Народной жемчужиной, называл Сергиев Посад Констан

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Художники Сергиева Посада
"Отчизны неслабеющий магнит"


Художники Сергиева Посада



Всякий, кто знает слово "сказка",


обязательно скажет про Загорск


Т.А.Маврина



У нас для писателя есть два прекраснейших


города: Питер и Сергиев.


М.М. Пришвин



«Народной жемчужиной», называл Сергиев Посад известный художник Константин Юон. «Городом художников» называют наш подмосковный древний Сергиев Посад. Живописные окрестности, древнейшая история архитектурных памятников ТСЛ создают особую благоприятную атмосферу для развития искусства. Гармоничное сочетание старинной архитектуры и природы, на фоне которых разворачиваются картины народной жизни, всегда привлекал, и будет еще очень долго собирать наш город художников.


На глазах менялся за прошедшие полвека облик города, но неизменной приметой встречался на его улицах человек с этюдником. Не одно поколение художников одарила вдохновением наша Сергиево-Посадская земля, красота нашей подмосковной природы.



Рассказывая детям о художниках Сергиева Посада, обязательно надо сказать детям о том, что в стенах Троице Сергиевой лавры работал прославленный в древней Руси иконописец Андрей Рублев. Роспись иконами Троицкого храма построенного в честь Сергия, поручили прославленным художникам-иконописцам того времени: Андрею Рублеву и Даниилу Черному. Легенда гласит, когда в древнем монастыре писались иконы, вся братия монастыря постилась и молилась. Только так могли явиться миру великие творения.


Знаменитая на весь мир икона Андрея Рублева «Троица» до сих пор хранится в Третьяковской галерее, а на ее месте выставлена удачная копия.




2


Сергиево-Посадская организация СХ России – один из самых крупных коллективов в Подмосковье, в который входит около 100 живописцев, графиков, мастеров декоративно-прикладного, народного искусства, художников-оформителей. Произведения многих из них представлены на выставках в стране и за рубежом, в коллекциях музеев и частных собраниях.



История СХ уходит в начало 20 века.


1917г. – Троице-Сергиевское художественное общество;
1925г. – Ассоциация художников революционной России;
В 1943г. – усилиями молодых живописцев Н.Беляева и Н.Барченкова было организовано Товарищество художников;
1991г. – самостоятельная организация СХ России;


При разнообразии стилей и приемов письма, индивидуальности манер и почерков, Сергиевские художники едины в воссоздании историко-культурного наследия.



С Сергиевым Посадом связано творчество народного художника РСФСР, Почетного гражданина Сергиево-Посадского района, народного художника РФ Николая Ивановича Барченкова – почетный член Итальянской академии искусств, основная тема работ художника – родной город старый и современный, исторические памятники, как величавые, немые свидетели ушедших исторических эпох Российского государства, вокруг которых продолжается жизнь. Народного художника России Максима Ивановича Смирнова, заслуженного художника России, Почетного гражданина Сергиево-Посадского района Николая Яковлевича Беляева, заслуженного художника РСФСР Ивана Тарасовича Сандырева.



В нашем городе раскрылся мощный талант Константина Федоровича Юона. Многократно запечатлённые на его полотнах, Троице-Сергиева Лавра и Сергиевский Посад, предстают перед сегодняшними зрителями не как величайшие и величественные архитектурные комплексы, а как поэтические метафоры прошлого. Навсегда останется в памяти однажды увиденный небольшой "прозрачный" холст "Купола и ласточки".


3


Неоднократно повторенные сюжеты:


"Лавра с Блинной горы",
"К Троице",
"Уголок Сергиевского посада",
"Внутренний вид лавры"
Все эти работы собрались у художника в целый графический альбом, уникальный экземпляр которого с авторской раскраской хранится в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника. Там же находится и небольшое полотно с изображением внутреннего лаврского дворика.



М.В. Нестеров бывал здесь, пожалуй, не меньше К.Ф. Юона. Глубокая религиозность и острота восприятия исторических сюжетов, умение как бы приблизить прошлое, материализовать его в зримых образах, позволили мастеру создать поистине великие произведения. И в этом художественном процессе Сергиевский Посад, как арена многих значительных событий русской истории, был для него незаменимым.


"Видение отроку Варфоломею",
"Юность преподобного Сергия",
"Труды преподобного Сергия", "Философы",
"Под благовест",
"Пустынник"
вот далеко не полный перечень полотен, замысел которых и эскизы к которым делались в посаде и его окрестностях. Останавливаясь в гостинице Черниговского скита или на Вифанке у "бабы Бизяихи", он слал в Москву родным письма, полные любви к этим местам, в которых, например, есть такие строки: "Вот я и снова под Москвой, у "Сергия". Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество. Сегодня видел оригинал ёлочки для "Пустынника", за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой стройной. Правда за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно".


А потом, он вновь и вновь, как заколдованный, возвращался сюда. Существуют предания, что юного Варфоломея он писал с больной девочки, встреченной им в деревне Комякино, пейзаж для этого полотна - в Радонеже,


4


а изображения о. Павла Флоренского и Булгакова для "Философов" - в саду дома на Дворянской улице. Именно в Посаде возник замысел ещё одного известного произведения М.В. Нестерова - "За приворотным зельем" и были сделаны его эскизы.



Если К.Ф. Юон и М.В. Нестеров, влюблённые в это место неоднократно бывали здесь и до, и после революционных бурь, то Б.М. Кустодиев оказался здесь всего один раз 12-15 апреля 1912 г., когда перед ним обозначилась проблема написания заказанного ему автопортрета для галереи Уффици. Хорошо понимая, что такими заказами не пренебрегают, он, по-видимому, долго размышлял над тем, как подать миру свой образ. Решение пришло неожиданно, когда художник оказался в Сергиевском посаде.


"Автопортрет на фоне Красной башни" (имеется в виду Пятницкая, которая в ту пору имела красную расцветку) достойно представил художника в сокровищнице мирового искусства. Меньше десятка русских мастеров удостоились этой чести быть принятыми в галерее автопортретов Уффици, и среди них - прекрасный русский живописец Б.М. Кустодиев.



В 1893 г. и В.И. Суриков написал в Посаде свою акварель "У Троицы".



Значителен вклад в русское искусство выдающегося отечественного художника-графика В.А. Фаворского, крупнейшего мастера советского изобразительного искусства - лауреат Ленинской премии, действительный член Академии художеств, народный художник СССР, прожившего в нашем городе два десятилетия своей жизни с 1919 по 1939 гг. Эти годы сложились для художника в отдельную главу его жизни. Широко известны его иллюстрации к "Слову о полку Игореве", "Борису Годунову", серии гравюр по старой русской архитектуре. Здесь родились его дети, здесь жили его друзья М.М. Пришвин, П.А. Флоренский.


В.А. Фаворский, придавал большое значение архитектурному образу лавры в своих работах, отмечал, что "хорошая архитектура заменяет природу".


5



"Мы оценили верность этого замечания, - писала его жена М.В. Фаворская, - прожили в стенах Сергиевского Кремля три с половиной года и не скучали по природе… Вся эта прекрасная старинная архитектура менялась от времени года, от часов дня или ночи, от освещения, от погоды…".



В Сергиевом Посаде часто бывали художники И.С. Ефимов и Н.Я. Симонович-Ефимова. После одного из таких приездов Нина Яковлевна написала: "Я ездила в Загорск на три дня. Никогда не дышала таким ароматным воздухом. Должна была вернуться сегодня утром, но всё пропускала и пропускала поезда и оставалась…".



А.И. Лактионов, создал в Загорске целый ряд своих произведений, в том числе, одно из знаковых полотен XX в. - "Письмо с фронта". "Я с моей большой семьей жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушек, а впоследствии устроена большая келья". Именно здесь в сводчатом помещении стены изобразил себя художник в кругу своей семьи (1945 г.).


Многие старожилы города сохранили воспоминания о тогдашнем быте художника в Загорске. Да и сам он вспоминал: "До получения заказа на картину "Письмо с фронта" и успеха её на выставке жить с семьей мне было довольно трудно… Я был одинок, у меня не было мастерской, жил с семьей в плохой квартире. И всё же, несмотря на эти трудности, я не падал духом, верил в искусство, беззаветно любил его и знал, что иду по верному пути".



С 1944 по 1952 гг. ежегодно подолгу бывал в Загорске А.А. Осмёркин.



Уже во время войны приехала впервые в Загорск Т.А.Маврина и написала: "В 41-м году среди чудесной Загорской пестроты и красоты (несмотря на войну, ведь всё равно, на зло всему на свете, башни стояли ярко-розовые, старинные храмы - умопомрачительно прекрасные)".




6


А затем, из года в год возвращалась художница в наш город, чтобы запечатлеть мгновения его жизни в многочисленных ярких акварелях, гуашах, рисунках. Загорск занял в её искусстве особое место, он дал ей творческий импульс для самого пристального изучения русской архитектуры. Характерно также, что многие загорские акварели художницы стали для неё ещё и источником иллюстраций к сказкам. Так, например, образ города в "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина возник из акварели "Белые облака над Загорском" (1944 г.).


Привлекал Т.А. Маврину и хлопотливый Загорский быт. В этих графических листах город предстаёт живым, праздничным, реальным. Изображая старое и новое в облике города как единый цельный образ, она показывает, что красота старой русской архитектуры совершенно органично входит в повседневную жизнь.



Здесь в Посаде начинали свою творческую биографию и наши уроженцы: С.И. Вашков - художник прикладного искусства и художественный критик, главный редактор журнала церковного искусства "Светильник";


А также академик живописи А.А. Киселёв - участник Абрамцевского художественного кружка, друг и сподвижник В.Д.Поленова.



Во все времена славилась усадьба Абрамцево, сыгравшая заметную роль в истории русской культуры. В середине XIX века ее приобрел известный писатель С. Т. Аксаков. Сюда приезжали писатели И. С. Тургенев и Н. В. Гоголь, историк Т. Н. Грановский, великий русский актер М. С. Щепкин. В 1870 году усадьбу приобрел крупный предприниматель С. И. Мамонтов. "Литературное гнездо" при нем превратилось в творческую мастерскую. В 1872 году в Абрамцево была открыта художественно-столярная мастерская Е. Д. Поленовой, положившая начало возрождению народного промысла резьбы по дереву. Спустя семь лет приступила к работе керамическая мастерская, славу которой принесли новаторские произведения, и, прежде всего работы по эскизам М. А. Врубеля.



7


В Абрамцево жили и творили или посещали его почти все выдающиеся деятели искусства: художники


В. Д. Поленов,
И. Е. Репин,
В. М. Васнецов,
М. В. Нестеров,
М. А. Врубель,
С. А. и К. А. Коровины,
В. И. Суриков,
И. И. Левитан,
В. А. Серов,
народные артисты К. С. Станиславский, М. Н. Ермолова,
великий русский оперный певец народный артист Ф. И. Шаляпин.
В столовой абрамцевского дома В. А. Серов создал свой шедевр "Девочка с персиками",


И. Е. Репин писал "Проводы новобранца",


а В. М. Васнецов "Трех богатырей".



По эскизам Врубеля изготовлен керамический диван, установленный в парке. По эскизам Васнецова выстроены "избушка на курьих ножках", а также кирпичная одноглавая церковь со звонницей.



Красоты абрамцевских пейзажей привлекали сюда выдающихся советских художников, произведения которых продолжают лучшие традиции предшественников. Здесь работали А. М. Герасимов, И. Э. Грабарь, В. И. Мухина, Н. И. Машков, Б. В. Иогансон, П. А. Радимов, С. Д. Тавасиев.



http://30sp.detkin-club.ru/articles/19077



Другие статьи в литературном дневнике: