Барченков Николай Иванович.

Раиса Бобрешова: литературный дневник

Барченков Николай Иванович.


\\\\\\\\\\


\\\\\\\\\\


\\\\\\\\\\


Милый сердцу реализм


Июль 2005, Газета «Вперёд»
https://xn----8sbedibbx1djfkj.xn--p1ai/--/?fbclid=IwAR0sFF85tHqV8BiFxjtDSCHUqK49PBVpSiW9vRNY-3HamSrsXCkiCxspkvI


В канун Дня России в библиотеке филиала ВГИКа открылась выставка работ народного художника РСФСР Николая Ивановича БАРЧЕНКОВА. Инициативу библиотекаря Татьяны Садиковой поддержала младшая дочь Барченкова — Наталия Николаевна, предоставив ряд неизвестных широкому зрителю картин отца.


Н. И. Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников. Их дом находился в Крестьянской слободке на западной окраине Сергиева Посада . Рано увлёкся рисованием. Тяжёлая травма правой руки не помешала шестнадцатилетнему подростку осуществить свою мечту — стать профессиональным художником. За год он научился работать левой рукой и в 1935 году поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года.


Работал копиистом в Музее Революции СССР, в военное время занимался маскировкой памятников Загорска. Как мастер сложился под влиянием русской реалистической живописи рубежа XIX — XX веков.


Одной из важнейших в его творчестве оставалась тема войны. Большое внимание уделял натуре, также обращался к жанру портрета, писал дорогих его сердцу людей.


Но основным жанром становится пейзаж. Милый сердцу Загорск, Троице-Сергиева лавраСветлана Пешкова — источники его вдохновения.


Его живопись отражает ключевые исторические события страны. Интересна в этом плане тематическая картина "Лампочка Ильича": каждый персонаж выписан с большой теплотой и любовью: безудержно смеётся мальчик — дивится горящей лампочке, которая пришла на смену лучине.


Отражение ярких детских впечатлений — эпическое полотно "Базар. Загорск. 20-е годы", написанное в конце восьмидесятых. Это образ жизни Сергиева Посада начала XX века – города игрушечников, резчиков, иконописцев, шумных, многоликих базаров.


Простота и ясность темы характерны для всего творчества Барченкова. Он подлинно русский художник с активной жизненной позицией; один из тех, кто отдал немало сил созданию Московской областной организации Союза художников.


Важное место в творчестве занимает натюрморт. Его знаменитые "Ромашки" переносят меня в 70-е годы, когда я впервые вместе с коллективом газеты "Вперёд", где тогда работала, посетила мастерскую художника на Кировке.


Нас встретила Людмила Николаевна, супруга Барченкова. О художественной мастерской стоит сказать отдельно: особый характерный микроклимат — тишина, располагающая к творчеству; засушенные цветы в вазах и, конечно, картины — пейзажи, натюрморты, исторические полотна — на стенах и вдоль; мольберты, краски… И сам художник — колоритный и запоминающийся — встречал нас сияющим доброжелательным взглядом и улыбкой, широким жестом указывая на своё богатство и приглашая пройти.


Огромным уважением к таланту проникаешься сразу же. Я обратила внимание, что Барченков очень тонкий мастер живописи: умеет работать красками так, что снег на картинах кажется ощутимым — как и рябина на снегу, и роскошные ромашки в вазе…


Бережное, любовное отношение к Людмиле Николаевне, жене и Музе, ощущалось в портретах. "Людмила — моя большая удача в жизни, — говорил Барченков, — мы созвучны друг другу".


Природа, вечная молодость и красота жизни, оптимизм и радость бытия — таков лейтмотив творчества художника. В его холсты органично вписываются архитектурные памятники, а образ русского провинциального города приобретает масштабное значение.


На выставке живописи Барченкова в библиотеке ВГИКа вы не увидите портрета и привычного натюрморта, здесь Барченков выступает как художник-анималист. "Люблю природу, животных, лошадок", — говорил при жизни он. Коровы, куры, лошади, голуби оживляют его пейзажи. Не окажись их, и картина станет неполной — без подворья трудно представить себе жизнь загорчанина 50—70 годов.


Вот, например, картина "Снег стаял" (1965 год). Весна: лес, пруд, изба с забором, куры рассыпались по двору; выстиранные половички на верёвках. Характерный быт загорчанина; но за этим проступает жизнь России. Те же самые чувства испытываешь и перед другими картинами на выставке.


Этот быт понятен и дорог Барченкову: он сам вырос в такой избе в многодетной семье игрушечников, которые держали скот, пахали, сеяли, а зимой промышляли кустарным ремеслом. И родители, и соседи делали игрушку из папье-маше. Особенно нравились мальчику большие сказочные кони — чёрные, гривастые, резко отличавшиеся от работящих домашних лошадок.


