Барченков Николай Иванович.Барченков Николай Иванович. \\\\\\\\\\ \\\\\\\\\\ Милый сердцу реализм Июль 2005, Газета «Вперёд» В канун Дня России в библиотеке филиала ВГИКа открылась выставка работ народного художника РСФСР Николая Ивановича БАРЧЕНКОВА. Инициативу библиотекаря Татьяны Садиковой поддержала младшая дочь Барченкова — Наталия Николаевна, предоставив ряд неизвестных широкому зрителю картин отца. Н. И. Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников. Их дом находился в Крестьянской слободке на западной окраине Сергиева Посада . Рано увлёкся рисованием. Тяжёлая травма правой руки не помешала шестнадцатилетнему подростку осуществить свою мечту — стать профессиональным художником. За год он научился работать левой рукой и в 1935 году поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года. Работал копиистом в Музее Революции СССР, в военное время занимался маскировкой памятников Загорска. Как мастер сложился под влиянием русской реалистической живописи рубежа XIX — XX веков. Одной из важнейших в его творчестве оставалась тема войны. Большое внимание уделял натуре, также обращался к жанру портрета, писал дорогих его сердцу людей. Но основным жанром становится пейзаж. Милый сердцу Загорск, Троице-Сергиева лавраСветлана Пешкова — источники его вдохновения. Его живопись отражает ключевые исторические события страны. Интересна в этом плане тематическая картина "Лампочка Ильича": каждый персонаж выписан с большой теплотой и любовью: безудержно смеётся мальчик — дивится горящей лампочке, которая пришла на смену лучине. Отражение ярких детских впечатлений — эпическое полотно "Базар. Загорск. 20-е годы", написанное в конце восьмидесятых. Это образ жизни Сергиева Посада начала XX века – города игрушечников, резчиков, иконописцев, шумных, многоликих базаров. Простота и ясность темы характерны для всего творчества Барченкова. Он подлинно русский художник с активной жизненной позицией; один из тех, кто отдал немало сил созданию Московской областной организации Союза художников. Важное место в творчестве занимает натюрморт. Его знаменитые "Ромашки" переносят меня в 70-е годы, когда я впервые вместе с коллективом газеты "Вперёд", где тогда работала, посетила мастерскую художника на Кировке. Нас встретила Людмила Николаевна, супруга Барченкова. О художественной мастерской стоит сказать отдельно: особый характерный микроклимат — тишина, располагающая к творчеству; засушенные цветы в вазах и, конечно, картины — пейзажи, натюрморты, исторические полотна — на стенах и вдоль; мольберты, краски… И сам художник — колоритный и запоминающийся — встречал нас сияющим доброжелательным взглядом и улыбкой, широким жестом указывая на своё богатство и приглашая пройти. Огромным уважением к таланту проникаешься сразу же. Я обратила внимание, что Барченков очень тонкий мастер живописи: умеет работать красками так, что снег на картинах кажется ощутимым — как и рябина на снегу, и роскошные ромашки в вазе… Бережное, любовное отношение к Людмиле Николаевне, жене и Музе, ощущалось в портретах. "Людмила — моя большая удача в жизни, — говорил Барченков, — мы созвучны друг другу". Природа, вечная молодость и красота жизни, оптимизм и радость бытия — таков лейтмотив творчества художника. В его холсты органично вписываются архитектурные памятники, а образ русского провинциального города приобретает масштабное значение. На выставке живописи Барченкова в библиотеке ВГИКа вы не увидите портрета и привычного натюрморта, здесь Барченков выступает как художник-анималист. "Люблю природу, животных, лошадок", — говорил при жизни он. Коровы, куры, лошади, голуби оживляют его пейзажи. Не окажись их, и картина станет неполной — без подворья трудно представить себе жизнь загорчанина 50—70 годов. Вот, например, картина "Снег стаял" (1965 год). Весна: лес, пруд, изба с забором, куры рассыпались по двору; выстиранные половички на верёвках. Характерный быт загорчанина; но за этим проступает жизнь России. Те же самые чувства испытываешь и перед другими картинами на выставке. Этот быт понятен и дорог Барченкову: он сам вырос в такой избе в многодетной семье игрушечников, которые держали скот, пахали, сеяли, а зимой промышляли кустарным ремеслом. И родители, и соседи делали игрушку из папье-маше. Особенно