открылась 25 декабря 1923 г. На ней главенствовали члены художественной студии при Доме Профсоюзов**. Среди экспонентов, академик живописи Е.И. Столица выделил С.А. Осташкина: «Побывал сегодня на выставке «студийцев», среди которых выделяются работы 16-летнего Осташкина, хорошего рисовальщика и колориста… Из него может выйти серьезный художник». Мастерскую Е.И. Столицы, которая находилась в Казначейском корпусе келий лавры, часто посещали молодые художники, приносившие ему свои работы. Стареющий и часто недомогавший художник, всё же находил возможность и время (он работал на должности реставратора в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры) беседовать с молодежью, стремясь передать ей свой богатый опыт. Большую пользу молодежи приносило и наблюдение за приемами работы маститого живописца, ученика А.И. Куинджи. В мае следующего 1924 г. в Сергиеве была открыта выставка картин под названием «Клич» Сергиевского художественного общества. В те сложнейшие годы организаторам удалось издать небольшой каталог, оставшийся зримым свидетельством их творческого подвига. Инициаторами этого нового объединения были всё те же студийцы Дома Профсоюзов — ученики В.Ф. Мея. Выставка была открыта в помещении художественного музея в стенах Троице-Сергиевой лавры. Она отличалась как обилием имён художников (27 человек), так и разнообразием и числом произведений (280 экспонатов), из которых, по мнению современников, было немало удачных. Наибольшее внимание посетителей привлекали пейзажи Е.И. Столицы, картины и архитектурные проекты М.К. Аммосова, полотна В.Ф. Мея, акварели В.Д. Дервиза, картины и гравюры Вл.И. Соколова, рисунки А.А. Кеслера. Рецензенты также отмечали работы В.А. Комаровского и Н.П. Яныченко как наиболее яркие проявления тенденций современной живописи.«Наша выставка, — писал Е.И. Столица, — посещается, главным образом, учащейся молодежью и экскурсантами из Москвы. Сейчас во дворе Лавры бродит одна из таких экскурсий (полсотни девиц) и, надо полагать, скуки ради забредёт на нашу выставку, благо, это стоит всего гривенник с человека. Выставка была открыта в Казначейском корпусе по соседству с мастерской Е.И. Столицы, поэтому ему проще, чем кому-либо было выполнять обязанности смотрителя и контролёра, о чём он тоже пишет в своих письмах. В экспозицию выставки он представил наибольшее количество произведений — 36. За небольшим исключением это были пейзажи, написанные в Сергиеве и его окрестностях. \\\\ В далёкие семидесятые годы в Загорске существовала творческая мастерская, которая входила в состав областной организации художников. Благодаря этому объединению художники получали государственные заказы и постоянно были обеспечены работой. Художественная мастерская Сергиева Посада в начале девяностых отделилась от областной организации и вошла в состав Союза художников России.
© Copyright: Раиса Бобрешова, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|