Ни одно явление природы не ускользает от внимания художника. Он восхищается цветущей вербой и даже кружевной снытью на луговой части подворья за забором…


Всё это дорого и мило художнику. Его жизнелюбие, жизне-стойкость, его философия мира импонируют зрителю. Лучшие его произведения вошли во всемирно известное собрание Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника , но и малоизвестная живопись Барченкова, представленная в библиотеке ВГИКа, занимает достойную нишу в изобразительном искусстве.


Римма Кренделькова


Фото Анатолия Максимова


Источник: Газета Вперёд


\\\\\\\\\\


БАРЧЕНКОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ


https://www.liveinternet.ru/users/6108784/post418717396
Воскресенье, 30 Июля 2017 г.

Николай Иванович Барченков (1918—2002) — народный художник РСФСР (1980), почетный член Итальянской академии художеств, живописец. Как профессиональный живописец Н. И. Барченков сложился под влиянием лучших традиций отечественного изобразительного искусства, художественного. наследия таких мастеров реалистической школы, как А. Е. Архипов, К. Ф. Юон, В. К. Бялыницкий-Бируля. Внимательное изучение и наблюдение натуры, последовательный реализм сочетаются в его творчестве с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира. Н. И. Барченков не ограничивает себя в жанровом и тематическом выборе, его кисти в равной степени подвластны пейзаж и жанровая картина, портрет и натюрморт.


Искренние, доверительные интонации полотен Н. Барченкова никого не оставляют равнодушным. Многочисленные выставки, в которых принимал участие Н. И. Барченков, его персональные выставки, включая зарубежные (Япония, Германия), неизменно вызывали большой интерес публики и восторженные отклики в прессе. О международном признании его таланта свидетельствует награждение золотой медалью Итальянской Академии художеств и присуждение ему звания её Почетного члена.


Картины Н. И. Барченкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в художественном музее родного города, почетным гражданином которого он является, во многих российских художественных музеях и галереях, в частных коллекциях за рубежом: Японии, Италии, Франции, Испании, Финляндии, Германии.


\\\\\\\\\\



\\\\\\\\\\


Главой правительства РФ Дмитрием Медведевым в дар патриарху Московскому и всея Руси Кириллу был передан пейзаж художника Николая Барченкова "Уголок Загорска"
22-го ноября 2016 г.


МОСКВА, 22 ноября. /ТАСС/. Президент и премьер-министр РФ Владимир Путин и Дмитрий Медведев поздравили патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 70-летним юбилеем.
...


Также в храм приехали и глава правительства РФ с супругой. Дмитрий и Светлана Медведевы поздравили патриарха, после чего супруга премьера вручила юбиляру белый праздничный букет. В дар имениннику был также передан пейзаж художника Николая Барченкова "Уголок Загорска".
...


Подробнее на ТАСС, Сергиевские ведомости


http://barchenkov.ru/events/event.html?id=10


\\\\\\\\\\


Газета "Вперед" г. Сергиев Посад от 18 июня 1998 года.


" ПАТРИАРХ "


" Нам всем не хватает простодушия,
чтобы делать искусство".


Шопенгауэр.


Николай Иванович переживал, что после открытия его выставки накануне Дня города люди как-то рано разошлись по своим делам и картины остались без зрителей. Напрасно! На следующий день, 7 июня, в Конном дворе, случился аншлаг, если это слово применимо к изобразительной выставке. На Барченкова было паломничество! Нет сомнения, что к этим картинам "не зарастет народная тропа" во все месяцы экспонирования.


"Патриарх"- промелькнуло в одном альбоме. Барченков – первый, если не единственный из наших художников, кто по праву и легко несет свой звучный титул.
На вернисаже 6 июня народный художник России, почетный член итальянской Академии художеств, почетный гражданин Сергиево Посада, один из создателей Сергиево Посадской организации союза художников помещался с супругой Людмилой Николаевной в старинных креслах абрамцевской школы (сам – в фондовом "кресле Ивана Грозного"- музей может щегольнуть такими "мелочами"). Цветов было столько, что их просто клали вповалку на пол. В ворохе не затерялся букетик сирени - знаменитой сирени Барченкова. Играли классику ХХ века.


" Этот автор не нуждается в комментариях. Оценка его творчества давно всем известна, оно заслужило самых высоких похвал, - сказал глава района В.Д. Гончаров. - Его патриотизм - в любви к месту, где живешь, к своему краю, притом патриотизм не абстрактный, а тот, что материализуется в дела".
Председатель областного Комитета по культуре С.В. Гужаев обещал поддержать выпуск каталога выставки.