нравились мальчику большие сказочные кони — чёрные, гривастые, резко отличавшиеся от работящих домашних лошадок. Ни одно явление природы не ускользает от внимания художника. Он восхищается цветущей вербой и даже кружевной снытью на луговой части подворья за забором… Всё это дорого и мило художнику. Его жизнелюбие, жизне-стойкость, его философия мира импонируют зрителю. Лучшие его произведения вошли во всемирно известное собрание Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника , но и малоизвестная живопись Барченкова, представленная в библиотеке ВГИКа, занимает достойную нишу в изобразительном искусстве. Римма Кренделькова Фото Анатолия Максимова Источник: Газета Вперёд \\\\\\\\\\ БАРЧЕНКОВ, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ https://www.liveinternet.ru/users/6108784/post418717396 Искренние, доверительные интонации полотен Н. Барченкова никого не оставляют равнодушным. Многочисленные выставки, в которых принимал участие Н. И. Барченков, его персональные выставки, включая зарубежные (Япония, Германия), неизменно вызывали большой интерес публики и восторженные отклики в прессе. О международном признании его таланта свидетельствует награждение золотой медалью Итальянской Академии художеств и присуждение ему звания её Почетного члена. Картины Н. И. Барченкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в художественном музее родного города, почетным гражданином которого он является, во многих российских художественных музеях и галереях, в частных коллекциях за рубежом: Японии, Италии, Франции, Испании, Финляндии, Германии. \\\\\\\\\\
Главой правительства РФ Дмитрием Медведевым в дар патриарху Московскому и всея Руси Кириллу был передан пейзаж художника Николая Барченкова "Уголок Загорска" МОСКВА, 22 ноября. /ТАСС/. Президент и премьер-министр РФ Владимир Путин и Дмитрий Медведев поздравили патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 70-летним юбилеем. Также в храм приехали и глава правительства РФ с супругой. Дмитрий и Светлана Медведевы поздравили патриарха, после чего супруга премьера вручила юбиляру белый праздничный букет. В дар имениннику был также передан пейзаж художника Николая Барченкова "Уголок Загорска". Подробнее на ТАСС, Сергиевские ведомости http://barchenkov.ru/events/event.html?id=10 \\\\\\\\\\ Газета "Вперед" г. Сергиев Посад от 18 июня 1998 года. " ПАТРИАРХ " " Нам всем не хватает простодушия, Шопенгауэр. Николай Иванович переживал, что после открытия его выставки накануне Дня города люди как-то рано разошлись по своим делам и картины остались без зрителей. Напрасно! На следующий день, 7 июня, в Конном дворе, случился аншлаг, если это слово применимо к изобразительной выставке. На Барченкова было паломничество! Нет сомнения, что к этим картинам "не зарастет народная тропа" во все месяцы экспонирования. "Патриарх"- промелькнуло в одном альбоме. Барченков – первый, если не единственный из наших художников, кто по праву и легко несет свой звучный титул. " Этот автор не нуждается в комментариях. Оценка его творчества давно всем известна, оно заслужило самых высоких похвал, - сказал глава района В.Д. Гончаров. - Его патриотизм - в любви к месту, где живешь, к своему краю, притом патриотизм не абстрактный, а тот, что материализуется в дела". Директор музея К.В. Бобков напомнил, что именно выставкой Барченкова открылся пять лет назад "Конный двор". Назвал настоящую экспозицию совместным "подарком художника и музея городу к его Дню". Заведующая отделом музея, создатель экспозиции Е. Куценко привела цифры: развешены 90 картин и еще несколько десятков произведений, главным образом, графика и наброски, выставлены в витринах. Экспозиция охватывает более чем полувековой период - с 1943 года по конец 90-х. Жанры: портрет, натюрморт, пейзаж. Елена Куценко, искусствовед: Николай Барченков - художник, которого знают с детства. Вначале планировали выставить вещи из собрания музея - у нас хранятся лучшие полотна Николая Ивановича. Но когда побывали в мастерской, увидели совершенно потрясающие этюды, зарисовки - богатейший рабочий материал, который позволил написать многие знаменитые картины, - решили, что это надо обязательно показать, ибо в них дух времени. Искренность, с какой это написано, просто поражает! Многие вещи зрители видят впервые. Я знаю, что Николаю Ивановичу выставка понравилась. Валерий СЕКРЕТ, художник: Николай Барченков всегда делал то, во что верил. У его живописи неповторимое качество, которое нельзя выразить словами. Надо смотреть и чувствовать ее обаяние. Кировская улица Барченкова - это образ всего Посада, всей России. Я хотел бы, чтобы лучшие вещи мастера остались у нас в городе. Михаил ГЛИНКИН, искусствовед: У него от матери целеустремленная любовь к городу, к России, к семье. Эти краеугольные камни обеспечили его успех как художника. Барченков шел не по пустому месту, его предшественники в изображении города - Юон, Соколов. Я хотел бы сказать о его маме, ведь, сегодня родительская суббота. Мы все ее любили. Зимой 41-го года, когда войска шли на Дмитров, дом Барченковых был открыт, самовар со стола не убирался. Это мама. Это был и остается гостеприимный дом, открытый для всех. Анатолий ВЛАСОВ, художник: У Барченкова - филигранная точность в передаче чувств. Ощущения от каждой картины разные - признак того, что цель решена. Те же сюжеты, что в каждом салоне: пейзажи, домики, цветы. Но в салоне имитация, а здесь искусство, потому что картины поражают чувства и душу. Суриков говорил, что хорошая работа проверяется на расстоянии. Отходишь, а она "работает". У Барченкова любая вещь на удалении держится, не проигрывает, потому что в ней не только изобразительная, но художественная правда. Рембрандта иногда называют великим абстракционистом: там найдено каждое пятно, издали и видны только пятна, но это же и есть абстрактность! Тот же эффект наблюдаем у Барченкова - признак большого искусства. Владимир ПЕТРОВ, художник: Он сохранил традиции великих реалистов ХIХ века, в этом его заслуга. Не потерял язык и метод. Утрата основ очень опасна. Николай БЕЛЯЕВ, заслуженный художник России: Я пришел на выставку раньше всех и вошел сюда как в храм искусства. Знаю его хорошо с 36-го года и все равно не перестаю удивляться таланту, который содержится в каждой работе! Игорь Борисов. \\\\\\\\\\ Николай Иванович Барченков В ряду известных живописцев России, оставивших серьезный след в истории русской живописи и прославивших своим творчеством город Сергиев-Посад - заслуженно стоит Народный художник России Николай Иванович Барченков (1918-2002) - внесший свой заметный вклад в культурную историю города, в развитии реалистического направления в искусстве живописи Подмосковья. Николай Иванович Барченков родился в 1918 году в семье потомственных кустарей-игрушечников в Сергиевом Посаде. С ранних лет проявилось у него увлечение рисованием, детская наблюдательность, любовь к животным и природе определили героев его первых рисунков. В 1935 году Николай Иванович поступил в Московское областное училище Памяти 1905 год, где с большим пиететом относились к наследию великих русских мастеров: Ильи Репина, Константина Коровина, Валентина Серова, Исаака Левитана. Реализм русской художественной школы для молодого художника стал профессиональной и идейной базой, органично совпавшей с его личной приверженностью жизненной правде. Вернувшись в родной город в 1941 году, он активно включился в его культурную жизнь, участвуя в подготовке выставок и работая над созданием после почти двадцатилетнего перерыва творческой профессиональной организации - Товарищества загорских художников, явившейся прологом в истории организации Союза художников. В 1972 году Н.И. Барченкову было присвоено почетное звание "Заслуженный художник РСФСР" В 1978 году он был награжден золотой медалью и званием Почетного члена Итальянской Академии художеств на Международной ярмарке искусств в Бари- (Италия). Николай Иванович Барченков вел активную творческую и общественную работу являясь членом Правления МООХФ, Правления Союза Художников РСФСР, на протяжении многих лет являлся бессменным членом выставкома, председателем Художественного совета по живописи Загорской художественно-производственной мастерской. Работы Н.И.Барченкова находятся в собраниях Третьяковской галереи,Русского Музея С.Петербурга и других крупных музеях нашей страны, а за рубежом-в собраниях национальных музеев и крупнейших художественных галерей. \\\\\\\\\\
© Copyright: Раиса Бобрешова, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|