Директор музея К.В. Бобков напомнил, что именно выставкой Барченкова открылся пять лет назад "Конный двор". Назвал настоящую экспозицию совместным "подарком художника и музея городу к его Дню".


Заведующая отделом музея, создатель экспозиции Е. Куценко привела цифры: развешены 90 картин и еще несколько десятков произведений, главным образом, графика и наброски, выставлены в витринах. Экспозиция охватывает более чем полувековой период - с 1943 года по конец 90-х. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж.


Елена Куценко, искусствовед: Николай Барченков - художник, которого знают с детства. Вначале планировали выставить вещи из собрания музея - у нас хранятся лучшие полотна Николая Ивановича.


Но когда побывали в мастерской, увидели совершенно потрясающие этюды, зарисовки - богатейший рабочий материал, который позволил написать многие знаменитые картины, - решили, что это надо обязательно показать, ибо в них дух времени.


Искренность, с какой это написано, просто поражает! Многие вещи зрители видят впервые. Я знаю, что Николаю Ивановичу выставка понравилась.


Валерий СЕКРЕТ, художник: Николай Барченков всегда делал то, во что верил. У его живописи неповторимое качество, которое нельзя выразить словами. Надо смотреть и чувствовать ее обаяние. Кировская улица Барченкова - это образ всего Посада, всей России. Я хотел бы, чтобы лучшие вещи мастера остались у нас в городе.


Михаил ГЛИНКИН, искусствовед: У него от матери целеустремленная любовь к городу, к России, к семье. Эти краеугольные камни обеспечили его успех как художника. Барченков шел не по пустому месту, его предшественники в изображении города - Юон, Соколов.


Я хотел бы сказать о его маме, ведь, сегодня родительская суббота. Мы все ее любили. Зимой 41-го года, когда войска шли на Дмитров, дом Барченковых был открыт, самовар со стола не убирался. Это мама. Это был и остается гостеприимный дом, открытый для всех.


Анатолий ВЛАСОВ, художник: У Барченкова - филигранная точность в передаче чувств. Ощущения от каждой картины разные - признак того, что цель решена. Те же сюжеты, что в каждом салоне: пейзажи, домики, цветы. Но в салоне имитация, а здесь искусство, потому что картины поражают чувства и душу.


Суриков говорил, что хорошая работа проверяется на расстоянии. Отходишь, а она "работает". У Барченкова любая вещь на удалении держится, не проигрывает, потому что в ней не только изобразительная, но художественная правда. Рембрандта иногда называют великим абстракционистом: там найдено каждое пятно, издали и видны только пятна, но это же и есть абстрактность! Тот же эффект наблюдаем у Барченкова - признак большого искусства.


Владимир ПЕТРОВ, художник: Он сохранил традиции великих реалистов ХIХ века, в этом его заслуга. Не потерял язык и метод. Утрата основ очень опасна.
Иван САНДЫРЕВ, заслуженный художник России: Барченков - художник со счастливой судьбой. Он не мучился над темой - остался верен городу - не искал форму. Барченков созерцает этот мир. Мы чуть моложе. Если раньше художник сидел в цирке и наблюдал жизнь, то в 60-е годы он вышел на арену, стал участником жизни…
Николай Бухонов, педагог: Николай Иванович - продолжатель традиции реалистической московской школы живописи. Отсюда - выбор натуры, любовь к изображаемому, особая эмоциональная теплота.


Николай БЕЛЯЕВ, заслуженный художник России: Я пришел на выставку раньше всех и вошел сюда как в храм искусства. Знаю его хорошо с 36-го года и все равно не перестаю удивляться таланту, который содержится в каждой работе!
Когда я вернулся с фронта без руки, на костылях, когда не было никаких перспектив, он встретил меня и сказал: "Коля, работай". Если бы не он, меня бы, может быть, и не было, честно!..
Людмила БАРЧЕНКОВА, супруга мастера: Он труженик большой. Бывало, летом я еще сплю, а он встанет в 4 утра, глядишь, уже с этюдом идет.
Николай БАРЧЕНКОВ: Вы спрашиваете, что главное в жизни? Возможность сказать.


Игорь Борисов.


\\\\\\\\\\


Николай Иванович Барченков


В ряду известных живописцев России, оставивших серьезный след в истории русской живописи и прославивших своим творчеством город Сергиев-Посад - заслуженно стоит Народный художник России Николай Иванович Барченков (1918-2002) - внесший свой заметный вклад в культурную историю города, в развитии реалистического направления в искусстве живописи Подмосковья.


Николай Иванович Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. С ранних лет проявилось у него увлечение рисованием, детская наблюдательность, любовь к животным и природе определили героев его первых рисунков.


В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 год, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде.
После окончания училища в 1939 году, работая копиистом в Музее Революции, Н.И. Барченков внимательно изучал своеобразие художественной манеры известных советских художников.


Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации - Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников.
В 1945 году Барченков был принят в члены Московского областного Союза художников.Большое значение для его творческого роста имела работа на Академической даче им. И.Е. Репина, куда он приехал в первом потоке художников сразу после ее открытия в 1948 году. Поддержку в профессиональном становлении художника сыграл Загорский музей-заповедник, где в 1953 году прошла его первая персональная выставка, позже были организованы большие юбилейные экспозиции мастера. В собрании музея ныне хранятся его лучшие полотна.
С 1944 года Н.И.Барченков - постоянный участник Всесоюзных, Республиканских, Областных и Зональных художественных выставок, а так же, с 1965 года, выставок за рубежом ( США, Франция, Великобритания, Япония, Польша, Италия, Финляндия, Германия, Канада).
Как профессиональный живописец Н.И. Барченков сложился под влиянием реалистических традиций отечественного реалистического искусства, художественного наследия "передвижников", мастеров "Союза русских художников".
Но творческое вдохновение он черпал не столько в искусстве художников предшествующих поколений, сколько в реальной действительности. Внимательное изучений и наблюдение натуры , последовательный реализм сочетаются у него с тонким и поэтическим восприятием окружающего мира.
С самого начала творческого пути Н.И. Барченков не ограничивал себя в жанровом и тематическом выборе. С увлечением работал над картиной "Колхозное стадо", экспонированной на Всероссийской выставке 1947 года в залах Третьяковской галереи, Этапным стало для него полотно " В освобожденные места" (1948 г.). Н.И. Барченков много ездил, накапливая необходимые для будущих полотен зарисовки, наброски, эскизы. Многочисленные анималистические этюды, жанровые композиции сложились в цикл произведений о сельской жизни.
В 1950-х годах появляются картины, посвященные детям, портреты.
Заслуженное признание Барченков получил как художник, передавший красоту и своеобразие русской провинции в пейзаже и натюрморте. Природа Подмосковья дает неисчерпаемый источник вдохновения художнику. Сергиев Посад, его история, современная жизнь, его природа - главный лейтмотив творчества. В картинах и этюдах с теплотой передана неповторимая выразительность древнерусской архитектуры, ансамбля Троице-Сергиевой лавры, раскрыт мир родного города, где каждый уголок хорошо знаком и любим с детства. В 70-х годах сложились ставшими знаменитыми и породившие массу подражаний "барченковские" мотивы натюрмортов: красная калина на столе, в занесенном снегом уголке сада, спелые яблоки среди опавших листьев, пышные ромашковые букеты и клубника, а также сюжеты городских пейзажей: Лавра сквозь причудливую графику ветвей, посадские дома, выглядывающие из под снежных "шапок", многоголосые пестрые базары на Красногорской площади близ монастырских стен.


В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР"


В 1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Бари- (Италия).

В 1980 году Николаю Ивановичу присвоено звание "Народный художник РСФСР".
Его большие персональные выставки прошли в 1978, 1980, 1988 гг. в Москве, в 1980 - Токио (Япония), 1984 г. - Монреале (Канада).


Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской.


Работы Н.И.Барченкова находятся в собраниях Третьяковской галереи,Русского Музея С.Петербурга и других крупных музеях нашей страны, а за рубежом-в собраниях национальных музеев и крупнейших художественных галерей.
http://barchenkov.ru/about.html


\\\\\\\\\\



Валерий Александрович Голубев - Николаю Ивановичу Барченкову
В надмирных звуках музыки...
***
В надмирных звуках музыки душа
Витала нотою высокой, звонкой, чистой
И на волнах энергии лучистой
Добра
плыла над миром не спеша.
И, оторвавшись от земных забот,
Совсем легко в эмпиреях парила
И полагала — рай уже грядёт,
Где святость безраздельно воцарила.
А взгляд — отдельно —
Сам вдоль стен скользил,
Увешанных картинами живыми, —
А не среди мерцающих светил, —
И всё же много сходства находил
Между явлениями вовсе не родными.
А на полотнах расплескалась жизнь,
Простая жизнь с заботами земными,
Но в этой жизни взгляды находили
Крупицы космоса и выделяли их,
Чтоб с музыкою слить их воедино.
И был живителен тот творческий союз
Волшебных звуков музыки и красок
На полотне и радуги в душе,
И разгоралось ярче раз за разом
Сияние возвышенное муз.
1998
(Оркестровый концерт в "Конном дворе"
на фоне выставки народного художника Н. Барченкова)



Другие статьи в литературном дневнике: